Окончила филологический факультет МПГУ (специалист, учитель); присвоена квалификация (степень) магистра по направлению подготовки "Педагогическое образование". Педагогический стаж с 2010г.
Муниципальное общеобразовательное учреждение Саввинская общеобразовательная школа имени Семена Афанасьевича Калабалина.
Московская область, городской округ Егорьевск, село Саввино.
Способы выражения грамматической основы предложения
Учебно-дидактический материал по русскому языку для 8-11 классов
Аннотация. Данная разработка содержит учебно-дидактический материал для учащихся 8-11 классов в форме таблиц по теме «Грамматическая основа предложения», а также рекомендации по их использованию на уроках русского языка.
Важнейшим принципом дидактики является принцип наглядности. Об этом писали великие педагоги прошлого (Я.А. Коменский [5]), так считают современные ученые (И.М. Осмоловская [6]), этим принципом руководствуются практикующие педагоги (Э.Н. Кашапова, Е.В. Яковлева [4], Е.Ю. Подобедова [7] и другие), работы которых можно найти в сети Интернет. Один из способов реализации данного принципа – работа с таблицей. Наглядность в виде таблицы способствует успешному изучению предметов, в том числе и русского языка. Приемы работы с таблицей универсальны, поэтому могут служить различным методам и технологиям, а также могут использоваться на всех этапах обучения, в зависимости от сопровождающего их задания. Примеры возможных заданий:
Ознакомьтесь с материалами таблицы. Попробуйте пересказать ее своими словами. (К таблицам № 3.1 и № 4.1.)
2. Ознакомьтесь с материалами таблицы. Прочитайте теоретические сведения по теме в учебнике. Какие пункты его отражены / не отражены в таблице? (К таблицам № 3.1 и № 4.1.)
3. Ознакомьтесь с материалами таблицы. Прочитайте теоретические сведения по теме в учебнике. Найдите неточность, исправьте записи в таблице. (К таблицам № 3.1 и № 4.1.)
4. Ознакомьтесь с материалами таблицы. Озаглавьте таблицу / озаглавьте графы таблицы. (Как к таблицам № 3.1 и № 4.1, так и к № 1, № 2, № 3.2, № 4.2.)
Дополните графы таблицы своими примерами. (Как к таблицам № 3.1 и № 4.1, так и к № 1, № 2, № 3.2, № 4.2.)
6. В правой графе таблицы определите главный член предложения (подлежащее / простое глагольное сказуемое / составное глагольное сказуемое / составное именное сказуемое).
9. Впишите предложение в соответствующую графу таблицы. (К таблицам № 1, № 2, № 3.2, № 4.2.) Заполни графы таблицы примерами из текста. (Заранее учитель подбирает или составляет подходящий к изучаемой теме текст.)
Соберите таблицу из ячеек-пазлов.
Возможные формы работы с приведенными ниже таблицами: индивидуальная, групповая, коллективная.
Возможные типы контроля работы с приведенными ниже таблицами: контроль учителем, взаимопроверка, самопроверка.
Возможные методы обучения с применением приведенных ниже таблиц (классификация по источнику знания): словесные (объяснение, лекция, беседа, работа с книгой), наглядные, практические.
Возможные методы обучения с применением приведенных ниже таблиц (классификация И.Я Лернера и М.Н. Скаткина по характеру познавательной деятельности): объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, проблемное изложение, исследовательский.
Возможные технологии обучения с применением приведенных ниже таблиц: информационно-коммуникативные технологии, технология критического мышления, технология уровневой дифференциации, модульные технологии, игровая технология, педагогика сотрудничества, здоровьесберегающие технологии.
Применение перечисленных выше возможных заданий, форм работы, типов контроля, методов и технологий обучения зависит от программных требований и поставленной учителем цели занятия. Таблицы могут быть использованы:
в процессе формирования ЗУН, УУД;
в процессе выполнения заданий как на уроке, так и дома;
в процессе проверки как теоретических знаний, так и практических умений;
в процессе коррекции ЗУН, УУД.
Приведенные ниже таблицы целесообразно использовать на уроках изучения грамматической основы предложения в 8 классе, на уроках повторения в 9-11 классах, в работе с отстающими учениками.
Объем теории по русскому языку в 8 классе существенно возрастает, поэтому есть необходимость краткого ее изложения. Таблицы – наилучшее средство наглядности, по мнению практикующих учителей Э.Н. Кашаповой и Е.В. Яковлевой, «создают некий порядок в знаниях учащихся, так как позволяют систематизировать изученный материал, а кроме этого способствуют формированию умения отбирать существенную информацию» [4]. С учащимися, начиная с 5 класса, мы ведем справочник, который систематически пополняется таблицами, содержащими алгоритмы действий по правилам или теоретические сведения. В 8 классе наш справочник пополняется приведенными ниже таблицами.
Таблица № 1 Способы выражения подлежащего
Способ выражения
Примеры
Имя существительное
Снежные вихри закружились у полозьев.
Местоимение
Знает ли вас кто-нибудь в доме Троекурова?
Субстантивированные имена прилагательные, причастия, наречия, междометия
Печальное нас смешит, смешное огорчает.
Чужой останется чужим.
Танцующие теснились и толкали друг друга.
Завтра не будет похоже на сегодня.
Ужо – устаревшее наречие.
Вот раздалося «ау!» вдалеке.
Имя числительное
Семеро одного не ждут.
Один в поле не воин.
Инфинитив
Написать его биографию было делом его друзей.
Подойти к брату было страшно.
Цельное словосочетание
Наступило, наконец, пятнадцатое мая.
Каждый из нас станет на самом краю площадки.
Было что-то беспомощное и грустно-покорное в его фигуре.
Огнём горит костёр рябины красной.
Злой с лукавым водились да в яму свалились.
Предложение
«Он меня любит!» — вспыхивало вдруг во всём её существе.
Громкое «Благодарствуйте, батюшка Алексей Степаныч!» огласило поляну.
Во время грозы, облака будут спускаться до моей кровли.
Без тебя я не добрался бы до города и замерз бы на дороге.
Да здравствует солнце, да скроется тьма!
Инфинитив в роли глагола изъяв.накл.
И царица хохотать (=хохочет), и плечами пожимать (=пожимает), и подмигивать (=подмигивает) глазами, и прищелкивать (=прищелкивает) перстами, и вертеться (=вертится), подбочасъ, гордо в зеркальце глядясь.
Фразеологические глагольные сочетания
Все чувства в Ленском помутились, и молча он повесил нос (= приуныл).
Каждая мелочь этого дня врезалась ему в память (=запомнилась).
Спектакль вышел на славу (= удался).
Он на лету отдавал приказания (= приказывал), сообщая необходимое, задавал вопросы (=спрашивал).
В разговорах он редко принимает участие (=участвует) и на вопросы обыкновенно не отвечает.
Междометные глагольные формы (усечённые формы глагола)
Мартышка, в зеркале увидя образ свой, тихохонько Медведя толк (=толкнула) ногой...
Вдруг озорник шасть (= вбежал) в комнату.
Таблица № 3.1 Способы выражения частей составного глагольного сказуемого. Структура
Структура составного глагольного сказуемого
Вспомогательная часть
Основная часть
выражает грамматическое значение времени и наклонения
выражает лексическое значение
Фазовый глагол (т. е. глагол со значением начала, продолжения или завершения действия): начать, стать, пуститься, продолжать, кончить, остаться, перестать, бросить, прекратить и другие.
Глагол в неопределенной форме (инфинитив)
Модальный глагол (т.е. глагол со значением необходимости, желательности, долженствования, эмоциональной оценки и другие): Мочь, уметь, желать, хотеть, мечтать, намереваться, отказываться, пытаться, стараться, рассчитывать, суметь, ухитриться, стараться, предполагать, привыкнуть, спешить, стесняться, терпеть, любить, ненавидеть, бояться, страшиться, трусить, стыдиться и другие.
Фразеологизмы или устойчивые словосочетания: имел намерение (=хотел), лелеял надежду (=надеялся), гореть желанием (=хотеть), задаться целью (=стремиться), дать обещание (=обещать) и другие.
Таблица № 3.2 Способы выражения частей составного глагольного сказуемого. Примеры
Способ выражения
Примеры
Фазовый глагол
Стихи писать Пушкин начал еще до Лицея.
Мы принялись готовить суп.
Ольга продолжала глядеть на меня с удивлением.
Докладчик закончил говорить.
Модальный глагол
Доктор должен был прервать свою речь.
Петр I умел окружать себя деятельными, талантливыми людьми.
Книги могут рассказать о прошлом.
Я старался занять первое место в соревновании.
Мальчик боялся признаться в своей ошибке.
Фразеологизмы или устойчивые словосочетания
Он горел желанием выступать.
Я задался целью победить на конкурсе талантов.
Чиновник имел намерение посетить богоугодное заведение.
Таблица № 4.1 Способы выражения именной части составного именного сказуемого. Структура
Структура составного именного сказуемого
Глагол – связка
Именная часть
выражает грамматическое значение времени и наклонения
Запомните! Глагол - связка может отсутствовать. В этом случае мы будем называть его «нулевая связка». (Он солдат. – Он был солдат.) Чтобы «обнаружить» нулевую связку, необходимо изменить форму времени в предложении с настоящего на прошедшее или будущее.
Разработка может быть полезна учителям, ученикам, родителям (контролирующим выполнение домашних заданий).
Примеры предложений взяты из фольклора и русской литературы (Пушкин А., Крылов И., Куприн А., Лермонтов М., Тургенев И. и другие). В таблицах не указываем источники предложений, чтобы облегчить учащимся зрительное восприятие сложной темы.
Список использованной литературы и источников
Ахременкова Л.А. К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором. Русский язык. 8 класс: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2011.
Баранов М.Т., Ипполитова Н.А., Ладыженская Т.А., Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в школе. – М.: Академия, 2001.
Богданова Г.А. Русский язык: Рабочая тетрадь для 8 класса. В 2-х ч. – М.: Издательский дом «Генжер», 2010.
Кашапова Э.Н., Яковлева Е.В. Приемы работы с таблицей в обучении русскому языку. // Филологический класс – 2016. – №2(44). – С. 52 – 56.
Коменский Я.А. Избр. пед. соч.: в 2 т. – М., 1982 – Т. 1. – С. 384.
Осмоловская И.М. Наглядные методы обучения. Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Академия, 2009.
Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., Дейкина А.Д., Александрова О.М. Русский язык. 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. – М.: Просвещение, 2014.