12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Шпис Инна Валерьевна255
Россия, Свердловская обл., Березовский
2

Способы и методы, помогающие повысить мотивацию на логопедических занятиях

«Способы и методы, помогающие повысить мотивацию на логопедических занятиях»


Как известно,  успешность обучения ребёнка  в школе предполагает высокий уровень  его развития познавательной деятельности  в сочетании с положительной мотивацией к учению

Большую роль в формировании развития ребенка играет положительная мотивация к школьному обучению, понимая под мотивацией "… соотношение целей обучения с потребностями, интересами личности, а также осознание возможностей их достижения", а под мотивом "... направленность школьника на отдельные стороны учебной работы, связанную с внутренним отношением ученика к ней".

Тема повышения  мотивации является актуальной для учителей-логопедов детских домов, так  как специфика нарушений речи воспитанников детских домов проявляется в слабости речевых контактов, а также  сниженным интересом к учебной деятельности, следовательно, с этими детьми важно не упустить время для педагогической коррекции,  поэтому способствовать повышению положительной мотивации к обучению необходимо уже  в дошкольном возрасте.

Формированию мотивов учения школьников способствует ряд педагогических условий:

1. Создание эмоционального комфорта для ученика.

2.  Создание на логопедическом занятии ситуации успеха, учитывая особенности и темп развития каждого ученика.

3. Формирование определенных способов и приемов познавательной деятельности (работа в группах, парах, использование совместных заданий ученика и учителя-логопеда).

4.  Помощь учителя-логопеда не в виде прямого вмешательства, а в виде советов, наталкивающих ученика на правильное решение.

5.  Привлечение обучающихся к оценочной деятельности и формирование у них позитивной самооценки.

Как же повысить мотивацию учебной деятельности детей-логопатов на логопедических занятиях?

К приёмам деятельности учителя-логопеда, способствующим формированию мотивации учения в целом, относятся:

создание общей благоприятной атмосферы в логопедическом кабинете;
создание ситуации успеха с учётом особенностей и темпа развития каждого ребёнка;

помощь учителя-логопеда в виде советов, наталкивающих самого ребёнка-логопата на правильное решение проблемы.

Тема повышения мотивации всегда актуальна и является постоянным предметом изучения всех без исключения учителей-логопедов. Если в начале коррекционного обучения дети с удовольствием посещают занятия, то после наблюдается заметное снижение интереса.Объяснение такому положению простое: на первых этапах работы есть больше возможностей использовать игровые приёмы, но главное успешность и неуспешность детей на занятиях не столь очевидна. На дальнейших этапах коррекционной работы сложность материала увеличивается, дети по-разному усваивают новый материал. И несмотря на то, что на занятиях мы не сравниваем результаты, дети сами оценивают свои «достижения» и, как правило, не в свою пользу. Многие из них сильно переживают, когда у них что-то не получается особенно длительное время. У них падает интерес, появляется неуверенность в себе. Чем больше выражено речевое недоразвитие, тем сильнее это проявляется. Усугубляется это обстоятельство, если ребёнок тревожный, робкий, неуверенный в себе.

Первостепенная задача учителя-логопеда – всеми способами помочь ребёнку поверить в себя и в свои возможности, почувствовать себя успешным. На занятиях необходимо оценивать не конечный результат, а приложение усилий на пути к нему. Стараться находить даже совсем маленькие достижения, хвалить ребёнка. Именно такой подход позволяет всем детям независимо от их возможностей и логопедических диагнозов чувствовать себя успешным. Сложность проведения занятий состоит в исключительно индивидуализированном подходе к каждому ребёнку. Очень важно найти «ключик» к каждому ребёнку, помочь ему раскрыться. Хвалить ребёнка можно только при условии действительно совершенных стараний и усилий. При каждом удобном случае подбадривать, делать акцент на том, что получается. Необходимо тщательно осуществлять подбор материала, учитывая индивидуальные особенности каждого ребёнка и ближайшей зоны его развития.

С целью повышения мотивации к логопедическим занятиям я использую различные методы, способы и приёмы.

Положительный эмоциональный фон необходимо создавать  в самом начале занятия, сопровождая его приятной музыкой, сюрпризными или игровыми моментами для того, чтобы нацелить детей-логопатов на восприятие  учебного материала на  протяжении всего занятия.    В ходе занятия необходимо избегать критических замечаний по отношению к ребёнку-логопату; указав на ошибку, нужно объяснить, как можно её исправить. Такие  позитивные высказывания учителя-логопеда как: «Я рада, что ты справился с этим  заданием», «Я знала, что ты можешь пересказать эту сказку», «Посмотри, как ты стал красиво писать»,  —  помогают детям с речевыми проблемами, особенно детям, которые проживают в детском доме с имеющейся  психической депривацией.

Заинтересовать ребёнка на логопедических занятиях помогают разнообразные дидактические игры с включением кукольных героев, например, использование на занятии театра-фланелеграфа способствует развитию всех компонентов речи, а также  благоприятно влияет на познавательную деятельность детей-логопатов.

Применение пальчикового театра в коррекционном процессе способствует формированию связной  и просодической сторон речевого развития детей дошкольного возраста, являясь значимым звеном в коррекционном процессе.

Различных кукол можно также  использовать при подведении итога занятия.  Кукла  может поощрить ребёнка или сделать ему замечание в корректной форме.

Как показывает опыт,  куклы,  участвующие на логопедических занятиях, вызывают различные эмоции у детей-логопатов, что повышает мотивацию к занятиям с учителем-логопедом.

В настоящее время  учителя-логопеды имеют возможность использовать различные  компьютерные технологии, которые помогают вносить в ход занятия элемент новизны, например, использование   компьютерных игр: «Баба-Яга учится читать», «Развитие речи. Учимся говорить правильно», «Игры для Тигры», придаёт  занимательность коррекционному процессу.

Виды заданий разнообразны: “послушай и определи нужный звук в слоге”, “распредели картинки по наличию звука”. Работая с такими заданиями, дети учатся быть внимательными. Любое логопедическое занятие начинается с организационного момента (“разминки для ума”). Тут могут быть использованы загадки и ребусы.

В процессе  игры дети не только легче овладевают учебными навыками, но и развивают свои  психические процессы. Особый интерес у детей с речевыми нарушениями вызывают мультимедийные  презентации по изученным темам. Эти презентации включают  яркий наглядный материал, схемы слов и предложений, тексты для прочтения, карточки с заданиями, который вызывает  интерес у детей-логопатов, а значит повышается мотивация к учебной деятельности.

Эффективность коррекционного обучения  также может быть существенно повышена при использовании на занятии речевых игр. Данные игры способствуют интеллектуальному развитию,  формируют у детей-логопатов произносительные, а также  лексико-грамматические навыки, которые, посредством речевых игр, закрепляются легко и непринужденно.

Ученики привыкают к тому, что каждое предлагаемое учителем-логопедом задание таит в себе какую-то “хитрость”, “фокус”, требует от них самоконтроля и самооценки, активного внимания, мыслительной и речевой деятельности. Игровые ситуации увлекают детей, снимают напряжение и усталость.

Повысить мотивацию учебной деятельности детей, придать привлекательность логопедическим занятиям помогает использование речевых игр. В игре дети не только легче овладевают учебными умениями, в том числе умениями языкового анализа и синтеза, но и учатся оценивать свои ответы и решения, а также ответы и решения одноклассников.

Таким образом, можно сделать вывод, что  мотивация к логопедическим занятиям у детей повысится, если:

созданы благоприятные психолого-педагогические условия;

созданы ситуации успеха;

используются нестандартные подходы, различные игровые моменты, сюрпризы;

используются новые современные технологии.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.