Технологическая карта урока комплексного учебного курса ОРКСЭ «Справедливость» (4 класс)
Пояснительная записка к презентации
Технологическая карта урока комплексного учебного курса ОРКСЭ |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Урок № 13 Справедливость (автор А.Я.Данилюк) |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема урока |
Справедливость |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Планируемые образовательные результаты |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Знакомство с понятием «справедливость». Создание условий для понимания и осознания признаков, по которым можно судить о справедливости. Формирование умения руководствоваться моральными правилами с целью справедливого отношения к другим людям. |
П. Самостоятельное выделение и формулирование цели, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной или письменной форме; извлечение необходимой информации, построение логических рассуждений; поиск ответов на вопросы, используя свой жизненный опыт; умение анализировать учебный материал; Р. Способность понимать и проявлять свои чувства посредством слова; умение структурировать знания; работать по предложенному плану, инструкции; осуществлять самоконтроль. К. Изложение своего мнения; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; способность работать в команде; готовность слушать собеседника и вести диалог, дискуссию. |
Развитие нравственного сознания и компетентности в решении нравственных проблем на основе личностного выбора; Формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цели и задачи урока |
Раскрыть значение понятия «справедливость», «справедливый человек». Формирование представлений о моральных правилах, регулирующих отношения между людьми. Развивать способность понимать, какие моральные правила нужно соблюдать, чтобы быть справедливым человеком, и развивать умение давать нравственно-этическую оценку личным поступкам и поступкам других людей. Развивать самостоятельное мышление, умение добывать информацию из дополнительных источников. Развивать речь, логическое и ассоциативное мышление. Развивать коммуникативные способности, умение аргументировано отстаивать свою точку зрения. Повышать интерес к предмету. Воспитывать великодушие, терпимость в общении с другими людьми. Воспитывать моральные, нравственные и уважительные качества по отношению друг к другу. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Основные понятия, изучаемые на уроке |
справедливость, поступок, соразмерность, уравнивание, моральные правила. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Средства ИКТ, используемые на уроке |
Ноутбук, мультимедийный проектор. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ресурсы (информационные, литературные, музыка, искусство), используемые на уроке |
Стихотворение М. Скребцовой «Справедливая война», Притча «Очки судьи» Мультфильм из серии «Лунтик и его друзья», 237 серия «Справедливость» Иллюстрации к русской народной сказке «Лиса и Журавль», аудиозапись сказки «Лиса и Журавль» Фотография Ж.Ж. Руссо и иллюстрация с изображением Фемиды – богини правосудия». С. И. Ожегов. «Толковый словарь русского языка», В.И.Даль «Толковый словарь русского языка». |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Организационная структура урока |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
время |
Основные формы работы учителя и учащихся |
Формируемые УУД |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 минут |
Организационный момент урока Учитель : - Улыбнитесь друг другу. Говорят, что хорошее настроение всегда помогает справиться с любой задачей и добиться хороших результатов. Улыбнитесь друг другу, и пусть на нашем уроке царит доброе, хорошее, настроение. -Я хочу начать урок словами Ж.Ж.Руссо: (слайд 2) "Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если… (выслушиваются несколько ответов детей) … будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению...” (слайд 3) Введение в тему урока с опорой на изученный материал (беседа по вопросам) - На прошлом уроке мы говорили о моральном долге человека, а что такое моральный долг человека? (осознание человеком необходимости исполнения моральных норм) - Какие моральные обязанности есть у человека? (исполнять установленные в обществе моральные нормы, уважать других людей и их права, бескорыстная помощь другим людям, сдержать слово, давая обещание что-то сделать, благодарность и др.) - Приведите примеры выполнения морального долга из жизни, фильмов, литературы. - Сегодня мы продолжим тему морали, будем говорить об отношениях между людьми. Инсценировка стихотворения М. Скребцовой «Справедливая война» У меня есть друг Антон, «Что за дикая игра? Справедливый парень он. Вас отшлепать всех пора! Как-то раз он объявил: Ишь, устроили войну, «Я войну начать решил Нарушают тишину», — С хулиганами двора, Дед мой крикнул из окна, Наказать их всех пора, И закончилась война. Кто со мною — собирайтесь «Честь двора я защищал», - И скорей вооружайтесь!» Дома деду я сказал. Я Антона поддержал, «Смысла в вашей нет войне, — Под его знамена встал, Дедушка ответил мне. Толстую схватил я палку - - Тот, кто драку выбирает Мне врага ничуть не жалко. Справедливым не бывает!» |
Личностные: мотивация к учебной деятельности, желание учиться, проявление интереса к изучаемому предмету. Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование цели |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе усвоения материала. Организация обратной связи. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
время |
Основные формы работы учителя и учащихся |
Формируемые УУД |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
12 минут |
Беседа по вопросам: - С каким понятием на уроке мы сегодня познакомимся? (составление одним из учеников слова «справедливость» на доске из магнитных букв) - Какие вопросы мы будем обсуждать сегодня на уроке? - Сегодня на уроке мы познакомимся с понятием «справедливость» и обсудим моральные правила справедливого человека. (слайд 4) - Предлагаю вам посмотреть мультфильм «Справедливость» (Просмотр фильма – слайд 5) Беседа после просмотра мультфильма: - Справедливо ли поступили герои мультфильма гусеницы? Почему? - А справедливо ли поступил кузнечик Кузя? - на примере данного стихотворения, просмотренного мультфильма, как вы думаете, может ли драка быть справедливой? - Как можно отстоять справедливость без драки? - Один очень известный итальянский актер Адриано Челентано сказал: «Чтобы быть справедливым – нужно для начала быть добрым» (слайд 6) - От какого слова произошло это понятие? (слайд 7) (выслушиваются ответы детей) - Понятие «справедливость произошло» от старославянского слова «праведный», связано с правдой, правильным решением (слайд 8) - Так что ж такое справедливость? (выслушиваются ответы детей) - Обратимся к толковым словарям. В толковом словаре русского языка С.И.Ожегова справедливость рассматривается как справедливое отношение к кому-нибудь или чему-нибудь,; беспристрастие – признать за кем-нибудь какие-нибудь достоинства, правоту. Справедливый – 1) соответствующий истине; 2) осуществляемый на законных и честных основаниях; 3) истинный, правильный (слайд 9). В толковом словаре русского языка В.И.Даля справедливость как правда, правосудие, истина. Справедливый – значит правильный, сделанный законно, по правде, по совести (слайд 10). - В чем может проявляться справедливость? (в работе, к окружающим, к самому себе). - Вспомните и расскажите случаи из жизни когда с вами или вашими знакомыми поступили справедливо (несправедливо), объясните почему? - Справедливые или несправедливые поступки описываются во многих литературных произведениях. Вспомним одно из таких произведение – всем известную сказку «Лиса и журавль» Прослушивание сказки «Лиса и журавль» (слайды 11 - 16) - Определите, можно ли финал сказки считать справедливым? - Справедливо ли поступил журавль с лисой? Почему? - Что значит быть справедливым? Физминутка Мы, вы, ты, я – вместе дружная семья. Руку дай соседу слева. Руку дай соседу справа. Мы одна семья. Улыбнись соседу слева. Улыбнись соседу справа. Мы одна семья. Ты прижмись к соседу слева. Ты прижмись к соседу справа. Мы одна семья. Ты погладь соседа слева. Ты погладь соседа справа. Мы одна семья. |
Личностные: проявляют самостоятельность в поиске решения задачи Коммуникативные УУД: учатся слушать и слышать, отвечать на поставленные вопросы. Регулятивные УУД: принимают и сохраняют учебную задачу, осознают недостаточность своих знаний. Познавательные УУД: осуществляют поиск необходимой информации. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап 3. Практическая работа |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
время |
Основные формы работы учителя и учащихся |
Формируемые УУД |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
14 минут |
Работа с учебником. - Чтение статьи из пособия для учащихся. - Беседа с учащимися по вопросам. Возможные вопросы:
Прочтите мудрые мысли и объясните их смысл (слайд 17). а) "Быть добрым очень легко, быть справедливым вот, что трудно" (В.Гюго) б) «Видеть несправедливость и молчать – это значит самому участвовать в ней» (Ж.Ж.Руссо) - Что вы думаете по поводу высказывания этих великих людей? - Что значит поступать «по справедливости»? - В какой профессии справедливость самое необходимое качество? (выслушиваются ответы детей) - очень справедливым должен быть судья, чтобы не наказать невинного человека. Какими качествами должен обладать судья?(…) Символом правосудия является богиня Фемида – слайд 18. - прослушайте притчу «Очки судьи» Притча ОЧКИ СУДЬИ Жил-был когда-то мудрый судья, наводивший страх на всех воров и преступников. Дело в том, что судья обладал такими очками, при помощи которых он мог видеть насквозь всех людей. Как бы искусно ни врал обвиняемый, как бы ни старался он извернуться — стоило только судье взглянуть на него сквозь свои очки, чтобы узнать: стоит ли перед ним виновный или невинный. И когда он после того своим властным голосом говорил обвиняемому: «Полно притворяться, я знаю, что ты сделал, вижу, как терзает тебя совесть», преступник тотчас же падал духом и признавался в своей вине. Судья отправлял его после этого в тюрьму, чтоб он мог на досуге подумать о своих делах. Откуда взялись такие удивительные очки — оставалось для всех тайной. Известно было только то, что очки принадлежали еще отцу, дедушке и прадеду судьи, которые также были судьями в том же городе. Рассказывали, что лет двести тому назад очки были подарены тогдашнему судье добрыми карликами, чтобы помочь ему открыть вора, выкравшего лучшие драгоценности из их сокровищницы в недрах земли. Для воров не было ничего страшнее очков судьи, с их большими круглыми стеклами в черной роговой оправе. И вот однажды они собрались и стали совещаться о том, как им отделаться от очков. И они выкрали эти очки у судьи. Каждому из них пришла в голову мысль самому надеть чудесные очки, и в ту же минуту всё, что их окружает они увидели другими глазами. С помощью очков каждый увидел насквозь всех своих приятелей. Увидели, что все они друг другу завидуют. Первый увидел, что один даже задумал похитить у него десять талеров; он прочел в их сердцах, что все они лжецы и негодяи, что на совести у некоторых немало пролитой крови. И каждого охватил ужас перед прежними друзьями. В своих родных и близких увидели боль, страх, сочувствие, надежду и любовь. Больше они не друзья, все пошли по своей дороге, вернулись в семьи, не совершая плохих поступков, всегда оставаясь честными и трудолюбивыми и счастливо прожили еще многие годы. - Волшебные очки помогли ворам посмотреть на себя другими глазами. Были ли в вашей жизни случаи, когда что-либо помогло вам посмотреть на себя по-другому? - Как вы думаете, с волшебными очками справедливости жить легче или труднее? - Как вы думаете, смог бы судья работать без своих волшебных очков? - Когда вы смотрите на других людей, что в первую очередь бросается вам в глаза: их хорошие или плохие качества? Игра «Очки справедливости» Дети встают в круг. Один из них надевает очки и рассказывает о каком-либо справедливом поступке своего соседа по кругу. Затем очки надевает следующий по кругу, и игра продолжается. Если ребенок не может рассказать о справедливом поступке своего товарища, педагог и другие дети помогают ему. В конце игры очки справедливости может надеть педагог и, в свою очередь, сказать о каждом ребенке что-то хорошее. Работа в группах. Повторение правил работы в группе (слайд 19) Анализ ситуаций Каждая группа должна подумать и объяснить, справедливо ли поступили родители в следующих ситуациях: Ситуация 1. Мама не разрешила сыну идти на тренировку, потому что он не выучил уроки; Ситуация 2. Мама отругала детей за обман, а папа пожалел их и угостил конфетами; Ситуация 3. Старший ребенок в семье подрался с младшим, и родители наказали старшего; Ситуация 4. Я вчера в углу стояла, Выслушиваются ответы представителей групп. |
Личностные: имеют желание выполнить работу без ошибок, понимают важность соблюдения определенных правил. Познавательные УУД: осуществляют поиск необходимой информации из материалов учебника и рассказа учителя; выделяют необходимую информацию, извлекая ее из услышанного стихотворения, в результате анализа делают вывод. Коммуникативные УУД: работают в паре; слушают собеседника и учатся вести диалог; эффективно сотрудничают с учителем и сверстниками. Регулятивные: оценивают свои знания, выделяют то, что уже известно, и то, что предстоит узнать и усвоить. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап 4. Проверка полученных результатов. Коррекция |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Длительность этапа |
Форма проверки полученных результатов, осуществление коррекции |
Формируемые УУД |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 минут |
Разгадывание кроссворда. Работа в парах (повторение правил работы в паре – слайд 20)
По горизонтали:
По вертикали: Один из признаков справедливости, означающий оценку поступка по заслугам (соразмерность). Признак справедливости, означающий «равное за равное» (уравнивание). Ключевое слово (по горизонтали): › Моральное правило, регулирующее отношения между людьми при распределении благ, наград, наказаний (справедливость) Проверка выполнения задания (слайд 21) |
Коммуникативные: учатся слушать, слышать и понимать партнера, отстаивают свою точку зрения, уважая при этом партнера и самого себя. Познавательные: применяют полученные знания в практической деятельности, анализируют, сравнивают, делают выводы. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап 5. Подведение итогов, домашнее задание |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
время |
Рефлексия по достигнутым или недостигнутым образовательным результатам |
Формируемые УУД |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 мин |
- Что такое справедливость? (слайд 22) - Какие моральные правила надо соблюдать, чтобы справедливо относиться к другим? - Так какими качествами должен обладать справедливый человек? - как бы вы сейчас ответили на вопрос «Легко ли быть справедливым человеком?» (слайд 23) - Что для вас было трудным сегодня на уроке? - Как вы можете оценить свою работу на уроке? - На какие вопросы по теме «Справедливость» вы хотели бы получить ответ? О чем бы вы еще хотели поговорить? - Продолжите мысль. Быть человеком…….(слайд 24) «Человек должен быть умён, прост, справедлив, смел и добр. Только тогда он имеет право носить это высокое звание – человек» |
Личностные: осознают важность полученных знаний. Коммуникативные: полно и грамотно выражают свои мысли, взаимно контролируют действия друг друга. Познавательные: оценивают процесс и результаты своей деятельности. Регулятивные: осознают важность приобретения новых знаний. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Домашнее задание |
Вспомните и расскажите случаи из жизни, когда с вами или вашими знакомыми поступили справедливо (несправедливо). Расскажите о несправедливом отношении одних героев к другим в русских народных сказках. - Благодарю за урок (слайд 26) |
Тема урока «Справедливость»
(модуль «Основы светской этики»)
4 класс
Учитель:
Гламаздина Л.Н.
Салават 2016