Способы и методы, помогающие повысить мотивацию на занятиях
Способы и методы, помогающие повысить мотивацию на занятиях
«Приохотить ребенка к учению гораздо более достойная задача, чем приневолить» К.Д. Ушинский
Деятельность без мотива или со слабым мотивом оказывается крайне неустойчивой. Важно, чтобы весь процесс обучения вызывал у ребёнка интенсивное и внутреннее побуждение к напряжённому нелегкому умственному труду.
Существует несколько способов, с помощью которых можно повысить интерес к обучению.
Мотивируйте личным примером! Интерес школьников к тому предмету, который он изучает, должен быть обусловлен не только тем, насколько профессионально учитель преподносит материал , но и тем ,какими личностными качествами обладает педагог. Если учитель доброжелательно и уважительно относится к обучающимся, дисциплинирован, ответственно выполняет свою работу, сам от работы получает удовольствие, то дети обязательно это оценят.
Всегда сдерживайте обещания! Ни в коем случае нельзя обманывать учеников. Если что-то пообещали, значит необходимо исполнить.
Будьте наставником своим ученикам! Ученику любого возраста важно быть уверенным, что ему есть, к кому обратиться за помощью. Ребенок не должен оставаться с учебной проблемой один на один.
Предоставляйте свободу! У ребят обязательно должен быть выбор в вариантах задания, в способах их выполнения. Так ученики смогут почувствовать сопричастность к определенному процессу, смогут осознать, что с их мнением считаются.
Отмечайте успехи и хвалите ребят! И хвалить желательно публично. Такая похвала позволит приобрести уверенность в собственных силах и увеличит желание двигаться вперед. Таким образом повышается внутренняя мотивация.
Уважайте своих учеников! Все они личности и хотят соответствующего отношения к себе.
Заинтересуйте своим предметом! Это один из самых действенных способов повышения мотивации. Конечно, необходимо приложить максимум усилий ,но результат стоит того.
Выработайте систему организации процесса обучения очень четко! Так меньше времени будет уходить на организационные моменты. Мотивация обязательно повысится.
На каждом занятии сообщайте цели! Детям необходимо знать, чему они научатся.
Делайте акцент на связи теории с жизнью! Это позволит повысить интерес к занятиям.
Ставьте посильные учебные задачи! Нельзя, чтобы задачи были слишком трудные или слишком простые. И те, и другие понизят мотивацию. А задача учителя ее повышать. Сложность заданий на уроках должна соответствовать уровню знаний обучающихся. И, конечно же, может быть чуть-чуть выше.
Предельно ясно формулируйте все задания! Это касается и домашних заданий. Четкое объяснение практической значимости позволит повысить мотивацию.
Освобождайте от домашнего задания учеников, которые продуктивно трудились на уроке! Возможность не выполнять домашнее задание-сильное мотивирующее средство.
Комбинируйте задания! Использование учебных фильмов, презентаций, составление кроссвордов, графиков, таблиц, схем значительно повышает мотивацию.
Не огораживайтесь от учеников столом! Не сидите все время за ним, создавая визуальный барьер.
Не читайте материал с учебника! Учитель должен быть человеком, знающим свой предмет, а не производить впечатление растерянного преподавателя, уткнувшегося в книгу.
Создавайте положительный микроклимат! Залогом эффективного труда является как доброжелательный и приветливый настрой, так и спокойный тон. Не следует слишком сильно повышать голос. Достаточно с помощью интонации выделить важное.
В заключение могу сказать, что только сочетание разнообразных способов, методов мотивации и стимулирования в своём единстве может обеспечить успешность каждого школьника в обучении.