Технологическая карта урока русского языка в 4 классе на тему «Спряжение глаголов»
Технологическая карта урока русского языка
Данная методическая разработка, посвящена Дню птиц, который празднуется ежегодно в России 1 апреля.
Ф.И.О. учителя: Миккоева Светлана Юрьевна, учитель начальных классов МКОУ «Шуньгская СОШ»
Учебный предмет: русский язык
Класс: 4 класс
Автор УМК (программы учебного курса): «Русский язык» 4 класс В. П. Канакина, В.Г. Горецкий. («Школа России») учебник 2020 года.
Тема урока: Спряжение глаголов.
Тип урока: Урок закрепления знаний и формирование умений и навыков. Интегрированный урок (русский язык, окружающий мир).
Цель: формирование умения спрягать глаголы в настоящем и будущем времени, определять лицо и число глаголов.
Методы: АМО (активные методы обучения), рассказ, беседа, игра, работа в парах.
Продолжительность занятия: 45 минут.
Контингент учащихся: 1-11 лет (4 класс).
Учебные задачи :
1.Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:
Проявление творческого отношения к процессу обучения, эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения взаимодействовать в паре.
Формирование ответственности перед коллективом.
Положительное отношение к учению, уважительное отношение к собеседнику.
Формирование познавательной потребности.
2.Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения ( регулятивные,
коммуникативные, познавательные УУД ):
Познавательные умения:
Определять отличительные особенности частей речи и обосновывать своё мнение.
Строить предложения со словами.
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Давать оценку своим действиям, оценивать результат.
Регулятивные умение:
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.
Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Работать по предложенному учителем плану, проговаривать последовательность действий на уроке.
Формулировать затруднение, с которым столкнулись на уроке, оценивать сложившуюся учебную ситуацию.
Наблюдать, выделять общие и существенные признаки, связи, отношения, выделять главное.
Готовность слушать и вести диалог.
Коммуникативные умения:
Умение слушать и понимать других.
Умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
Умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.
3.Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
Знать основные признаки глагола.
Знать, как определить лицо, число и время глагола.
Уметь отличать глагол от других частей речи.
Уметь спрягать глаголы.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
Оборудование: карточки с заданиями (раздаточный материал), рабочая тетрадь.
Ресурсы: интерактивная доска.
№ | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Результаты: формируемые УУД | ||||||||||||||||||
1 | Организационный момент. | -Здравствуйте, ребята. - Давайте, перед тем как начать наш урок настроимся на хорошее настроение и плодотворную работу. - Повернитесь друг к другу. Указательным и средним пальцем «идём» по руке соседа и говорим: «Я иду, иду, иду, иду, иду…», дойдя до плеча, похлопываем и говорим: «Если что, я тебе помогу!» -Надеюсь, на уроке вы будете взаимно помогать друг другу. -Мы начинаем урок русского языка. Открываем тетради. Записываем число, классная работа. Двадцать девятое марта. Классная работа. | Подготовка класса к работе. Учащиеся приветствуют друг друга, гостей, учителя. . Записывают число и классная работа в тетрадь. | Личностные: формирование положительного отношения к процессу познания, нравственных ценностей учащихся: доброжелательность, доброты, любви: | ||||||||||||||||||
2 | Актуализация знаний. Постановка темы и целей урока. Основные понятия о глаголе. Словарная работа. Работа с правилами русского языка. | -Давайте вспомним, о какой части речи мы говорим на протяжении нескольких уроков. (Глагол) -Что мы о ней знаем? Вспомним? - Что такое глагол? (Часть речи) -Что обозначает глагол? (Действие предмета) На какие вопросы отвечает? (Что делает? Что сделает?) -Что у глагола можно определить? (Время, число, род, лицо) -В предложении чаще всего является? (Сказуемым) -Молодцы! Давайте обобщим всё сказанное. -А теперь поработаем со словарными словами. -Записываем словарные слова к себе в тетрадь. -Не забываем ставить ударение и подчёркивать безударную гласную или удвоенные согласные. Сверху, победа, расстояние, яблоко, жёлтый, ёщё, народ, инженер. -На партах у вас есть карточки для самопроверки, проверьте себя и оцените на полях. ! - сделал всё правильно +- допустил одну ошибку - - допустил более двух ошибок -А теперь давайте соберём слово из первых букв наших словарных слов. -С П Р Я Ж Ё Н И… -Запишите к себе буквы. Какое слово у вас получилось? Всех ли букв хватает? -Нужно добавить букву Е. -Молодцы! -Получилось слово СПРЯЖЕНИЕ. -Мы знакомы с этим понятием? -Что мы про него знаем? Что такое спряжение? -Правильно. Спряжение-это изменение глаголов по лицам и числам в форме настоящего и будущего времени. -Какие глаголы спрягаются? (Глаголы в настоящем и будущем времени). -Как необходимо определять лицо и число глаголов? -Правильно. По местоимению, с которым употреблён глагол и личному окончанию или только по личному окончанию. -Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? -Сегодня на уроке русского языка мы продолжим учиться определять у глаголов лицо и число. Будем учиться спрягать глаголы. | Дети вспоминают правила о глаголе. Записывают словарные слова в тетрадь.В каждом слове ставят ударение и подчёркивают безударную гласную. Проводится самопроверка. На карточках, приготовленные на столах учащиеся. Дети оценивают себя на полях в тетради. Пробуют сформулировать тему урока и цель. Вместе с учителем ребята проговаривают тему и цель сегодняшнего урока. | Регулятивные: Принимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные: - оформлять свои мысли в устной форме. Регулятивные: - осуществлять самоконтроль. Познавательные: - уметь ориентироваться в своей системе знаний; - осуществлять анализ объектов. Коммуникативные: - уметь оформлять свои мысли в устной и письменной речи, слушать и понимать речь других. Регулятивные. Принимать и сохранять учебную задачу. Познавательные: - уметь ориентироваться в своей системе знаний по данному вопросу | ||||||||||||||||||
3. | Обобщение и систематизация знаний. глава «Птицы Карелии» Работа с таблицей в учебнике. глава «Помощник леса» | -Ребята, что это такое? -Вы правы - это книга. -А о ком эта книга? (эта книга о птицах) -Сегодня на уроке мы с вами не только будем выполнять задания по русскому языку, но вспомним птиц. -А как вы думаете, почему именно про птиц? -Ежегодно 1 апреля в нашей стране отмечается праздник «День птиц». А знаете почему? Потому что птицы приносят большую пользу. Они уничтожают вредных насекомых, мелких грызунов-вредителей, сохраняя культурные и дикорастущие растения, помогают в их опылении. Они способствуют распространению плодов и семян. -А ёще они украшают землю. Их весёлые, звонкие песенки оживляют природу. - На уроке мы познакомимся с несколькими главами нашей книги. -Вот как называются главы. Посмотрите. 1.Птицы Карелии. 2. Помощник леса. 3. Птичьи гнёзда. 4.Исчезнувшие птицы… 5. Загадки про птиц. -Ну что, начинаем знакомиться с каждой главой нашей книги!? -Первая глава «Птицы Карелии». -Какие птицы живут у нас в Карелии? (Воробей, ворона, сорока, снегири, синица, трясогузка, ласточки, утки, чайки, тетерев, глухарь, сова, рябчик, скворцы, галки, свиристель, оляпка, клёст, ястреб, дятел, голубь, поползень, чиж). -Молодцы! Вспомнили. -Сейчас поработаем с учебником. Откройте учебник на стр.82 упр.167 записываем в тетрадь. Прочитаем задание. -Что означает спрягать глаголы? -Правильно. Изменять глагол по лицам и числам в форме настоящего и будущего времени. -У вас на столах есть таблица, чтобы было удобно работать. -Ещё раз вспомним, в форме какого времени глаголы спрягаются? (в форме настоящего и будущего времени). ед.ч 1-е л. (я) молчу пойду 2-е л. (ты) молчишь пойдёшь 3-е л. (он) молчит пойдёт мн.ч 1-е л. (мы) молчим пойдём 2-е л. (вы) молчите пойдёте 3е л. (они) молчат пойдут -Молодцы! Справились с заданием! -А вот и новая глава нашей книги. На ней мы познакомимся с главным помощником и доктором леса. Кто это? (дятел) -Почему его называют доктором? -Дятлы - одни из самых полезных птиц в лесу. Они не улетают на зиму, и круглый год уничтожают вредителей. Ёщё их называют санитарами леса. Это единственная птица, которая в поисках еды способна из-под коры деревьев доставать личинок и разных вредителей, тем самым спасая деревья от гибели. -Дятел приглашает нас в свою мастерскую, в которой он шьёт одежду для глаголов. -Мастерская работает очень интересно. Дятел ударяет по окончанию глагола и окончание изменяется. -Например, перед дятлом глагол – плыву. -Он ударил по окончанию и заменил его на окончание 2-ого л., мн.ч, н.в. -Какой глагол получился? (Плывёте) -Чтобы вам было легче работать, вы можете смотреть в таблицу, которая лежит у вас на партах. -Давайте попробуем вместе, а потом самостоятельно. - Перед дятлом глагол – грызу. -Он ударил по окончанию и заменил его на окончание 3-е л., ед.ч, н.в. -Какой глагол получился? (Грызёт) -Следующий глагол – дружу. -Он ударил по окончанию и заменил его на окончание 3-ого л., мн.ч ,н.в. -Какой глагол получился? (Дружат) -Перед нами глагол - пою -Он ударил по окончанию и заменил его на окончание 2-ого л., мн.ч ,б.в. -Какой глагол получился? (Споёте) - И последний глагол. Это глагол – подарю. -Он ударил по окончанию и заменил его на окончание 2-ого л., ед.ч ,б.в. -Какой глагол получился? (Подаришь) -Молодцы! А теперь проверим, какие глаголы получились у вас. (Плывёте, рызёт, дружат, споёте, подаришь). | Учащиеся отвечают на вопросы. Учащиеся вспоминают птиц, которые живут в Карелии. Ребята работают с упр.в учебнике. Выполняют задание, которое вынесено на интерактивную доску. | Коммуникативные: - уметь оформлять свои мысли в устной и письменной речи, слушать и понимать речь других. Познавательные. Устанавливать причинно-следственные связи. Регулятивные. Принимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные. Использовать речь для регуляции своего действия Коммуникативные: - умение заслушивать выступления других. - при необходимости исправить и дополнить, уточнить озвученный ответ. - строить высказывания, понятные для других. Познавательные: - уметь ориентироваться в своей системе знаний по данному вопросу. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной речи и понимать речь других. Регулятивные: - выполнять задание в соответствии с поставленной ц | ||||||||||||||||||
4. 5. 6. 7. 8. | Физкультминутка Продолжение работы на уроке. глава «Птичьи гнёзда» Работа в парах. глава «Исчезнувшие птицы» глава «Загадки про птиц» Итог урока. Рефлексия. Выставление оценок. Домашнее задание. | -Вы наверно уже немного устали, поэтому сейчас мы с вами немного отдохнём, подвигаемся и выполним задание на интерактивной доске. -У меня на доске вы видите много глаголов. -Вам необходимо распределить эти глаголы на три группы: 1 лицо,2 лицо,3 лицо. -Чтобы не ошибиться и справиться с заданием, что необходимо делать? -Правильно. Нужно подставлять местоимение, и тем самым мы определим, в каком лице стоит глагол. (Сплю, читаешь, решим, спою, спешат, построю, решу, рисуют, гуляете, поспите, уйдешь, придут, завтракает, молчу, сижу, думает, вышивает). 1 лицо: сплю, споём, решу, молчим, построим, сижу. 2 лицо: читаешь, гуляете, поспите, уйдёшь. 3 лицо: спешат, рисуют, придут, думает, вышивает, завтракает. -Мы подошли с вами к следующей главе книги о птицах. -Называется она «Птичьи гнёзда». -Вам известно, что птицы, как и люди, живут в домах. Домики птиц называются – гнёзда. Все они очень разные. Давайте узнаем, как некоторые птицы строят свои гнёзда. -Сейчас мы с вами узнаем, как делают себе гнёзда некоторые птицы. -Работать вы будете в парах на карточках. -Перед вами таблица, а в ней предложения. Вам нужно найти в каждом предложении глагол и в следующей колонке определить лицо и число этого глагола. -Задание всем понятно?
-Перед нами глава книги, которая называется «Исчезнувшие птицы». - Эта глава расскажет вам о птицах, которые жили всего 1-2 века назад и были истреблены человеком. - Стеллеров баклан - был более 70 см в высоту, не умел летать и двигался, как пингвин. Мясо стеллерова баклана было очень вкусным. Поскольку эти птицы не умели летать, и могли спастись от опасности только в воде, они становились лёгкой добычей для человека. -Эскимосский кроншнеп обитатели тундры и арктического побережья Аляски, эскимосские кроншнепы когда-то были одними из самых многочисленных видов прибрежных птиц в Северной Америке. Но неконтролируемая охота привела их на грань исчезновения. - Странствующий голубь. Браконьерство в конце 19 века стало причиной того, что этот вид был полностью стерт с лица земли. В те времена мясо голубей, было доступное и дешевое, было настоящим спасением для бедных людей. - И это далеко не полный список птиц, которые погибли из-за нашего неправильного отношения к природе и ее обитателям. -А сейчас мы с вами опять будем учиться спрягать глаголы. -Что означает спрягать глаголы? -Правильно. Изменять глагол по лицам и числам в форме настоящего и будущего времени. -Спрягать будем устно по цепочке, сначала будем спрягать в настоящем времени – глагол живу, а затем в обратном порядке глагол в будущем времени - учу. Понятно задание? Настоящее время: я живу, ты живёшь, он живёт, мы живём, вы живёте, они живут. Будущее время: Я выучу, выучишь, он выучит, мы выучим, вы выучите, они выучат. Начинаем. Можно смотреть в таблицу для помощи. Таблицы у вас на столах. - И последняя глава нашей книги самая весёлая «Загадки про птиц». -Вы любите отгадывать загадки? -Каждый из вас получит карточку с загадкой. Ваша задача: записать загадку в тетрадь, отгадать её, найти в ней глаголы, определить у них: лицо, число, время. Эта птица хоть куда! Не летает никогда, Только бегает, как ветер. Знают птицу все на свете. (Страус) - Маша Дробинина (Не летает, бегает- 3 лицо, н.в., ед.ч) Я всю ночь летаю, Мышей добываю, А когда светло, Лечу в дупло. (Сова)- Милана Воронцова (Летаю, добываю, лечу: 1 лицо, ед.ч, н.в) На одной ноге стоишь, в воду пристально глядишь. Тычешь клювом наугад - ищешь в речке лягушат. (Цапля) -Макарова Ксюша (стоишь, глядишь, тычешь, ищешь: 2 лицо, ед. ч, н.в) Красные лапки, Щиплет за пятки. (Гусь) - Свистунова Лида и Бучнева Кристина (Щиплет: 3 лицо, ед.ч, н.в)
На родном материке Я гуляю с важным видом В черно-белом сюртуке. (Пингвин)-Маклышев Влада (Гуляю:1 лицо, ед.ч. н.в) Путь, проделав длинный. Лепят домик под окном Из травы и глины. (Ласточки)- Ганин Кирилл (Прилетают, лепят:3 лицо, мн.ч, н.в) -Наше небольшое путешествие по книге, которая посвящена птицам, подходит к концу. Давайте подведём итог урока. - Что такое спряжение? -Спряжение-это изменение глаголов по лицам и числам в форме настоящего и будущего времени. -Какие глаголы спрягаются? (Глаголы в настоящем и будущем времени). -Как необходимо определять лицо и число глаголов? - По местоимению, с которым употреблён глагол и личному окончанию или только по личному окончанию. -Молодцы! -Сегодня на уроке мы говорили про птицах. -Говорили о том, что беречь их очень важно. -Наш урок я хотела бы закончить вот такой фразой: «Береги птиц»! -Запишите эту фразу к себе в тетрадь. -Почему важно беречь птиц? (помогают бороться с вредными насекомыми, вредными грызунами, украшают природу и всё вокруг). -Найдите глагол в этом предложении. (Береги). Попробуйте определить лицо и число этого глагола устно (Береги: 2 лицо, ед.ч) -А чем мы можем помочь птицам? (Кормить птиц зимой, делать кормушки и скворечники). -У вас на столах есть картинки скворечников и кормушек. -Если вы считает, что очень хорошо умеете определять лицо, время и число глагола повесьте на доску картинку кормушки. -А может быть, кто-то из вас считает, что ещё не совсем хорошо умеет определять время, лицо и число глаголов, повесьте на доску картинку скворечника. -Вот что у нас получилось! -А чего не хватает в наших кормушках? (Корма и птиц). -Давайте поместим в скворечники скворцов, потому что совсем скоро скворцы вернуться к нам и принесут с собой тепло. Пусть наши скворечники не пустуют. -А в кормушки положим корм для птиц. -Чем можно кормить птиц? (Семена подсолнечника, арбузные семечки, тыквенные семечки, сало, сухофрукты, сушеные ягоды, пшено, овсяные хлопья, рис, хлеб чёрный не рекомендуется давать птицам, белый можно и тд.) -Повесим картинки корма к нашим кормушкам. -Молодцы! -На этом урок наш закончен, записываем домашнее задание (стр.80-82 правила, стр.83 упр.169) -А теперь давайте выставим оценки за работу на уроке в журнал. | Ребята выполняют задание на интерактивной доске. Учащиеся работают в парах. Работа по цепочке. Дети самостоятельно выполняют задание в свою тетрадь. Ребята вешают картинки с изображение кормушки и скворечника . Записывают домашнее задание. | Коммуникативные: - оформлять свои мысли в устной форме. Познавательные: - уметь ориентироваться в своей системе знаний; - осуществлять анализ объектов. Познавательные: - выявлять сходство и различие объектов, -объединять в группы по признаку. Коммуникативные: Умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности в статичных парах. Познавательные: - уметь ориентироваться в своей системе знаний; - осуществлять анализ объектов. Регулятивные. Принимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной речи и понимать речь других. Регулятивные: -анализировать собственную работу. - принимать учебно-познавательную задачу и сохранять ее до конца учебных действий. Коммуникативные: - умение заслушивать выступления других. - при необходимости исправить и дополнить, уточнить озвученный ответ. - строить высказывания, понятные для других. Регулятивные. Принимать и сохранять учебную задачу. Познавательные. Устанавливать причинно-следственные связи. Познавательные: - уметь ориентироваться в своей системе знаний; Личностные. Способность к самооценке на основе критерий успешной деятельности. |
Пролубщикова Наталья Владимировна