Статья «Способы выучивания наизусть музыкального материала на уроке фортепиано в ДМШ»
Способы выучивания наизусть музыкального материала на уроке фортепиано в ДМШ
Вербец Ольга Константиновна
Преподаватель фортепиано МБУ ДО «Талнахская детская школа искусств»
Фортепиано – один из наиболее популярных и универсальных музыкальных инструментов, игра на котором требует особой подготовки, терпения и таланта. Когда ребенок поступает в музыкальную школу в класс фортепиано, он, при помощи учителя, постигает искусство игры. Для этого у каждого учителя есть обширный репертуар, состоящий как из гамм и технических этюдов, так и из сложных пьес и полифоний.
Реализуя принцип систематичности и последовательности, ученик играет сначала простые произведения, увеличивая с каждым годом и нагрузку, и сложность репертуара. На начальном этапе обучения практически нет проблемы в том, как выучить произведение со всеми его тонкостями, динамикой, темпом, что обусловлено незамысловатым музыкальным репертуаром. Однако в средних классах ситуация существенно меняется, и ученику следует прилагать больше умственных и физических усилий для заучивания нот.
Выучивание фортепианного репертуара наизусть – один из важнейших этапов в целостном процессе изучения пьесы или любой другой формы. Конечно, исполнители высокого уровня и на концертах нередко ставят перед собой ноты. Это же касается и аккомпаниаторов. Однако в период обучения в ДМШ знание материала наизусть – обязательный компонент, который отражает успешность ученика.
Хорошо развитая музыкальная память – основа качественного заучивания фортепианного произведения. Как отмечают исследователи в области музыкальной педагогики, важно не то, является ли запоминание произвольным или непроизвольным, а то, осмыслен или неосмыслен данный процесс. Из этого следует, что повышение эффективности запоминания нотного текста зависит от использования метода осмысленного анализа произведения. «Сознательное оперирование (...) приемами осмысленного анализа и запоминания - важнейшее условие продуктивного усвоения музыкального произведения. Но выполнение одного только этого условия недостаточно для успешного выучивания наизусть. Для запоминания фортепианного материала необходимы повторные проигрывания его на инструменте» [1, с. 41]. Таким образом, мы говорим здесь о наиболее распространенном методе запоминания – повторении фрагментов произведения, такт за тактом, фраза за фразой.
На уроках в нашем фортепианном классе чередуются разные методики запоминания учебного репертуара. Здесь мы применяем индивидуальный подход: одному ученику удобнее работать над запоминанием сразу же, как только он ознакомится с нотами и разберет их; другому для начала необходимо несколько раз хорошо сыграть, после чего процесс заучивания осуществляется произвольно, в процессе работы.
Во всех инструментальных классах, в том числе и по фортепиано, практикуется метод медленной игры. Он очень эффективен за счет того, что ученик при тщательном и внимательном подходе к разбору пьесы не упускает важных деталей. В дальнейшем это существенно снижает вероятность ошибок в процессе игры – когда материал уже будет выучен наизусть. Стоянов Л. утверждает, что «даже после того, как сочинение игралось много раз в предписанном темпе, (...) полезно упражняться время от времени в медленном темпе. Это помогает освежить музыкальные представления, уяснить все, что помогает с течением времени ускользнуть от контроля сознания» [2, с. 131]. Можно сказать, что данный метод позволяет ученику удостовериться в том, насколько прочно и качественно выучен его репертуар, насколько часто встречаются помарки и есть ли места в нотах, над которым следует более вдумчиво поработать.
Следующий метод, который мы реализуем в работе с одаренными детьми – метод ассоциаций. Ассоциативный метод эффективен за счет того, что ребенок может самостоятельно придумать образ чего-либо, и это поможет ему в процессе заучивания пьесы. Отмечая важность ассоциативного метода, следует отметить, что он особенно актуален при заучивании сложных элементов фортепианных произведений. Например, если в пьесе встречаются форшлаги, тремоляции, можно предложить ученику выбрать ассоциацию – на что это похоже? Что тебе напоминает этот штрих (прием)?
К слову, труднозапоминаемые места в пьесах для фортепиано требуют особого подхода - как со стороны учителя, так и со стороны ученика. Занимаясь с детьми в классе, мы в первую очередь обращаем внимание на те такты, которые ученику сложно проиграть. Даже в самых простых пьесах встречаются места, где резко меняется динамика, характер, темп произведения. Это требует от учащегося сосредоточенности. Поэтому мы реализуем такую схему запоминания нотного текста:
Ученику предлагается медленно проиграть сложные такты, неотрывно глядя в ноты. При этом темп должен быть как минимум вдвое медленнее.
Тренируем мышечную память: ученик должен с самого начала соблюдать все указания относительно аппликатуры.
Когда ученик уверенно играет выбранные такты в медленном темпе, можно слегка увеличить скорость.
После того, как ноты выучены, а аппликатура правильно расставлена, убираем партитуру и играем без нее. Темп прежний.
Постепенно увеличиваем темп до необходимого уровня и переходим к заучиванию произведения с самого начала. Снова практикуем медленную игру с нотами.
Подходя к трудным местам, важно не только помнить об аппликатуре, но и не сбавлять темп.
В процессе реализации данного метода и упорстве ученика, нотный текст будет выучен очень скоро – самые сложные места произведения будут отложены в памяти и в пальцах. Полное заучивание нот несложной пьесы будет осуществлено примерно за 4-5 занятий по указанной схеме. Вся дальнейшая работа будет посвящена оттачиванию динамики, характера пьесы и её подачи.
На самом деле, методов запоминания фортепианного репертуара очень и очень много. Каждый пианист – начинающий, любитель или профессионал – выбирает для себя оптимальный метод заучивания нотного текста.
Следует также упомянуть о методе заучивания произведения, который заключается в поочередном проигрывании партий правой и левой руки с их последующим соединением. Данное «механическое» запоминание подходит далеко не каждому ученику. Несмотря на этот факт, иногда его стоит применять в особо трудных местах произведения.
Метод напевания в процессе игры может помочь практически каждому учащему выучить ноты фортепианного произведения наизусть. Например, можно играть произведение обеими руками, напевая ведущую мелодию, а можно играть только левой рукой, и только потом подключать правую.
Многие практикующие пианисты настоятельно не рекомендуют полагаться исключительно на природную автоматическую память, даже если она очень хорошо развита. Природная память должна стать одним из компонентов в целостном процессе запоминания музыкального материала. Также очень важно не просто запомнить, но и проанализировать качество заучивания – насколько прочно материал укрепился в памяти.
Таким образом, мы рассмотрели и проанализировали основные методы запоминания музыкального материала для фортепиано наизусть. Изучая слабые и сильные стороны тех или иных методик, мы пришли к выводу, что процесс запоминания фортепианного репертуара протекает сугубо индивидуально с каждым учеником. Поэтому учитель фортепиано, вместе с учащимся, должен подбирать оптимальные методы заучивания в индивидуальном порядке.
Список использованной литературы:
Муцмахер В.И. Совершенствование музыкальной памяти в процессе обучения игре на фортепиано: учебное пособие. - М., 1994. – С. 41.
Стоянов Л. Искусство пианиста. - М., 1958. – С. 131.