Технологическая карта урока математики для 5 класса «Среднее арифметическое нескольких чисел»
Урок математики, 5 класс
Тема урока: “Среднее арифметическое нескольких чисел”
Учебник: И.И. Зубарева. А.Г. Мордкович. Математика 5 класс.
Тип урока: урок обобщения знаний.
Цель урока: закрепить и обобщить приобретенные обучающимися знания по теме “Среднее арифметическое чисел”; мотивировать школьников на подготовку к контрольной работе.
Предметные результаты:
- владеет навыком применения алгоритма нахождения среднего арифметического чисел;
- применяет алгоритм нахождения среднего арифметического чисел в различных практических ситуациях.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
- ставит перед собой цель и планирует свою деятельность при составлении плана выполнения задания;
- выполняет проверку вычислений и в случае необходимости исправляет ошибки;
- анализирует способы решения задач;
- адекватно оценивает себя.
Познавательные:
- осознанно применяет правила выполнения действий при вычислении среднего арифметического чисел;
- применяет алгоритмы при решении задач на нахождение среднего арифметического;
- демонстрирует смысловое чтении при выделение условия и требования задачи.
Коммуникативные:
- слушает и вступает в диалог с учителем, со сверстниками;
- уважительно относится к чужому мнению;
Личностные результаты:
- формирование познавательного интереса к математике;
- саморазвитие и самообразование на основе мотивации к обучению;
- воспитание чувства взаимопомощи.
Форма организации учебной деятельности:
- фронтальная;
- групповая.
Оборудование:
- доска;
- карта;
- карточки.
План урока:
№ |
Этап урока |
Действия учителя |
Действия обучающихся |
Формируемые метапредметные результаты |
1 |
Организационный (1-2 мин.) |
Добрый день! Сегодня мы с вами завершаем изучение темы “Среднее арифметическое” и наша основная задача – закрепить полученные на предыдущих уроках знания. Сегодняшний урок будет проходить в необычной форме. Мы с вами отправимся за поисками сокровищ. |
Здороваются. Садятся. |
|
2 |
Актуализация знаний (1-2 мин.) |
Но прежде, чем мы отправимся в путешествие, нам необходимо проверить, готовы ли мы к путешествию, хорошо ли мы вооружены знаниями? |
Настраиваются на продуктивную работу. |
Регулятивные:
Коммуникативные:
|
3 |
Повторительно – обучающая работа |
Как же мы можем отправиться за сокровищами, если у нас нет карты? Но у меня есть выход. Один известный путешественник согласился одолжить нам дубликат своей карты, если вы правильно выполните все его задания. Устная работа. Задание 1. Мозговой штурм. Необходимо продолжить начатое мной предложение: чтобы перемножить две десятичные дроби, нужно… чтобы разделить число на десятичную дробь нужно… чтобы найти среднее арифметическое нескольких чисел нужно… чтобы найти среднюю скорость нужно… Задание 2. Найдите ошибку: а) 0.06*3 = 0.18 в) 0.005*20 = 0.1; б) 0.64*2 = 0.128; г) 0.21*3 = 0.63; е) 0.008*2 = 0.16; д) 0.15*5= 0.75; Задание 3. Вычислите: а) (5,18 + 3,82) * 10; в) (30 – 0,2): 8; б) 4,2 : 7 + 6,4; г) 14 * 0,2 + 1.2; д) 42,1*10 – 241; Итак, вы правильно выполнили все задания, теперь у нас есть карта, и мы можем отправиться в путь. Но все в одну лодку не поместимся, и поэтому я предлагаю вам разделиться на группы по 6 человек (группы разноуровневые: есть как сильные, так и слабые ученики), чтобы у каждой группы была своя лодка. В путь! |
Думают, где взять карту. Выполняют задание. Задание 1: нужно выполнить умножение, не обращая внимания на запятые, и в полученном результате отделить запятой справа столько цифр, сколько их было после запятых в обоих множителях вместе. нужно перенести запятые в делимом и делителе на столько цифр вправо, сколько их стоит после запятой в делителе, а затем выполнить деление на натуральное число. чтобы найти среднее арифметическое чисел, надо: 1) сложить эти числа; 2) результат разделить на количество слагаемых. чтобы найти среднюю скорость, надо: 1) найти весь пройденный путь; 2) найти все время движения; 3) весь пройденный путь разделить на все время движения. Задание 2: ошибки под буквами: б, е. Задание 3: а) 90; б) 7; в) 3.725; г) 4; д) 180. |
Регулятивные:
Познавательные:
Коммуникативные:
|
4 |
Закрепление изученного материала |
Вот и встретили на пути мы первое препятствие под названием «Незнайка». Чтобы узнать, куда нам дальше двигаться нужно помочь Незнайке и его друзьям узнать, что они получат за четвертую четверть по математике. Каждой команде даются карточки с оценками. Нужно подсчитать свою итоговую оценку. Например: Мы получили подсказку, что нам необходимо двигаться на запад. Двигаемся дальше. По пути мы встретили прилавок, где можем приобрести нужные нам для путешествия вещи. Но денег у нас с собой нет, и продавец предложил отдать нам нужные вещи, если мы правильно решим следующие задачи: я продавал палатки. Сначала я продавал их по цене 900 рублей за 1 штуку. Так я продал 12 штук. Затем я снизил цену до 860 рублей и продал оставшиеся 4 палатки. Какая была средняя цена за палатки? я продавал компасы. Сначала я продавал их по цене 250 рублей за 1 штуку. Так я продал 12 штук. Затем я снизил цену до 210 рублей и продал оставшиеся 4 компаса. Какая была средняя цена за компасы? я продавал фонарики. Сначала я продавал их по цене 230 рублей за 1 штуку. Так я продал 12 штук. Затем я снизил цену до 200 рублей и продал оставшиеся 4 фонарика. Какая была средняя цена за фонарики? Каждая команда получает карточку с задачей. После того, как они их решили идет обсуждение со всеми группами, как решали и про что шла речь в задачи. В итоге приходим к тому, какие вещи нужны в походе за кладом и для чего они.
Давайте немного передохнем. Включите свою сообразительность, чувство юмора и смекалку, и попытайтесь отыскать «среднее арифметическое» предметов, которые окружают нас: велосипед и мотоцикл (мопед); трамвай и поезд (электричка); апельсин и лимон (грейпфрут); туфель и сапог (ботинок); холодильник и вентилятор (кондиционер); портфель и рюкзак (ранец); носок и чулок (гольф).
Мы постепенно приближаемся к цели. И вот на пути у нас новое препятствие. Разбойники. И его не так просто преодолеть. Чтобы это сделать необходимо каждому участнику приложить усилия. Для каждого из них будет дана определенная задача. И группа может пройти только в том случаи, если каждый решит верно. Нельзя допустить ошибку. Каждой группе даны карточки с заданием. Задания индивидуальны для каждого. Сильному ученику предлагается более сложное задание, чем слабому. Задача для слабых учеников: Задача для средних учеников (можно разным ученикам предложить задачу из разных отраслей: медицина, строительство, урожай и т.д): Задача для сильных учеников: После выполнения задания сверяем ответы. В случае возникновения трудностей у учащихся подробно разбираем решение задачи. Итак, мы у цели. Чтобы достать клад, нужно ответить на вопрос: «Всегда ли можно применять среднее арифметическое?» Обоснуйте свой ответ. Пример: Стрелок сделал два выстрела по мишени: в первый раз он попал на метр выше мишени, а во второй – на метр ниже. Среднее арифметическое покажет, что он попал точно в центр, хотя он промахнулся оба раза. Вот мы и нашли свой клад! Это наши знания, которые мы приобрели на предыдущих уроках, а закрепили сегодня. |
Каждая команда находит итоговую отметку за четверть. Каждая команда решает задачу. После чего обсуждают какие нужны приспособления в походе. Отвечают на вопросы. Каждый самостоятельно решает свою задачу. Затем сверяют свое решение с решениями участников из других команд. Происходит обсуждение. Думают над вопросом. Предлагают свои варианты, обсуждают. |
Регулятивные:
Познавательные:
Коммуникативные:
Коммуникативные:
Регулятивные:
Познавательные:
Коммуникативные:
Регулятивные:
Познавательные:
Коммуникативные:
|
5 |
Рефлексия |
Каждому ученику предлагается ответить на вопросы анкеты: Сегодня я узнал… Мне было интересно… Я узнал и могу научить товарища… Я понял, что… Теперь я могу… Меня удивило… |
Отвечают на вопросы анкеты |
Регулятивные:
Коммуникативные:
|
6 |
Домашняя работа |
Подготовиться контрольной работе. § 19; №818 – 822. |
Записывают домашнее задание в дневник |
Дмитрий
Третьякова Марина Михайловна