Технологическая карта урока русского языка в 4 классе на тему «Спряжение глаголов»

7
1
Материал опубликован 21 April 2021

Технологическая карта урока русского языка

Данная методическая разработка, посвящена Дню птиц, который празднуется ежегодно в России 1 апреля.

Ф.И.О. учителя: Миккоева Светлана Юрьевна, учитель начальных классов МКОУ «Шуньгская СОШ»

Учебный предмет: русский язык

Класс: 4 класс

Автор УМК (программы учебного курса): «Русский язык» 4 класс В. П. Канакина, В.Г. Горецкий. («Школа России») учебник 2020 года.

Тема урока: Спряжение глаголов.

Тип урока: Урок закрепления знаний и формирование умений и навыков. Интегрированный урок (русский язык, окружающий мир).

Цель: формирование умения спрягать глаголы в настоящем и будущем времени, определять лицо и число глаголов.

Методы: АМО (активные методы обучения), рассказ, беседа, игра, работа в парах.

Продолжительность занятия: 45 минут.

Контингент учащихся: 1-11 лет (4 класс).

Учебные задачи :

1.Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:

Проявление творческого отношения к процессу обучения, эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме.

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения взаимодействовать в паре.

Формирование ответственности перед коллективом.

Положительное отношение к учению, уважительное отношение к собеседнику.

Формирование познавательной потребности.

2.Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения ( регулятивные,

коммуникативные, познавательные УУД ):

Познавательные умения:

Определять отличительные особенности частей речи и обосновывать своё мнение.

Строить предложения со словами.

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Давать оценку своим действиям, оценивать результат.


Регулятивные умение:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Работать по предложенному учителем плану, проговаривать последовательность действий на уроке.

Формулировать затруднение, с которым столкнулись на уроке, оценивать сложившуюся учебную ситуацию.

Наблюдать, выделять общие и существенные признаки, связи, отношения, выделять главное.

Готовность слушать и вести диалог.

Коммуникативные умения:

Умение слушать и понимать других.

Умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.

3.Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

Знать основные признаки глагола.

Знать, как определить лицо, число и время глагола.

Уметь отличать глагол от других частей речи.

Уметь спрягать глаголы.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Оборудование: карточки с заданиями (раздаточный материал), рабочая тетрадь.

Ресурсы: интерактивная доска.









Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результаты: формируемые УУД

1

Организационный момент.


-Здравствуйте, ребята.

- Давайте, перед тем как начать наш урок настроимся на хорошее настроение и плодотворную работу.

- Повернитесь друг к другу. Указательным и средним пальцем «идём» по руке соседа и говорим: «Я иду, иду, иду, иду, иду…», дойдя до плеча, похлопываем и говорим: «Если что, я тебе помогу!»

-Надеюсь, на уроке вы будете взаимно помогать друг другу.

-Мы начинаем урок русского языка. Открываем тетради. Записываем число, классная работа.


Двадцать девятое марта.

Классная работа.


Подготовка класса к работе.

Учащиеся приветствуют друг друга, гостей, учителя.

.

Записывают число и классная работа в тетрадь.



Личностные:

формирование положительного отношения к процессу познания, нравственных ценностей учащихся: доброжелательность, доброты, любви:



2

Актуализация знаний. Постановка темы и целей урока.


Основные понятия о глаголе.








Словарная работа.







Работа с правилами

русского языка.



-Давайте вспомним, о какой части речи мы говорим на протяжении нескольких уроков. (Глагол)

-Что мы о ней знаем? Вспомним?

- Что такое глагол? (Часть речи)

-Что обозначает глагол? (Действие предмета)

На какие вопросы отвечает? (Что делает? Что сделает?)

-Что у глагола можно определить? (Время, число, род, лицо)

-В предложении чаще всего является? (Сказуемым)

-Молодцы!

Давайте обобщим всё сказанное.

-А теперь поработаем со словарными словами.

-Записываем словарные слова к себе в тетрадь.

-Не забываем ставить ударение и подчёркивать безударную гласную или удвоенные согласные.

Сверху, победа, расстояние, яблоко, жёлтый, ёщё, народ, инженер.

-На партах у вас есть карточки для самопроверки, проверьте себя и оцените на полях.

! - сделал всё правильно

+- допустил одну ошибку

- - допустил более двух ошибок

-А теперь давайте соберём слово из первых букв наших словарных слов.

-С П Р Я Ж Ё Н И…

-Запишите к себе буквы. Какое слово у вас получилось? Всех ли букв хватает?

-Нужно добавить букву Е.

-Молодцы!

-Получилось слово СПРЯЖЕНИЕ.

-Мы знакомы с этим понятием?

-Что мы про него знаем? Что такое спряжение?

-Правильно. Спряжение-это изменение глаголов по лицам и числам в форме настоящего и будущего времени.

-Какие глаголы спрягаются? (Глаголы в настоящем и будущем времени).

-Как необходимо определять лицо и число глаголов?

-Правильно. По местоимению, с которым употреблён глагол и личному окончанию или только по личному окончанию.

-Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

-Сегодня на уроке русского языка мы продолжим учиться определять у глаголов лицо и число. Будем учиться спрягать глаголы.


Дети вспоминают правила о глаголе. Записывают словарные слова в тетрадь.В каждом слове ставят ударение и подчёркивают безударную гласную.

Проводится самопроверка. На карточках, приготовленные на столах учащиеся. Дети оценивают себя на полях в тетради.




Пробуют сформулировать тему урока и цель.

Вместе с учителем ребята проговаривают тему и цель сегодняшнего урока.


Регулятивные:

Принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные:

- оформлять свои мысли в устной форме.







Регулятивные:

- осуществлять самоконтроль.


Познавательные:

- уметь ориентироваться в своей системе знаний;

- осуществлять анализ объектов.

Коммуникативные:

- уметь оформлять свои мысли в устной и письменной речи, слушать и понимать речь других.

Регулятивные.

Принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные:

- уметь ориентироваться в своей системе знаний по данному вопросу


3.

Обобщение и систематизация знаний.


















глава «Птицы Карелии»











Работа с таблицей в учебнике.

















глава «Помощник леса»





-Ребята, что это такое?

-Вы правы - это книга.

-А о ком эта книга? (эта книга о птицах)

-Сегодня на уроке мы с вами не только будем выполнять задания по русскому языку, но вспомним птиц.

-А как вы думаете, почему именно про птиц?

-Ежегодно 1 апреля в нашей стране отмечается праздник «День птиц». А знаете почему? Потому что птицы приносят большую пользу. Они уничтожают вредных насекомых, мелких грызунов-вредителей, сохраняя культурные и дикорастущие растения, помогают в их опылении. Они способствуют распространению плодов и семян.

-А ёще они украшают землю. Их весёлые, звонкие песенки оживляют природу.

- На уроке мы познакомимся с несколькими главами нашей книги.

-Вот как называются главы. Посмотрите.

1.Птицы Карелии.

2. Помощник леса.

3. Птичьи гнёзда.

4.Исчезнувшие птицы…

5. Загадки про птиц.

-Ну что, начинаем знакомиться с каждой главой нашей книги!?

-Первая глава «Птицы Карелии».

-Какие птицы живут у нас в Карелии?

(Воробей, ворона, сорока, снегири, синица, трясогузка, ласточки, утки, чайки, тетерев, глухарь, сова, рябчик, скворцы, галки, свиристель, оляпка, клёст, ястреб, дятел, голубь, поползень, чиж).

-Молодцы! Вспомнили.

-Сейчас поработаем с учебником. Откройте учебник на стр.82 упр.167 записываем в тетрадь. Прочитаем задание.

-Что означает спрягать глаголы?

-Правильно. Изменять глагол по лицам и числам в форме настоящего и будущего времени.

-У вас на столах есть таблица, чтобы было удобно работать.

-Ещё раз вспомним, в форме какого времени глаголы спрягаются? (в форме настоящего и будущего времени).

ед.ч

1-е л. (я) молчу пойду

2-е л. (ты) молчишь пойдёшь

3-е л. (он) молчит пойдёт

мн.ч

1-е л. (мы) молчим пойдём

2-е л. (вы) молчите пойдёте

3е л. (они) молчат пойдут

-Молодцы! Справились с заданием!

-А вот и новая глава нашей книги. На ней мы познакомимся с главным помощником и доктором леса. Кто это? (дятел)

-Почему его называют доктором?

-Дятлы - одни из самых полезных птиц в лесу. Они не улетают на зиму, и круглый год уничтожают вредителей. Ёщё их называют санитарами леса. Это единственная птица, которая в поисках еды способна из-под коры деревьев доставать личинок и разных вредителей, тем самым спасая деревья от гибели.

-Дятел приглашает нас в свою мастерскую, в которой он шьёт одежду для глаголов.

-Мастерская работает очень интересно. Дятел ударяет по окончанию глагола и окончание изменяется.

-Например, перед дятлом глагол – плыву.

-Он ударил по окончанию и заменил его на окончание 2-ого л., мн.ч, н.в.

-Какой глагол получился? (Плывёте)

-Чтобы вам было легче работать, вы можете смотреть в таблицу, которая лежит у вас на партах.

-Давайте попробуем вместе, а потом самостоятельно.

- Перед дятлом глагол – грызу.

-Он ударил по окончанию и заменил его на окончание 3-е л., ед.ч, н.в.

-Какой глагол получился? (Грызёт)

-Следующий глагол – дружу.

-Он ударил по окончанию и заменил его на окончание 3-ого л., мн.ч ,н.в.

-Какой глагол получился? (Дружат)

-Перед нами глагол - пою

-Он ударил по окончанию и заменил его на окончание 2-ого л., мн.ч ,б.в.

-Какой глагол получился? (Споёте)

- И последний глагол. Это глагол – подарю.

-Он ударил по окончанию и заменил его на окончание 2-ого л., ед.ч ,б.в.

-Какой глагол получился? (Подаришь)

-Молодцы! А теперь проверим, какие глаголы получились у вас.

(Плывёте, рызёт, дружат, споёте, подаришь).



Учащиеся отвечают на вопросы.


Учащиеся вспоминают птиц, которые живут в Карелии.


















Ребята работают с упр.в учебнике.




















Выполняют задание, которое вынесено на интерактивную доску.

Коммуникативные:

- уметь оформлять свои мысли в устной и письменной речи, слушать и понимать речь других.


Познавательные.

Устанавливать причинно-следственные связи.


Регулятивные.

Принимать и сохранять учебную задачу.


Коммуникативные.

Использовать речь для регуляции своего действия





Коммуникативные:

- умение заслушивать выступления других.

- при необходимости исправить и дополнить, уточнить озвученный ответ.

- строить высказывания, понятные для других.

Познавательные:

- уметь ориентироваться в своей системе знаний по данному вопросу.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной речи и понимать речь других.


Регулятивные:

- выполнять задание в соответствии с поставленной ц






4.










5.




















































































6.


















7.











8.


Физкультминутка










Продолжение работы на уроке.



глава «Птичьи гнёзда»










Работа в парах.











глава «Исчезнувшие птицы»


























глава «Загадки про птиц»




























Итог урока.


















Рефлексия.










Выставление оценок.

Домашнее задание.

-Вы наверно уже немного устали, поэтому сейчас мы с вами немного отдохнём, подвигаемся и выполним задание на интерактивной доске.

-У меня на доске вы видите много глаголов.

-Вам необходимо распределить эти глаголы на три группы: 1 лицо,2 лицо,3 лицо.

-Чтобы не ошибиться и справиться с заданием, что необходимо делать?

-Правильно. Нужно подставлять местоимение, и тем самым мы определим, в каком лице стоит глагол.

(Сплю, читаешь, решим, спою, спешат, построю, решу, рисуют, гуляете, поспите, уйдешь, придут, завтракает, молчу, сижу, думает, вышивает).

1 лицо: сплю, споём, решу, молчим, построим, сижу.

2 лицо: читаешь, гуляете, поспите, уйдёшь.

3 лицо: спешат, рисуют, придут, думает, вышивает, завтракает.

-Мы подошли с вами к следующей главе книги о птицах.

-Называется она «Птичьи гнёзда».

-Вам известно, что птицы, как и люди, живут в домах. Домики птиц называются – гнёзда. Все они очень разные. Давайте узнаем, как некоторые птицы строят свои гнёзда.

-Сейчас мы с вами узнаем, как делают себе гнёзда некоторые птицы.

-Работать вы будете в парах на карточках.

-Перед вами таблица, а в ней предложения. Вам нужно найти в каждом предложении глагол и в следующей колонке определить лицо и число этого глагола.

-Задание всем понятно?



 

 Лицо

1.

Дятел выдалбливает клювом дупло в дереве.

 3-е л., ед.ч

2.

Трясогузки вьют гнёзда из прутиков.

 3-е л.,мн.ч

3.

Ласточка лепит свой домик из глины.

 3 е- л., ед, ч

4.

Колибри изготавливают гнездо из паутины, кусочков коры и пуха.

 3-е л., мн.ч

5.

Утки и журавли строят свои гнёзда на земле или в зарослях возле водоёмов.

 3-л.,мн.ч

-Перед нами глава книги, которая называется «Исчезнувшие птицы».

- Эта глава расскажет вам о птицах, которые жили всего 1-2 века назад и были истреблены человеком.

- Стеллеров баклан - был более 70 см в высоту, не умел летать и двигался, как пингвин. Мясо стеллерова баклана было очень вкусным. Поскольку эти птицы не умели летать, и могли спастись от опасности только в воде, они становились лёгкой добычей для человека.

-Эскимосский кроншнеп обитатели тундры и арктического побережья Аляски, эскимосские кроншнепы когда-то были одними из самых многочисленных видов прибрежных птиц в Северной Америке. Но неконтролируемая охота привела их на грань исчезновения.

- Странствующий голубь. Браконьерство в конце 19 века стало причиной того, что этот вид был полностью стерт с лица земли. В те времена мясо голубей, было доступное и дешевое, было настоящим спасением для бедных людей.

- И это далеко не полный список птиц, которые погибли из-за нашего неправильного отношения к природе и ее обитателям.

-А сейчас мы с вами опять будем учиться спрягать глаголы.

-Что означает спрягать глаголы?

-Правильно. Изменять глагол по лицам и числам в форме настоящего и будущего времени.

-Спрягать будем устно по цепочке, сначала будем спрягать в настоящем времени – глагол живу, а затем в обратном порядке глагол в будущем времени - учу.

Понятно задание?

Настоящее время: я живу, ты живёшь, он живёт, мы живём, вы живёте, они живут.

Будущее время: Я выучу, выучишь, он выучит, мы выучим, вы выучите, они выучат.

Начинаем. Можно смотреть в таблицу для помощи. Таблицы у вас на столах.


- И последняя глава нашей книги самая весёлая «Загадки про птиц».

-Вы любите отгадывать загадки?

-Каждый из вас получит карточку с загадкой. Ваша задача: записать загадку в тетрадь, отгадать её, найти в ней глаголы, определить у них: лицо, число, время.

Эта птица хоть куда!

Не летает никогда,

Только бегает, как ветер.

Знают птицу все на свете. (Страус) - Маша Дробинина

(Не летает, бегает- 3 лицо, н.в., ед.ч)

Я всю ночь летаю,

Мышей добываю,

А когда светло,

Лечу в дупло.  (Сова)- Милана Воронцова

(Летаю, добываю, лечу: 1 лицо, ед.ч, н.в)

На одной ноге стоишь, в воду пристально глядишь.

Тычешь клювом наугад - ищешь в речке лягушат. (Цапля) -Макарова Ксюша

(стоишь, глядишь, тычешь, ищешь: 2 лицо, ед. ч, н.в)

Красные лапки,

Щиплет за пятки. (Гусь) - Свистунова Лида и Бучнева Кристина

(Щиплет: 3 лицо, ед.ч, н.в)


В Антарктиде,

На родном материке

Я гуляю с важным видом

В черно-белом сюртуке. (Пингвин)-Маклышев Влада

(Гуляю:1 лицо, ед.ч. н.в)
Прилетают к нам с теплом,

Путь, проделав длинный.

Лепят домик под окном

Из травы и глины. (Ласточки)- Ганин Кирилл

(Прилетают, лепят:3 лицо, мн.ч, н.в)

-Наше небольшое путешествие по книге, которая посвящена птицам, подходит к концу. Давайте подведём итог урока.

- Что такое спряжение?

-Спряжение-это изменение глаголов по лицам и числам в форме настоящего и будущего времени.

-Какие глаголы спрягаются? (Глаголы в настоящем и будущем времени).

-Как необходимо определять лицо и число глаголов?

- По местоимению, с которым употреблён глагол и личному окончанию или только по личному окончанию.

-Молодцы!

-Сегодня на уроке мы говорили про птицах.

-Говорили о том, что беречь их очень важно.

-Наш урок я хотела бы закончить вот такой фразой: «Береги птиц»!

-Запишите эту фразу к себе в тетрадь.

-Почему важно беречь птиц? (помогают бороться с вредными насекомыми, вредными грызунами, украшают природу и всё вокруг).

-Найдите глагол в этом предложении. (Береги). Попробуйте определить лицо и число этого глагола устно (Береги: 2 лицо, ед.ч)

-А чем мы можем помочь птицам? (Кормить птиц зимой, делать кормушки и скворечники).

-У вас на столах есть картинки скворечников и кормушек.

-Если вы считает, что очень хорошо умеете определять лицо, время и число глагола повесьте на доску картинку кормушки.

-А может быть, кто-то из вас считает, что ещё не совсем хорошо умеет определять время, лицо и число глаголов, повесьте на доску картинку скворечника.

-Вот что у нас получилось!

-А чего не хватает в наших кормушках? (Корма и птиц).

-Давайте поместим в скворечники скворцов, потому что совсем скоро скворцы вернуться к нам и принесут с собой тепло. Пусть наши скворечники не пустуют.

-А в кормушки положим корм для птиц.

-Чем можно кормить птиц? (Семена подсолнечника, арбузные семечки, тыквенные семечки, сало, сухофрукты, сушеные ягоды, пшено, овсяные хлопья, рис, хлеб чёрный не рекомендуется давать птицам, белый можно и тд.)

-Повесим картинки корма к нашим кормушкам.

-Молодцы!

-На этом урок наш закончен, записываем домашнее задание (стр.80-82 правила, стр.83 упр.169)

-А теперь давайте выставим оценки за работу на уроке в журнал.

Ребята выполняют задание на интерактивной доске.


























Учащиеся работают в парах.


























Работа по цепочке.











Дети самостоятельно выполняют задание в свою тетрадь.





































Ребята вешают картинки с изображение кормушки и скворечника

.









Записывают домашнее задание.

Коммуникативные:

- оформлять свои мысли в устной форме.




Познавательные:

- уметь ориентироваться в своей системе знаний;

- осуществлять анализ объектов.

Познавательные:

- выявлять сходство и различие объектов,

-объединять в группы по признаку.


Коммуникативные:

Умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности в статичных парах.


Познавательные:

- уметь ориентироваться в своей системе знаний;

- осуществлять анализ объектов.



Регулятивные.

Принимать и сохранять учебную задачу.







Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной речи и понимать речь других.




Регулятивные:

-анализировать собственную работу.

- принимать учебно-познавательную задачу и сохранять ее до конца учебных действий.





Коммуникативные:

- умение заслушивать выступления других.

- при необходимости исправить и дополнить, уточнить озвученный ответ.

- строить высказывания, понятные для других.



Регулятивные.

Принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные.

Устанавливать причинно-следственные связи.


Познавательные:

- уметь ориентироваться в своей системе знаний;









Личностные.

Способность к самооценке на основе критерий успешной деятельности.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо за интересную и полезную работу, Светлана Юрьевна!!! Забрала в копилку.

22 April 2021