Способы и методы, помогающие повысить мотивацию на логопедических занятиях
«Способы и методы, помогающие повысить мотивацию на логопедических занятиях»
Как известно, успешность обучения ребёнка в школе предполагает высокий уровень его развития познавательной деятельности в сочетании с положительной мотивацией к учению
Большую роль в формировании развития ребенка играет положительная мотивация к школьному обучению, понимая под мотивацией "… соотношение целей обучения с потребностями, интересами личности, а также осознание возможностей их достижения", а под мотивом "... направленность школьника на отдельные стороны учебной работы, связанную с внутренним отношением ученика к ней".
Тема повышения мотивации является актуальной для учителей-логопедов детских домов, так как специфика нарушений речи воспитанников детских домов проявляется в слабости речевых контактов, а также сниженным интересом к учебной деятельности, следовательно, с этими детьми важно не упустить время для педагогической коррекции, поэтому способствовать повышению положительной мотивации к обучению необходимо уже в дошкольном возрасте.
Формированию мотивов учения школьников способствует ряд педагогических условий:
1. Создание эмоционального комфорта для ученика.
2. Создание на логопедическом занятии ситуации успеха, учитывая особенности и темп развития каждого ученика.
3. Формирование определенных способов и приемов познавательной деятельности (работа в группах, парах, использование совместных заданий ученика и учителя-логопеда).
4. Помощь учителя-логопеда не в виде прямого вмешательства, а в виде советов, наталкивающих ученика на правильное решение.
5. Привлечение обучающихся к оценочной деятельности и формирование у них позитивной самооценки.
Как же повысить мотивацию учебной деятельности детей-логопатов на логопедических занятиях?
К приёмам деятельности учителя-логопеда, способствующим формированию мотивации учения в целом, относятся:
создание общей благоприятной атмосферы в логопедическом кабинете;
создание ситуации успеха с учётом особенностей и темпа развития каждого ребёнка;
помощь учителя-логопеда в виде советов, наталкивающих самого ребёнка-логопата на правильное решение проблемы.
Тема повышения мотивации всегда актуальна и является постоянным предметом изучения всех без исключения учителей-логопедов. Если в начале коррекционного обучения дети с удовольствием посещают занятия, то после наблюдается заметное снижение интереса.Объяснение такому положению простое: на первых этапах работы есть больше возможностей использовать игровые приёмы, но главное успешность и неуспешность детей на занятиях не столь очевидна. На дальнейших этапах коррекционной работы сложность материала увеличивается, дети по-разному усваивают новый материал. И несмотря на то, что на занятиях мы не сравниваем результаты, дети сами оценивают свои «достижения» и, как правило, не в свою пользу. Многие из них сильно переживают, когда у них что-то не получается особенно длительное время. У них падает интерес, появляется неуверенность в себе. Чем больше выражено речевое недоразвитие, тем сильнее это проявляется. Усугубляется это обстоятельство, если ребёнок тревожный, робкий, неуверенный в себе.
Первостепенная задача учителя-логопеда – всеми способами помочь ребёнку поверить в себя и в свои возможности, почувствовать себя успешным. На занятиях необходимо оценивать не конечный результат, а приложение усилий на пути к нему. Стараться находить даже совсем маленькие достижения, хвалить ребёнка. Именно такой подход позволяет всем детям независимо от их возможностей и логопедических диагнозов чувствовать себя успешным. Сложность проведения занятий состоит в исключительно индивидуализированном подходе к каждому ребёнку. Очень важно найти «ключик» к каждому ребёнку, помочь ему раскрыться. Хвалить ребёнка можно только при условии действительно совершенных стараний и усилий. При каждом удобном случае подбадривать, делать акцент на том, что получается. Необходимо тщательно осуществлять подбор материала, учитывая индивидуальные особенности каждого ребёнка и ближайшей зоны его развития.
С целью повышения мотивации к логопедическим занятиям я использую различные методы, способы и приёмы.
Положительный эмоциональный фон необходимо создавать в самом начале занятия, сопровождая его приятной музыкой, сюрпризными или игровыми моментами для того, чтобы нацелить детей-логопатов на восприятие учебного материала на протяжении всего занятия. В ходе занятия необходимо избегать критических замечаний по отношению к ребёнку-логопату; указав на ошибку, нужно объяснить, как можно её исправить. Такие позитивные высказывания учителя-логопеда как: «Я рада, что ты справился с этим заданием», «Я знала, что ты можешь пересказать эту сказку», «Посмотри, как ты стал красиво писать», — помогают детям с речевыми проблемами, особенно детям, которые проживают в детском доме с имеющейся психической депривацией.
Заинтересовать ребёнка на логопедических занятиях помогают разнообразные дидактические игры с включением кукольных героев, например, использование на занятии театра-фланелеграфа способствует развитию всех компонентов речи, а также благоприятно влияет на познавательную деятельность детей-логопатов.
Применение пальчикового театра в коррекционном процессе способствует формированию связной и просодической сторон речевого развития детей дошкольного возраста, являясь значимым звеном в коррекционном процессе.
Различных кукол можно также использовать при подведении итога занятия. Кукла может поощрить ребёнка или сделать ему замечание в корректной форме.
Как показывает опыт, куклы, участвующие на логопедических занятиях, вызывают различные эмоции у детей-логопатов, что повышает мотивацию к занятиям с учителем-логопедом.
В настоящее время учителя-логопеды имеют возможность использовать различные компьютерные технологии, которые помогают вносить в ход занятия элемент новизны, например, использование компьютерных игр: «Баба-Яга учится читать», «Развитие речи. Учимся говорить правильно», «Игры для Тигры», придаёт занимательность коррекционному процессу.
Виды заданий разнообразны: “послушай и определи нужный звук в слоге”, “распредели картинки по наличию звука”. Работая с такими заданиями, дети учатся быть внимательными. Любое логопедическое занятие начинается с организационного момента (“разминки для ума”). Тут могут быть использованы загадки и ребусы.
В процессе игры дети не только легче овладевают учебными навыками, но и развивают свои психические процессы. Особый интерес у детей с речевыми нарушениями вызывают мультимедийные презентации по изученным темам. Эти презентации включают яркий наглядный материал, схемы слов и предложений, тексты для прочтения, карточки с заданиями, который вызывает интерес у детей-логопатов, а значит повышается мотивация к учебной деятельности.
Эффективность коррекционного обучения также может быть существенно повышена при использовании на занятии речевых игр. Данные игры способствуют интеллектуальному развитию, формируют у детей-логопатов произносительные, а также лексико-грамматические навыки, которые, посредством речевых игр, закрепляются легко и непринужденно.
Ученики привыкают к тому, что каждое предлагаемое учителем-логопедом задание таит в себе какую-то “хитрость”, “фокус”, требует от них самоконтроля и самооценки, активного внимания, мыслительной и речевой деятельности. Игровые ситуации увлекают детей, снимают напряжение и усталость.
Повысить мотивацию учебной деятельности детей, придать привлекательность логопедическим занятиям помогает использование речевых игр. В игре дети не только легче овладевают учебными умениями, в том числе умениями языкового анализа и синтеза, но и учатся оценивать свои ответы и решения, а также ответы и решения одноклассников.
Таким образом, можно сделать вывод, что мотивация к логопедическим занятиям у детей повысится, если:
созданы благоприятные психолого-педагогические условия;
созданы ситуации успеха;
используются нестандартные подходы, различные игровые моменты, сюрпризы;
используются новые современные технологии.