Методическая разработка урока фортепиано «Пластика в элементах музыкальной речи»
Открытый урок преподавателя Янгировой Э.Ф.
Тема урока: «Пластика в элементах музыкальной речи»
ОП: Фортепиано
Предмет: Специальность и чтение с листа
Фамилия, имя учащегося: Колесникова Яраслава 2 класс ДПП
Дата: 25 февраля 2021 г.
Вид урока: комбинированный (урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления умений и их комплексного применения).
Форма урока: повторительно-обобщающий;
Урок включает:
— организационную установку;
— установление психологического контакта с ребёнком;
— проверку понимания и прочности знаний учащегося;
— взаимодействие преподавателя и учащегося на предмет усвоения новых знаний, умений, навыков;
— закрепление изученного материала и упражнения по его применению;
— проверку прочности усвоения полученных знаний;
— наставления по выполнению домашнего задания.
Цель урока: более глубокое усвоение знаний, высокий уровень обобщения, систематизации, закрепление понятия пластики, как неотъемлемой части элементов музыкальной речи и музыкальной выразительности на материале изучаемых произведений композиторов XVIII века.
Задачи урока:
Общие: В интересной для ребенка форме подать и закрепить понятие пластики, как неотъемлемой части элементов музыкальной речи и музыкальной выразительности и их влияние на эмоционально-образный тон произведения, для расширения творческих возможностей учащегося в процессе обучения на инструменте.
1) Образовательные: закрепить изученные знания, продолжить формирование практических навыков, работа с новыми элементами музыкальной речи, исполнение произведения с воплощением в нём пластических элементов музыкальной речи.
2) Развивающие: развитие слуха, координация движений, образное музыкальное мышление, творческая активность через различные виды деятельности (варьирование средств музыкальной выразительности в изучаемых произведениях).
3) Воспитательные: воспитывать любовь к музыке, воспитывать эстетический вкус, воспитывать усидчивость, трудолюбие, собранность.
Методы обучения:
1) Перспективный: словесная передача и слуховое восприятие. Преподаватель сообщает готовую информацию с использованием демонстраций. Учащийся осмысливает и запоминает.
2) Репродуктивный: запоминание учащимся сообщенной преподавателем информации. Способствует формированию знаний, умений и навыков через систему упражнений.
3) Практический: работа с музыкальным материалом, повторные действия с целью совершенствования навыка и развития музыкального слуха.
4) Эвристический: после постановки проблемы, путём наводящих вопросов подталкивание обучаемого к самостоятельному решению проблемы.
5) Метод подражания
Методические приемы:
• словесный, наглядный, практический;
• активизация слуха, обращение к музыкальному восприятию ученика;
• развитие мышления, творческой инициативы;
• приемы контроля и самоконтроля: при исполнении слушать воспроизводимый звук, верно исполнять элементы музыкальной речи.
Психологические условия на уроке:
Мобилизация внимания, познавательной активности, оптимальный темп урока, гибкость, умение композиционно перестроить урок с учетом складывающейся ситуации, положительный психологический микроклимат на уроке.
Средства обучения:
2 Фортепиано, 2 стула, подставка для ног, схемы, рисунки, нотные пособия ноутбук, колонки.
Применение педагогических технологий:
1) Здоровьесберегающая:
• Развиваются мышцы пальцев, что положительно влияет на память, которая будет интенсивнее развиваться. Музыкальные занятия учат рациональнее использовать свой рабочий день. Он будет более организован.
• Рациональная организация урока: динамическая пауза, включение игровых моментов.
• Чередование различных видов учебной деятельности.
• На уроке важен психологический комфорт, стиль общения педагога с учащимся, заряд позитивных эмоций, проявление доброжелательности преподавателя.
2) Технология проблемного обучения:
Эта технология подразумевает последовательное и целенаправленное выдвижение перед обучающимися учебных проблем. Ученик включатся в активную мыслительную деятельность, высказывает собственное мнение и активно усваивает знания.
3) Технология формирования мотивации или игровая технология:
Технология подразумевает организацию игровой деятельности, направленную на поиск, обработку и усвоение учебной информации. Это повышает интерес учащихся к занятиям на фортепиано, активизирует их творческую деятельность. Преподаватель создает на уроке так называемую «ситуацию успеха». Ощущение успеха повышает мотивацию к обучению, поддерживает интерес и увлеченность игрой на инструменте и вызывает положительные эмоции.
План урока:
1) Организационный момент. Психологический контакт с ребёнком.
2) Основная часть. Беседа по теме урока.
3) Работа с музыкальным материалом.
4) Заключительная часть. Закрепление пройденного материала.
5) Итог урока.
6) Домашнее задание.
Ход урока:
1) Организационный момент. Приветствие, посадка за инструментом, настрой на активную творческую работу.
Психологический контакт с ребёнком. Установление психологической связи с ребёнком путём короткого общения.
Беседа. Сообщение темы урока, цели урока, планируемых результатов урока.
- Тема нашего урока- «Пластика в элементах музыкальной речи». На этом уроке мы будем учиться воплощать в игре танцевальные движения, характерные для произведений композиторов XVIII века на примере изучаемого нами Менуэта В.А. Моцарта и обзорно других произведений .
Я приглашаю тебя принять участие в театрализованном представлении, где действующие лица будут разговаривать не словами, а движениями, жестами, воплощенными в музыкальной интонации. Эти движения по-другому называются ПЛАСТИКОЙ, и к их помощи мы прибегаем каждый день, выражая свои чувства бодрым шагом или радостными прыжками-подскоками, стремительным бегом или весёлой суетой. Пластика, при помощи которой люди передают своё отношение к окружающему миру и друг к другу, оказывается очень выразительной, как и интонация в словесной речи. Это качество пластики заметили композиторы, и она стала неотъемлемой частью элементов музыкальной речи.
С древнейших времён и до наших дней люди танцуют – на праздниках или просто в свободные вечера, в непринуждённой обстановке или торжественной церемонии. Перенесёмся ненадолго в 18 век . 200 лет назад танцы можно было увидеть в пышных дворцовых залах в сопровождении небольшого оркестра или отдельных красиво и нежно звучащих инструментов – флейты, виолы, клавесина. (Демонстрация слайдов изображений).
Среди богатых людей очень популярны в то время были БАЛЫ. Это мероприятие, где богатые люди развлекались, встречались, танцевали и даже решали политические вопросы. Галантные кавалеры и прекрасные дамы, принимающие участие в дворцовых церемониях , с большим желанием исполняли танцы. Музыканты того времени писали музыку исключительно ориентированную на такие мероприятия. И музыка эта называлась – СЮИТА. Это циклическое произведение, в котором танцы шли в строгой последовательности друг за другом. Все посетители бала знали порядок танцев и выучивали все движения этих танцев. Вспомним порядок и название этих танцев:
17 в.
АЛЛЕМАНДА-«танец королевы»
КУРАНТА-оживлённый танец в трёхдольном размере.
САРАБАНДА-очень медленный танец.
ЖИГА-самый быстрый старинный танец.
С 18 в. добавились новые танцы
МЕНУЭТ
БУРРЕ
ПАСПЬЕ
ГАВОТ
РИГОДОН
ЧАКОНА
АРИЯ
Но эти танцы отличались от тех, которые мы танцуем сейчас. Музыка в них должна была выражать деликатные и нежные, изысканные чувства, приятные эмоции и галантные манеры. Естественно, что она доставляла слушателям большое наслаждение. Именно за такие качества музыку и весь стиль эпохи стали называть словом «галантный». Эстетика галантного стиля требовала ясности и доступности музыкального изложения, утончённости музыкальной речи. Музыка напоминала своего рода элегантную беседу. Беседа могла происходить меду двумя дамами, двумя кавалерами или между дамой и кавалером.
Сейчас мы посмотрим видеофрагмент одного из старинных танцев. Послушай и посмотри-какие пластические движения тебе запомнятся. Потом расскажешь.
Видеофрагмент: Менуэт Боккерини (беседа с учеником об увиденном).
Если внимательно послушать интонации этих произведений, то мы услышим
театрализованное представление, в котором герои-участники сцен воплощают настроения и переживания через характерные для своей эпохи манеры и жесты-шаги, приседания, мягкие поклоны, реверансы, кружения.
Ты без труда узнаешь и отличишь в этой музыке участников- кавалеров и дам. Сейчас послушаем фрагмент из Сонаты В.А. Моцарта для фортепиано и попробуем движениями изобразить наиболее характерные музыкальные интонации пластического происхождения. (Преподаватель сначала показывает вместе с учеником мужественных, и одновременно, галантных кавалеров: их решительную и величавую поступь в танце. Затем изображает изящную походку прелестных дам, их поклоны и реверансы. Можно распределить роли между преподавателем и учеником: один будет выполнять движения, присущие кавалерам, другой покажет характерные движения дам).
3)Работа с музыкальным материалом:
А теперь посмотри на предлагаемый нотный текст. В.А. Моцарт Менуэт.:
Попробуем исполнить его, изображая разных героев музыкальными интонациями на инструменте.
-А как это сделать? - спросишь ты.
Представь, что мы находимся в залах старинного дворцового замка с высокими лепными потолками. Для начала нужно выбрать участников действия – персонажей, затем распределить роли межу партнёрами-пианистами. И уже потом мы сможем произносить реплики по очереди или одновременно: в зависимости от того, как они написаны автором. В нашем случае это будут мужские и женские персонажи-дамы и кавалеры. Послушай это произведение. Внимательно вслушивайся в музыку и сообрази: Сколько больших частей в пьесе? Отличается ли одна часть от другой? Чем?
Проблемная ситуация на основе учебного материала:
— Как ты думаешь, кто изображен в партии правой руки в менуэте?
— Я думаю, что это дамы.
— А почему ты так решила?
— Потому-что звуки высокие в верхнем регистре похожи на движения дам, плавные.
— А где-же кавалеры?
— А кавалеры — это низкие ноты нижнего регистра в партии левой руки.
— А почему ты так думаешь?
-Музыка поступенным движением изображает шаги.
В зависимости от того, чью роль исполняет ученик, нужно сделать выбор пластических интонаций. Если он исполняет роль женского персонажа, например, светской галантной дамы, необходимо показать в музыкальной интонации мягкие, нежные движения. На фортепиано такого эффекта можно достичь, если также мягко и нежно погружать руку в клавиатуру.
Надо стараться сыграть так, чтобы слушатель сразу «увидел» где шаги, поклоны, реверансы, кружения.. Сыграть надо выразительно. То есть, каким штрихом?
— нон легато
— Молодец. А какие- то звуки надо связать. Какие?
— Те которые изображают движения поклонов. Сыграть надо связно — legato.
-Сыграй партию правой руки и разберём все пластические интонации дамы: вначале мягкие приседания, состоящие из двух нот под лигой, их исполняем методом «сели-встали», затем две ноты стаккато, но это не острое стаккато, а как бы небольшие короткие шажки. Дама очень хочет понравиться кавалеру и, поэтому, вначале осторожно, «вполголоса» начинает с ним разговор. Далее, немного осмелев, она уже уверенно произносит свои фразы. В конце фразы глубокое приседание на задержанном звуке. Задержания очень характерны для музыки 18 века, как средства особой художественной коммуникации, очень модный оборот наравне с украшениями, мелизмами. Если сыграть сразу к тонике, без задержанного звука, то звучит слишком «прямо», не ощущается как поклон, правда? Найди в тексте все задержания в окончаниях фраз, и попробуем их сыграть, мягко и тихо переходя в основной звук, как бы делая поклон.
Обрати внимание, в эпоху галантного стиля манера двигаться была совсем иная. Во многом это определялось правилами поведения – нормами этикета и даже костюмом: дамы, к примеру, носили пышные платья, состоящие из множества кружев. Они шуршали при ходьбе, и в таких платьях невозможно было делать резкие движения, высокие прыжки-подскоки. По правилам приличия от придворных дам требовалась особая плавная, скользящая походка с многочисленными приседаниями, поклонами и реверансами.
Можно проинтонировать на инструменте и мужскую пластику. Кавалеры тоже не уступали дамам в манерах. Они были всегда подтянуты и всегда отличались учтивостью жестов. Все эти виды движений запечатлелись в танцах. Для этого нужно, прежде всего, обратить внимание на нижнюю строчку, предназначенную для игры левой рукой. Заметила ли ты, что в ней очень разные интонации? Танцевальный шаг кавалера изображён равномерным ритмом половинная и четвертная(тт.5-7). Интонации и ритмы первого построения изображают мягкие поклоны (тт.1-3). Обрати внимание на интонации тт.4 и 8. Это нисходящее движение Т-Д-Т. Так выглядит и записывается в нотном тексте глубокий реверанс – «салют и поклон кавалера». Попробуй сейчас показать героические шаги кавалера или его галантные реверансы в разговоре со своей партнёршей по танцу. Сыграй партию левой руки, посмотри, какими штрихами написана партия левой руки? Нон легато, то есть не связно. Отдельно поиграем «салют и поклон кавалера». Посмотри по тексту-где ещё есть такие обороты? Давай сыграем их тоже. К концу фразы следует делать диминуэндо.
Ну вот, мы рассмотрели партию кавалера и теперь я предлагаю «прогуляться» с тобой воображаемой даме (её партию-верхнюю строчку – исполнит преподаватель). Я уверена, что мы справились со своими ролями! Однако, мы забыли ещё одну деталь: кавалер в конце прогулки должен поблагодарить даму за оказанную честь и поклониться дОльше, чем обычно, поэтому в последнем такте надо сыграть ritenuto.Давай попробуем.Отлично! Молодец! У тебя всё получилось!
Вот ты и освоила приёмы «галантного» шага и фигуры «Мужского и женского реверансов».
Между произведениями включается динамическая пауза.
— Упражнение для глаз: подвигать глазками вправо, влево, вверх, вниз, попытаться сделать восьмерку глазами под спокойную музыку.
— Упражнение «Сороконожка» — сомкнуть руки в кольцо (правая рука находится сверху), поочередно переступать 2 и 3 пальцами обеих рук по поверхности рук. На слове «догнали» руки встречаются на шее: «Две сороконожки бежали по дорожке. Побежали, побежали и друг дружочку догнали!»
Другие превращения в танцующих героев и персонажей попробуем выполнить на основе Менуэта И. С. Баха Соль Мажор. Внимательно посмотри текст произведения. В каком размере написан Менуэт?
Правильно, в размере3/4. Как известно, в менуэте в размере ¾ «шаг» может быть изображён двумя видами ритмических фигур: на каждую сильную долю такта •••и с «приседанием» на первую долю ◦•
С первым видом танцевального шага мы с тобой уже познакомились, пришло время проинтонировать и другой, т.е. изобразить «приседание», поэтому будем выполнять очередное упражнение. Мы уже знаем, что партия кавалера должна быть в нижнем регистре, а дамы в высоком. Проведём сначала репетиции отдельных ролей - мужской и женской. Для того, чтобы получился «шаг с приседанием», нам необходимо поимпровизировать и преобразовать написанную нижнюю строчку: вместо ◦ с точкой исполнить◦•
При разучивании партии правой руки обрати внимание: дама будет интонировать не только «шаги», но и «поклоны» на первых долях чётных тактов. (Ученик исполняет партию левой руки преподаватель –партию правой руки, затем они меняются ролями.)
Как красиво получилось! Молодец! Итак, знакомство состоялось. Наши герои могут начать общий парный танец, исполняя всё одновременно. Ты слышишь, как шуршат платья и стучат каблуки?
4) Закрепление пройденного материала с использованием визуальных средств и игровой технологии. Какие новые слова и понятия ты узнала на сегодняшнем уроке?
5) Итог урока:
Средства музыкальной выразительности самым непосредственным образом влияют на характер музыкального произведения, его образ. Одновременное развитие слуха, чувства ритма, умение читать нотную запись, играть выразительно повышает эффективность овладения каждым навыком в отдельности и обеспечивает целостный, системный подход к обучению. Активное переживание музыкального произведения помогает восприятию музыки и положительно сказывается на творческом процессе. Зажигая искру интереса в познании увлекательного мира музыки, мы воспитываем в ученике любовь к искусству, формируем его художественно-эстетический вкус.
6) Домашнее задание:
— Закрепить менуэт. Научиться играть салют и поклон кавалера. Внимательно слушать интонации пластических движений каждой партии.
— В пьесе продумать динамику forte и piano.
Итак, за дело! Желаю тебе работать с увлечением и сделать успехи!
Список литературы:
1) Л. Баренбойм «Путь к музицированию», Ленинград, 1980 г.
2) О. Сотникова Учебное пособие для начинающих пианистов «Я учусь играть», 2002 г.
3) Н. Ветлугина «Музыкальный букварь», Москва, 1986 г.
4)Л.Н. Шаймухаметова, Г.Р. Юсуфбаева «Пластика в элементах музыкальной речи», г. Уфа-1998 г.
5) Л.Н. Шаймухаметова, Н.Л. Тухватуллина «Если хочешь быть волшебником», г. Уфа-1998 г.
6)Школа игры на фортепиано под ред. А.Николаева стр.95, Москва, Музыка, 2007г.
ПАМЯТКА УЧЕНИКУ:
СЮИТА
17 в.
АЛЛЕМАНДА-«танец королевы»
КУРАНТА-оживлённый танец в трёхдольном размере.
САРАБАНДА-очень медленный танец.
ЖИГА-самый быстрый старинный танец.
С 18 в.
МЕНУЭТ
БУРРЕ
ПАСПЬЕ
ГАВОТ
РИГОДОН
ЧАКОНА
АРИЯ