СКИДКА 40% НА ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ИНТЕРЕСНЫЕ И ПОЛЕЗНЫЕ ВЕБИНАРЫ И КУРСЫ ОТ УРОК.РФ – АКЦИЯ ДЕЙСТВУЕТ ДО 31 ДЕКАБРЯ 2019
12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Иоланта Юрьевна Жаркова1454
Окончила филологический факультет МПГУ в 2011г (специалист). В 2013г присвоена квалификация (степень) магистра по направлению подготовки "Педагогическое образование". Педагогический стаж с 2010г.
Россия, Московская обл., Егорьевск

Способы выражения грамматической основы предложения
DOCX / 35.64 Кб

/Жаркова Иоланта Юрьевна

Учитель русского языка и литературы

Муниципальное общеобразовательное учреждение Саввинская общеобразовательная школа имени Семена Афанасьевича Калабалина.

Московская область, городской округ Егорьевск, село Саввино.

 

Способы выражения грамматической основы предложения

Учебно-дидактический материал по русскому языку для 8-11 классов

Аннотация. Данная разработка содержит учебно-дидактический материал для учащихся 8-11 классов в форме таблиц по теме «Грамматическая основа предложения», а также рекомендации по их использованию на уроках русского языка. 
Ключевые слова: таблица, наглядность, способы выражения, подлежащее, сказуемое, справочник. 
Пояснительная записка 
Важнейшим принципом дидактики является принцип наглядности. Об этом писали великие педагоги прошлого (Я.А. Коменский [5]), так считают современные ученые (И.М. Осмоловская [6]), этим принципом руководствуются практикующие педагоги (Э.Н. Кашапова, Е.В. Яковлева [4], Е.Ю. Подобедова [7] и другие), работы которых можно найти в сети Интернет. Один из способов реализации данного принципа – работа с таблицей. Наглядность в виде таблицы способствует успешному изучению предметов, в том числе и русского языка. Приемы работы с таблицей универсальны, поэтому могут служить различным методам и технологиям, а также могут использоваться на всех этапах обучения, в зависимости от сопровождающего их задания. Примеры возможных заданий:
  1. Ознакомьтесь с материалами таблицы. Попробуйте пересказать ее своими словами. (К таблицам № 3.1 и № 4.1.) 
  2. 2. Ознакомьтесь с материалами таблицы. Прочитайте теоретические сведения по теме в учебнике. Какие пункты его отражены / не отражены в таблице? (К таблицам № 3.1 и № 4.1.) 
  3. 3. Ознакомьтесь с материалами таблицы. Прочитайте теоретические сведения по теме в учебнике. Найдите неточность, исправьте записи в таблице. (К таблицам № 3.1 и № 4.1.) 
  4. 4. Ознакомьтесь с материалами таблицы. Озаглавьте таблицу / озаглавьте графы таблицы. (Как к таблицам № 3.1 и № 4.1, так и к № 1, № 2, № 3.2, № 4.2.) 
  5. Дополните графы таблицы своими примерами. (Как к таблицам № 3.1 и № 4.1, так и к № 1, № 2, № 3.2, № 4.2.) 
  6. 6. В правой графе таблицы определите главный член предложения (подлежащее / простое глагольное сказуемое / составное глагольное сказуемое / составное именное сказуемое). 
  7. 7. Заполните левую графу таблицы примерами способа выражения главного члена предложения. (К таблицам № 1, № 2, № 3.2, № 4.2.) 
  8. 8. Заполните своими примерами предложений правую графу таблицы. (К таблицам № 1, № 2, № 3.2, № 4.2.) 
  9. 9. Впишите предложение в соответствующую графу таблицы. (К таблицам № 1, № 2, № 3.2, № 4.2.) Заполни графы таблицы примерами из текста. (Заранее учитель подбирает или составляет подходящий к изучаемой теме текст.) 
  10. Соберите таблицу из ячеек-пазлов.
Возможные формы работы с приведенными ниже таблицами: индивидуальная, групповая, коллективная. 
Возможные типы контроля работы с приведенными ниже таблицами: контроль учителем, взаимопроверка, самопроверка. 
Возможные методы обучения с применением приведенных ниже таблиц (классификация по источнику знания): словесные (объяснение, лекция, беседа, работа с книгой), наглядные, практические. 
Возможные методы обучения с применением приведенных ниже таблиц (классификация И.Я Лернера и М.Н. Скаткина по характеру познавательной деятельности): объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, проблемное изложение, исследовательский. 
Возможные технологии обучения с применением приведенных ниже таблиц: информационно-коммуникативные технологии, технология критического мышления, технология уровневой дифференциации, модульные технологии, игровая технология, педагогика сотрудничества, здоровьесберегающие технологии.
Применение перечисленных выше возможных заданий, форм работы, типов контроля, методов и технологий обучения зависит от программных требований и поставленной учителем цели занятия. Таблицы могут быть использованы:
  1. в процессе формирования ЗУН, УУД;
  2. в процессе выполнения заданий как на уроке, так и дома; 
  3. в процессе проверки как теоретических знаний, так и практических умений; 
  4. в процессе коррекции ЗУН, УУД.

Приведенные ниже таблицы целесообразно использовать на уроках изучения грамматической основы предложения в 8 классе, на уроках повторения в 9-11 классах, в работе с отстающими учениками.

Объем теории по русскому языку в 8 классе существенно возрастает, поэтому есть необходимость краткого ее изложения. Таблицы – наилучшее средство наглядности, по мнению практикующих учителей Э.Н. Кашаповой и Е.В. Яковлевой, «создают некий порядок в знаниях учащихся, так как позволяют систематизировать изученный материал, а кроме этого способствуют формированию умения отбирать существенную информацию» [4]. С учащимися, начиная с 5 класса, мы ведем справочник, который систематически пополняется таблицами, содержащими алгоритмы действий по правилам или теоретические сведения. В 8 классе наш справочник пополняется приведенными ниже таблицами. 
Таблица № 1 Способы выражения подлежащего

Способ выражения

Примеры

Имя существительное

Снежные вихри закружились у полозьев.

Местоимение

Знает ли вас кто-нибудь в доме Троекурова?

Субстантивированные имена прилагательные, причастия, наречия, междометия

Печальное нас смешит, смешное огорчает.

Чужой останется чужим.

Танцующие теснились и тол­кали друг друга.

Завтра не будет похоже на сегодня.

Ужо – устаревшее наречие.

Вот раздалося «ау!» вдалеке.

Имя числительное

Семеро одного не ждут.

Один в поле не воин.

Инфинитив

Написать его биографию было делом его друзей.

Подойти к брату было страшно.

Цельное словосочетание

Наступило, наконец, пятнадцатое мая.

Каждый из нас станет на самом краю   площадки.

Было что-то беспомощное и грустно-покорное в его фигуре.

Огнём горит костёр рябины красной.

Злой с лукавым водились да в яму свалились.

Предложение

«Он меня любит!» — вспыхивало вдруг во всём её существе.

Громкое «Благодарствуйте, батюшка Алексей Степаныч!» огласило поляну.

Таблица № 2 Способы выражения простого глагольного сказуемого

Способ выражения

Примеры

Глагольные формы:

изъяв.накл. (наст.вр., прош.вр., буд.вр.,)

сослагат.накл.

повелит.накл.

Налетает порывами теплый ветер.

На портьер зелёный бархат луч луны упал косой.

Во время грозы, облака будут спускаться до моей кровли.

Без тебя я не добрался бы до города и замерз бы на дороге.

Да здравствует солнце, да скроется тьма!

Инфинитив в роли глагола изъяв.накл.

И царица хохотать (=хохочет), и плечами пожи­мать (=пожимает), и подмигивать (=подмигивает) глазами, и прищелкивать (=прищелкивает) перстами, и вертеться (=вертится), подбочасъ, гордо в зеркальце глядясь.

Фразеологические глагольные сочетания

Все чувства в Ленском помутились, и молча он повесил нос (= приуныл).

Каждая мелочь этого дня врезалась ему в память (=запомнилась).

Спектакль вышел на славу (= удался).

Он на лету отдавал приказания   (= приказывал), сообщая необходи­мое, задавал вопросы (=спрашивал).

В разговорах   он редко принимает участие (=участвует) и  на вопросы обыкновенно не отвечает.  

Междометные глагольные формы (усечённые формы глагола)

Мартышка, в зеркале увидя образ свой, тихохонько Медведя толк (=толкнула) ногой...

Вдруг озорник шасть (= вбежал) в комнату.

Таблица № 3.1 Способы выражения частей составного глагольного сказуемого. Структура
Структура составного глагольного сказуемого
Вспомогательная часть Основная часть
выражает грамматическое значение времени и наклонения выражает лексическое значение
Фазовый глагол (т. е. глагол со значением начала, продолжения или завершения действия): начать, стать, пуститься, продолжать, кончить, остаться, перестать, бросить, прекратить и другие.




Глагол в неопределенной форме (инфинитив)
Модальный глагол (т.е. глагол со значением необходимости, желательности, долженствования, эмоциональной оценки и другие): Мочь, уметь, желать, хотеть, мечтать, намереваться, отказываться, пытаться, стараться, рассчитывать, суметь, ухитриться, стараться, предполагать, привыкнуть, спешить, стесняться, терпеть, любить, ненавидеть, бояться, страшиться, трусить, стыдиться и другие.
Фразеологизмы или устойчивые словосочетания: имел намерение (=хотел), лелеял надежду (=надеялся), гореть желанием (=хотеть), задаться целью (=стремиться), дать обещание (=обещать) и другие.
Таблица № 3.2 Способы выражения частей составного глагольного сказуемого. Примеры

Способ выражения

Примеры

Фазовый глагол

Стихи писать Пушкин начал еще до Лицея.

Мы принялись готовить суп.

Ольга продолжала глядеть на меня с удивлением.

Докладчик закончил говорить.

Модальный глагол

Доктор должен был прервать свою речь.

Петр I умел окружать себя деятельными, талантливыми людьми.

Книги могут рассказать о прошлом.

Я старался занять первое место в соревновании.

Мальчик боялся признаться в своей ошибке.

Фразеологизмы или устойчивые словосочетания

Он горел желанием выступать.

Я задался целью победить на конкурсе талантов.

Чиновник имел намерение посетить богоугодное заведение.

Таблица № 4.1 Способы выражения именной части составного именного сказуемого. Структура
Структура составного именного сказуемого
Глагол – связка Именная часть
выражает грамматическое значение времени и наклонения выражает лексическое значение
Есть (= быть), быть, являться; стать, становиться, делаться, сделаться; остаться; бывать, оказаться; показаться, казаться, представляться, считаться, слыть;
зваться, называться, почитаться; сидеть, лежать, стоять;
идти, приехать, вернуться, бродить; жить, работать, родиться, умереть.
Имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, причастие, местоимение, цельное словосочетание, наречие.
Таблица № 4.2 Способы выражения именной части составного именного сказуемого. Примеры

Способ выражения

Примеры

Имя существительное

Он был учитель.

Он стал директором.

Я оказался без гроша.

Имя прилагательное

Когда мы были молодые и чушь прекрасную несли…

Я был озлоблен, он угрюм.

Эта дорога казалась короче.

Воздух великолепен.

Имя числительное

Он был пятым по очереди.

Первый был брат Федор Федорыч.

Местоимение

Чемодан этот мой.

Кто эта девушка?

Каков мастер, таково и дело.

Причастие

Дорога проложена через лес.

Жребий брошен.

Сад стоял обле­тевший, озябший.

Наречие

Разгадка мрачного настроения доктора была налицо.

Ей туфли будут впору.

Как некстати было это воспоминание!

Цельное словосочетание

Я один из посетителей оперы.

Докторская квартира служила притчей во языцех.

Запомните! Глагол - связка может отсутствовать. В этом случае мы будем называть его «нулевая связка». (Он солдат. – Он был солдат.) Чтобы «обнаружить» нулевую связку, необходимо изменить форму времени в предложении с настоящего на прошедшее или будущее. 
Разработка может быть полезна учителям, ученикам, родителям (контролирующим выполнение домашних заданий). 
Примеры предложений взяты из фольклора и русской литературы (Пушкин А., Крылов И., Куприн А., Лермонтов М., Тургенев И. и другие). В таблицах не указываем источники предложений, чтобы облегчить учащимся зрительное восприятие сложной темы. 
Список использованной литературы и источников

  1. Ахременкова Л.А. К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором. Русский язык. 8 класс: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2011.
  2. Баранов М.Т., Ипполитова Н.А., Ладыженская Т.А., Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в школе. – М.: Академия, 2001.
  3. Богданова Г.А. Русский язык: Рабочая тетрадь для 8 класса. В 2-х ч. – М.: Издательский дом «Генжер», 2010.
  4. Кашапова Э.Н., Яковлева Е.В. Приемы работы с таблицей в обучении русскому языку. // Филологический класс – 2016. – №2(44). – С. 52 – 56.
  5. Коменский Я.А. Избр. пед. соч.: в 2 т. – М., 1982 – Т. 1. – С. 384.
  6. Осмоловская И.М. Наглядные методы обучения. Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Академия, 2009.
  7. Подобедова Е.Ю. Использование таблиц на уроках русского языка. // https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2014/11/20/ispolzovanie-tablits-na-urokakh-russkogo-yazyka
  8. Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., Дейкина А.Д., Александрова О.М. Русский язык. 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. – М.: Просвещение, 2014.
Опубликовано в группе «Русский язык и литература в средних классах»


Комментарии (13)

сменить сортировку
Ахметшина Наталья Юрьевна, 25.07.19 в 14:14 2 Ответить Пожаловаться
Хороший материал, Иоланта Юрьевна! Спасибо за публикацию.
Иоланта Юрьевна Жаркова, 25.07.19 в 14:21 1 Ответить Пожаловаться
Спасибо за отзыв, Наталья Юрьевна!
Лихина Елена Викторовна, 25.07.19 в 14:39 2 Ответить Пожаловаться
Замечательная систематизация, Иоланта Юрьевна!
Иоланта Юрьевна Жаркова, 25.07.19 в 15:16 1 Ответить Пожаловаться
Спасибо за отзыв, Елена Викторовна!
Горбачёва Марина Юрьевна, 25.07.19 в 16:24 1 Ответить Пожаловаться
спасибо за полезный ресурс!
Иоланта Юрьевна Жаркова, 25.07.19 в 16:38 1 Ответить Пожаловаться
Спасибо за отзыв, Марина Юрьевна!
Горбачёва Марина Юрьевна, 25.07.19 в 16:50 1 Ответить Пожаловаться
Заходите в гости! А у вас какие классы???
Иоланта Юрьевна Жаркова, 25.07.19 в 18:53 1 Ответить Пожаловаться
Спасибо за приглашение! Будут шестые.
Горбачёва Марина Юрьевна, 25.07.19 в 18:54 1 Ответить Пожаловаться
И у меня шестой есть!
Легоцкая Вера Сергеевна, 25.07.19 в 19:11 2 Ответить Пожаловаться
Спасибо, Иоланта Юрьева, полезный материал и для уроков, и для подготовки к ГИА.
показать все комментарии Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.