12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовал
Гламаздина Л.Н.107
Россия, Башкирская респ., Салават
1

Технологическая карта урока комплексного учебного курса ОРКСЭ «Справедливость»



Технологическая карта урока комплексного учебного курса ОРКСЭ

Урок № 13 Справедливость (автор А.Я.Данилюк)

Тема урока

Справедливость

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Знакомство с понятием «справедливость».

Создание условий для понимания и осознания признаков, по которым можно судить о справедливости.

Формирование умения руководствоваться моральными правилами с целью справедливого отношения к другим людям.

П. Самостоятельное выделение и формулирование цели, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной или письменной форме; извлечение необходимой информации, построение логических рассуждений; поиск ответов на вопросы, используя свой жизненный опыт; умение анализировать учебный материал;

Р. Способность понимать и проявлять свои чувства посредством слова; умение структурировать знания;  работать по предложенному плану, инструкции; осуществлять самоконтроль.

К. Изложение своего мнения; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; способность работать в команде; готовность слушать собеседника и вести диалог, дискуссию.

Развитие нравственного сознания и компетентности в решении нравственных проблем на основе личностного выбора;

Формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.

Цели и задачи урока

Раскрыть значение понятия «справедливость», «справедливый человек». Формирование представлений о моральных правилах, регулирующих отношения между людьми.

Развивать способность понимать, какие моральные правила нужно соблюдать, чтобы быть справедливым человеком, и развивать умение давать нравственно-этическую  оценку личным поступкам и поступкам других людей.

Развивать самостоятельное мышление, умение добывать информацию из дополнительных источников. Развивать речь, логическое и ассоциативное мышление. Развивать коммуникативные способности, умение аргументировано отстаивать свою точку зрения.

Повышать интерес к предмету. Воспитывать великодушие, терпимость в общении с другими людьми. Воспитывать моральные, нравственные и уважительные качества по отношению друг к другу.

Основные понятия, изучаемые на уроке

справедливость, поступок, соразмерность, уравнивание, моральные правила.

Средства ИКТ, используемые на уроке

Ноутбук, мультимедийный проектор.

Ресурсы (информационные, литературные, музыка, искусство), используемые на уроке

Стихотворение М. Скребцовой «Справедливая война», Притча «Очки судьи»

Мультфильм из серии «Лунтик и его друзья», 237 серия «Справедливость»

Иллюстрации к русской народной сказке «Лиса и Журавль», аудиозапись сказки «Лиса и Журавль»

Фотография Ж.Ж. Руссо и иллюстрация с изображением Фемиды – богини правосудия».

С. И. Ожегов. «Толковый словарь русского языка», В.И.Даль «Толковый словарь русского языка».

Организационная структура урока

Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

время

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

5 минут

Организационный момент урока

Учитель :

- Улыбнитесь друг другу. Говорят, что хорошее настроение всегда помогает справиться с любой задачей и добиться хороших результатов. Улыбнитесь друг другу, и пусть на нашем уроке царит доброе, хорошее, настроение.

 -Я хочу начать урок словами Ж.Ж.Руссо: (слайд 2)

"Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если… (выслушиваются несколько ответов детей) … будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению...” (слайд 3)

Введение в тему урока с опорой на изученный материал (беседа по вопросам)

- На прошлом уроке мы говорили о моральном долге человека, а что такое моральный долг человека? (осознание человеком необходимости исполнения моральных норм)

- Какие моральные обязанности есть у человека? (исполнять установленные в обществе моральные нормы, уважать других людей и их права, бескорыстная помощь другим людям, сдержать слово, давая обещание что-то сделать, благодарность и др.)

- Приведите примеры выполнения морального долга из жизни, фильмов, литературы.

- Сегодня мы продолжим тему морали, будем говорить об отношениях между людьми.

Инсценировка стихотворения М. Скребцовой «Справедливая война»

У меня есть друг Антон, «Что за дикая игра?

Справедливый парень он. Вас отшлепать всех пора!

Как-то раз он объявил: Ишь, устроили войну,

«Я войну начать решил Нарушают тишину», —

С хулиганами двора, Дед мой крикнул из окна,

Наказать их всех пора, И закончилась война.

Кто со мною — собирайтесь «Честь двора я защищал», -

И скорей вооружайтесь!» Дома деду я сказал.

Я Антона поддержал,  «Смысла в вашей нет войне, —

Под его знамена встал, Дедушка ответил мне.

Толстую схватил я палку - - Тот, кто драку выбирает

Мне врага ничуть не жалко. Справедливым не бывает!»

Личностные:

мотивация к учебной деятельности, желание учиться, проявление интереса к изучаемому предмету.

Познавательные УУД:

самостоятельное выделение и формулирование цели

Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе усвоения материала. Организация обратной связи.

время

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

12 минут

Беседа по вопросам:

- С каким понятием на уроке мы сегодня познакомимся? (составление одним из учеников слова «справедливость» на доске из магнитных букв)

- Какие вопросы мы будем обсуждать сегодня на уроке?

- Сегодня на уроке мы познакомимся с понятием «справедливость» и обсудим моральные правила справедливого человека. (слайд 4)

- Предлагаю вам посмотреть мультфильм «Справедливость»

(Просмотр фильма – слайд 5)

Беседа после просмотра мультфильма:

- Справедливо ли поступили герои мультфильма гусеницы? Почему?

- А справедливо ли поступил кузнечик Кузя?

- на примере данного стихотворения, просмотренного мультфильма, как вы думаете, может ли драка быть справедливой?

- Как можно отстоять справедливость без драки?

- Один очень известный итальянский актер Адриано Челентано сказал: «Чтобы быть справедливым – нужно для начала быть добрым» (слайд 6)

- От какого слова произошло это понятие? (слайд 7) (выслушиваются ответы детей)

- Понятие «справедливость произошло» от старославянского слова «праведный», связано с правдой, правильным решением (слайд 8)

- Так что ж такое справедливость? (выслушиваются ответы детей)

- Обратимся к толковым словарям. В толковом словаре русского языка С.И.Ожегова справедливость рассматривается как справедливое отношение к кому-нибудь или чему-нибудь,; беспристрастие – признать за кем-нибудь какие-нибудь достоинства, правоту.

Справедливый – 1) соответствующий истине; 2) осуществляемый на законных и честных основаниях; 3) истинный, правильный (слайд 9).

В толковом словаре русского языка В.И.Даля справедливость как правда, правосудие, истина. Справедливый – значит правильный, сделанный законно, по правде, по совести (слайд 10).

- В чем может проявляться справедливость? (в работе, к окружающим, к самому себе).

- Вспомните и расскажите случаи из жизни когда с вами или вашими знакомыми поступили справедливо (несправедливо), объясните почему?

- Справедливые или несправедливые поступки описываются во многих литературных произведениях. Вспомним одно из таких произведение – всем известную сказку «Лиса и журавль»

Прослушивание сказки «Лиса и журавль» (слайды 11 - 16)

- Определите, можно ли финал сказки считать справедливым?

- Справедливо ли поступил журавль с лисой? Почему?

- Что значит быть справедливым?

Физминутка

Мы, вы, ты, я – вместе дружная семья.

Руку дай соседу слева.

Руку дай соседу справа.

Мы одна семья.

Улыбнись соседу слева.

Улыбнись соседу справа.

Мы одна семья.

Ты прижмись к соседу слева.

Ты прижмись к соседу справа.

Мы одна семья.

Ты погладь соседа слева.

Ты погладь соседа справа.

Мы одна семья.

Личностные:

проявляют самостоятельность в поиске решения задачи

Коммуникативные УУД:

учатся слушать и слышать, отвечать на поставленные вопросы.

Регулятивные УУД:

принимают и сохраняют учебную задачу, осознают недостаточность своих знаний.

Познавательные УУД:

осуществляют поиск необходимой информации.

Этап 3. Практическая работа

время

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

14 минут

Работа с учебником.

- Чтение статьи из пособия для учащихся.

- Беседа с учащимися по вопросам. Возможные вопросы:

  • Что в тексте статьи из пособия для учащихся показалось вам самым важным?

    Получили ли вы ответы на вопросы, заданные в начале урока?

    Как вы поняли, что такое справедливость?

    Назовите признаки, по которым можно судить о справедливости.

    Согласен ли ты с теми моральными правилами, которые названы в пособии? Почему?

    Как ты думаешь, быть справедливым очень сложно? Обоснуй свой ответ.

Прочтите мудрые мысли и объясните их смысл (слайд 17).

а) "Быть добрым очень легко, быть справедливым вот, что трудно" (В.Гюго)

б) «Видеть несправедливость и молчать – это значит самому участвовать в ней» (Ж.Ж.Руссо)

- Что вы думаете по поводу высказывания этих великих людей?

Что значит поступать «по справедливости»?

- В какой профессии справедливость самое необходимое каче­ство? (выслушиваются ответы детей)

- очень справедливым должен быть судья, чтобы не наказать невинного человека. Какими качествами должен обладать судья?(…) Символом правосудия является богиня Фемида – слайд 18.

- прослушайте притчу «Очки судьи»

Притча

ОЧКИ СУДЬИ

Жил-был когда-то мудрый судья, наводивший страх на всех воров и преступников. Дело в том, что судья обладал такими оч­ками, при помощи которых он мог видеть насквозь всех людей. Как бы искусно ни врал обвиняемый, как бы ни старался он из­вернуться — стоило только судье взглянуть на него сквозь свои очки, чтобы узнать: стоит ли перед ним виновный или невин­ный. И когда он после того своим властным голосом говорил об­виняемому: «Полно притворяться, я знаю, что ты сделал, вижу, как терзает тебя совесть», преступник тотчас же падал духом и признавался в своей вине. Судья отправлял его после этого в тюрьму, чтоб он мог на досуге подумать о своих делах.

Откуда взялись такие удивительные очки — оставалось для всех тайной. Известно было только то, что очки принадлежали еще отцу, дедушке и прадеду судьи, которые также были судья­ми в том же городе. Рассказывали, что лет двести тому назад очки были подарены тогдашнему судье добрыми карликами, чтобы помочь ему открыть вора, выкравшего лучшие драгоцен­ности из их сокровищницы в недрах земли.

Для воров не было ничего страшнее очков судьи, с их боль­шими круглыми стеклами в черной роговой оправе. И вот однажды они собрались и стали совещаться о том, как им отделаться от очков. И они выкрали эти очки у судьи. Каждому из них пришла в голову мысль самому надеть чудес­ные очки, и в ту же минуту всё, что их окружает они увидели другими глазами. С помощью очков каждый увидел насквозь всех своих приятелей. Увидели, что все они друг другу завидуют. Первый увидел, что один даже задумал похи­тить у него десять талеров; он прочел в их сердцах, что все они лжецы и негодяи, что на совести у некоторых немало пролитой крови. И каждого охватил ужас перед прежними друзьями. В своих родных и близких увидели боль, страх, сочувствие, надежду и любовь. Больше они не друзья, все пошли по своей дороге, вернулись в семьи, не совершая плохих поступков, всегда оставаясь честными и трудолюбивыми и счастливо прожили еще многие годы.

- Волшебные очки помогли ворам посмотреть на себя другими глазами. Были ли в вашей жизни случаи, когда что-либо помогло вам посмотреть на себя по-другому?

- Как вы думаете, с волшебными очками справедливости жить лег­че или труднее?

- Как вы думаете, смог бы судья работать без своих волшебных очков?

- Когда вы смотрите на других людей, что в первую очередь броса­ется вам в глаза: их хорошие или плохие качества?

Игра «Очки справедливости»

Дети встают в круг. Один из них надевает очки и рассказывает о каком-либо справедливом по­ступке своего соседа по кругу. Затем очки надевает следующий по кругу, и игра продолжается. Если ре­бенок не может рассказать о справедливом поступке своего то­варища, педагог и другие дети помогают ему. В конце игры очки справедливости может надеть педагог и, в свою очередь, сказать о каждом ребенке что-то хорошее.

Работа в группах. Повторение правил работы в группе (слайд 19)

Анализ ситуаций

Каждая группа должна поду­мать и объяснить, справедливо ли поступили родители в следующих ситуациях:

Ситуация 1. Мама не разрешила сыну идти на тренировку, потому что он не выучил уроки;

Ситуация 2. Мама отругала детей за обман, а папа пожалел их и уго­стил конфетами;

Ситуация 3. Старший ребенок в семье подрался с младшим, и родители наказали старшего;

Ситуация 4.

Я вчера в углу стояла, 
Я наказана была. 
А за что мне вдруг попало, 
Так понять и не смогла. 
Я на папиной машине 
У стекла, ближе к рулю, 
нацарапала отверткой: 
«Папа! Я тебя люблю!» 
Нацарапала красиво 
фразу из красивых слов! 
Разве это справедливо 
ставить в угол за любовь?

Выслушиваются ответы представителей групп.

Личностные:

имеют желание выполнить работу без ошибок, понимают важность соблюдения определенных правил.

Познавательные УУД:

осуществляют поиск необходимой информации из материалов учебника и рассказа учителя;

выделяют необходимую информацию, извлекая ее из услышанного стихотворения, в результате анализа делают вывод.

Коммуникативные УУД:

работают в паре; слушают собеседника и учатся вести диалог;

эффективно сотрудничают с учителем и сверстниками.

Регулятивные:

оценивают свои знания, выделяют то, что уже известно, и то, что предстоит узнать и усвоить.

Этап 4. Проверка полученных результатов. Коррекция

Длительность этапа

Форма проверки полученных результатов, осуществление коррекции

Формируемые УУД

5 минут

Разгадывание кроссворда. Работа в парах (повторение правил работы в паре – слайд 20)

                               
       

¹с

         

²у

         
   

¹д

в

о

р

я

н

е

 

р

         
       

р

         

а

         
 

С

П

Р

А

В

Е

Д

Л

И

В

О

С

Т

Ь

 
       

з

         

н

         
   

²о

б

м

а

н

     

и

         
       

е

         

в

         
       

р

     

³п

р

а

в

о

т

а

 
       

н

         

н

         
 

п

о

р

о

к

и

     

и

         
       

с

       

м

е

с

т

ь

   
       

т

                     
       

ь

                     
                               

По горизонтали:

  • Кого в XIX в. почитали за благородное происхождение и за богатство, и это считалось справедливым? (дворяне)

    Чего нужно избегать в своих действиях, чтобы справедливо относится к людям? (обман)

    Что нужно признавать у других людей и в чем сомневаться у самого себя? (правота)

    К борьбе с чем нужно стремиться, чтобы быть справедливым? (пороки)

    Какой обычай люди считают несправедливым и принимают меры для его искоренения? (месть)

По вертикали:

Один из признаков справедливости, означающий оценку поступка по заслугам (соразмерность).

Признак справедливости, означающий «равное за равное» (уравнивание).

Ключевое слово (по горизонтали):

Моральное правило, регулирующее отношения между людьми при распределении благ, наград, наказаний (справедливость)

Проверка выполнения задания (слайд 21)

Коммуникативные:

учатся слушать, слышать и понимать партнера, отстаивают свою точку зрения, уважая при этом партнера и самого себя.

Познавательные:

применяют полученные знания в практической деятельности, анализируют, сравнивают, делают выводы.

Этап 5. Подведение итогов, домашнее задание

время

Рефлексия по достигнутым или недостигнутым образовательным результатам

Формируемые УУД

4 мин

- Что такое справедливость? (слайд 22)

- Какие моральные правила надо соблюдать, чтобы справедливо относиться к другим?

- Так какими качествами должен обладать справедливый человек?

- как бы вы сейчас ответили на вопрос «Легко ли быть справедливым человеком?» (слайд 23)

- Что для вас было трудным сегодня на уроке?

- Как вы можете оценить свою работу на уроке?

- На какие вопросы по теме «Справедливость» вы хотели бы получить ответ? О чем бы вы еще хотели поговорить?

- Продолжите мысль. Быть человеком…….(слайд 24)

«Человек должен быть умён, прост, справедлив, смел и добр. Только тогда он имеет право носить это высокое звание – человек»

К.Г. Паустовский(слайд 25)

Личностные:

осознают важность полученных знаний.

Коммуникативные:

полно и грамотно выражают свои мысли, взаимно контролируют действия друг друга.

Познавательные:

оценивают процесс и результаты своей деятельности.

Регулятивные: осознают важность приобретения новых знаний.

Домашнее задание

Вспомните и расскажите случаи из жизни, когда с вами или вашими знакомыми поступили справедливо (несправедливо). Расскажите о несправедливом отношении одних героев к другим в русских народных сказках.

- Благодарю за урок (слайд 26)


Презентация к уроку


 


 

Тема урока «Справедливость»

(модуль «Основы светской этики»)

4 класс


 


 

Учитель:

Гламаздина Л.Н.

Салават 2016

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.