12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Мещеряков Андрей Геннадьевич3962 Россия, Ярославская обл., Ярославль |
Сравнительная таблица "Западники и славянофилы"
Задание для студентов 2 курса по теме «Общественное движение во второй половине XIX в.»
Задание: Закончите составление и заполните сравнительную таблицу «Западники и славянофилы»
Линии сравнения |
(1840-1850-е гг.) Славянофилы
| Западники | |
Указать персоналии | Указать персоналии | ||
| Различия | ||
Происхождение или значение названия | | | |
Видение путей развития России |
| | |
Отношение к реформам Петра I |
| | |
Отношение к самодержавию |
| | |
Отношение к существующей государственной системе | | | |
Отношение к прошлому России |
| | |
Отношение к личности |
| | |
Отношение к русскому языку, русской культуре | | | |
Общее | |||
|
| ||
|
| ||
|
|
З ападники и славянофилы
Линии сравнения |
(1840-1850-е гг.) Славянофилы
| Западники | |
Хомяков А.С. – «Илья Муромец славянофильства», братья Киреевские И.В. и П. В., братья Аксаковы И.С. и К.С., Самарин Ю.Ф., Кошелев А.И., Даль В.И. – создатель словаря великорусского языка | Грановский Т.Н., Чичерин Б.Н., Кавелин К.Д., Боткин В.П., Тургенев И.С. – писатель, Гончаров И.А. – писатель, Соловьев С.М. - историк | ||
| Различия
| ||
Происхождение или значение названия | Буквально – «славянолюбы»; название дано запаниками в ходе полемики; сами называли себя «русолюбами» или «русофилами» | Так называли всех, кто противостоял славянофилам, то есть тех, кто ориентировался на пример Запада в общественном развитии | |
Видение путей развития России | Россия должна вернуться к самобытному пути развития, с которого она свернула в результате петровских преобразований. Идеал и основа самобытности России: крестьянская община (мир) - «союз людей, основанный на нравственном начале». Цель: отказ от следования западному примеру, обращение к истокам. | Россия как часть мировой цивилизации идет тем же путем, что и западные страны, хотя и «запаздывает» в развитии. История России – часть общемирового исторического процесса. Задача: догнать Запад, создать вместе с ним «единую общечеловеческую культурную семью». Идеал, пример для подражания – Англия и Франция. Цель: европеизация России | |
Отношение к реформам Петра I | Резко отрицательное. Петр расколол страну, противопоставил Русскому миру Антирусский мир в лице бюрократии, дворянства, интеллигенции. Петр создал условия для возможных в будущем революционных потрясений, отказавшись от истинного русского пути развития. Петр I – зло для России. | Абсолютно положительное, восторженное. Возвеличивали Петра, считали, что он «спас Россию», поведя по пути реформ по западному образцу. Петр I вел Россию из состояния дикости и приобщил к культурным достижениям всего человечества. | |
Отношение к самодержавию | Видели в нем единственно возможное государственное устройство; власть должна оставаться самодержавной, но опираться при этом на мнение народа. Главный тезис: «народу - мнение, царю – решение». Идея: возрождение Земских соборов.
| Выступали за ограничение самодержавия и установление конституционной монархии по западно-европейскому образцу. | |
Отношение к существующей государственной системе
| Отрицательное. Считали, что в России при засилии чиновничества проводится политика, чуждая народу; необходимы осторожные постепенные реформы при сохранении самодержавия.
| Отрицательное. Призывали к изменению государственного строя по западно-европейскому образцу путем постепенных реформ
| |
Отношение к прошлому России | Идеализировали его, видели в нем пример, ориентир для дальнейшего развития страны. | Не находили в нем ничего достойного, считали, что «все там темно и элементарно», а «свет прогресса» идет в Россию исключительно из Европы. | |
Отношение к личности | Проводили идею «соборности», коллективизма. Ставили веру выше разума. | Проводили идею свободной личности, утверждали самоценность человеческой личности как носителя разума. Ставили разум выше веры. | |
Отношение к русскому языку, русской культуре | Выступали за чистоту русского языка, за отказ от иностранных слов, уже заимствованных, и за отказ от дальнейшего неоправданного заимствования в пользу исконно русских слов. Приветствовали все русское, носили не только европейское, но и русское платье, бороды. | Считали заимствования из иностранных языков оправданными, и отвечающими требованиям прогресса. Приветствовали все западное, отношение к русскому могло быть пренебрежительным. | |
Общее
| |||
Отношение к крепостному праву, всесилию бюрократии, подавлению прав и свобод личности | Отрицательное. | ||
Отношение к коренным преобразованиям в России | Убеждены в их необходимости. Преобразования должны быть проведены «сверху», то есть по инициативе верховной власти и опоре ее на передовую общественность. | ||
Взгляды на характер проведения реформ
| Они должны носить эволюционный, то есть постепенный и осторожный характер. Они должны проводиться мирным путем. | ||
Отношение к России
| Вера в ее возможности, в ее будущее процветание. |