Урок математики на тему «Среднее арифметическое. Среднее значение» (5 класс)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Класс |
Предмет |
Дата проведения урока |
Тип урока |
||
5а |
математика |
02.02.2019 |
«Открытие» нового знания |
||
Тема: |
Среднее арифметическое. Среднее значение |
||||
Цели |
Образовательная: усвоение математического смысла понятий «среднее арифметическое, среднее значение», формирование навыков по применению правила для нахождения среднего арифметического. Деятельностная: развитие математической речи с использованием нового математического термина «среднее арифметическое, среднее значение»; формирование у учащихся умения построения и реализации новых знаний |
||||
Планируемый результат
|
Предметные результаты |
Универсальные учебные действия, ключевые компетенции |
|||
Обучающийся научится: находить среднее арифметическое нескольких чисел, сформирует представление о среднем значении величины, в частности скорости и цены.
Обучающийсяполучит возможность научиться: использовать полученные математические знания на практике.
|
Личностные: развивать интерес к изучению темы и мотивировать желание применять приобретенные знания и умения, уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении задач; Регулятивные: принимать учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей Коммуникативные: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;задавать вопросы. Познавательные:осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;осуществлять синтез как составление целого из частей; проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям; устанавливать причинно следственные связи в изучаемом круге явлений;
|
||||
Критерии достижения планируемых результатов
|
Базовый уровень «ученик научится»: находить среднее арифметическое нескольких чисел,
Повышенный уровень «ученик получит возможность научиться»: использовать полученные математические знания на практике.
|
||||
Основные понятия |
Среднее арифметическое нескольких чисел, средняя скорость движения. |
||||
Организация образовательного пространства |
Межпредметные связи |
Формы, приемы, методы работы |
Ресурсы |
||
формирование вычислительных навыков для решения расчетных задач по физике, географии, общей целостности картины мира и понимания её неотъемлемой связи с числами |
Формы:, работа в группах , фронтальная работа. Технологии и методы: частично-поисковый Приемы: построение по алгоритму |
Аудиовизуальные: презентация по теме. Дидактический материал: карточки с примерами. Печатные: учебники математики |
№ п/п |
Этап проведения урока |
Форма организации УД |
Деятельность учащихся |
Деятельность учителя |
Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов |
|
|
1 |
Организационный этап |
Ф |
Контролируют правильность организации рабочего места. . |
Приветствие. Проверяет готовность к уроку. Создаёт эмоциональный настрой на работу. -Посмотрите, чтобы у вас все было готово к уроку математика. Садитесь. «Если хочешь строить мост, Наблюдать движенье звезд, Управлять машиной в поле Иль вести машину ввысь, Хорошо работай в школе, Добросовестно учись» Поднимите руки, кто готов работать активно?
|
|
|
|
2 |
Актуализация опорных знаний |
И |
Выполняют задание, самопроверку и оценивают себя.
|
Предлагает выполнить математический диктант, проверка диктанта |
Слайд 1,2 |
|
|
3. |
Постановка целей и задач урока |
Ф |
Отвечают на вопросы учителя - смотрит на все оценки и находит среднее значение
|
1.Предлагает просмотр фрагмента мультфильма «Приходи на каток» (фигурное катание) 2. В течение третьей четверти Незнайка получил по математике следующие оценки: 5,3,4,3,2,5,4,3,3,5,3,4,5. Какую оценку поставит учитель ему за четверть? - Как могут быть связаны эти две ситуации ? Пример с выставлением оценки за четверть. - Как это делает учитель?
В математике для этого существует понятие среднего арифметического. Сегодня мы с вами найдет ответ на три вопроса: - Что такое среднее арифметическое? - Как его вычислить? - Где встречается понятие «среднее значение величины»?
|
|
||
4 |
Изучение нового материала |
Ф |
Сами пытаются сформулировать определение среднего арифметического нескольких чисел и правило его нахождения Сумма чисел, поделенная на количество слагаемых.
Со средним арифметическим тесно связано понятие средней скорости движения (автомобиля, пешехода)
Отвечают на вопрос: Для чего нам необходимо вычисление среднего арифметического не только в математике, но и в жизни? Со средним арифметическим связано еще понятие средней цены |
Пример 1. Света – 8 грибов, Оля – 15 грибов и Ира - 13 грибов. Решили разделить собранные грибы поровну. 1) сложили все грибы в одну корзинку: 8 + 15 + 13 = 36 гр. 2) разделили грибы поровну на троих: 36 : 3 = 12. Каждой досталось по 12 грибов. 12 – среднее арифметическое чисел 8, 15 и 13. Определение: Среднее арифметическое нескольких чисел – это частное от деления суммы этих чисел на число слагаемых
Ср. ар. =
Пример 2 Найдем среднее арифметическое чисел 2,4 2,6 3,2 и 3,4 (2,4+2,6+3,2+3,4) : 4 = 11,6 : 4 = 2,9
Пример 3 3 часа с v = 5,1 км/ч 2 часа с v = 4,6 км/ч Определить, с какой постоянной скорость должен идти пешеход, чтобы преодолеть это же расстояние за это же время. Т.е. необходимо найти среднюю скорость пешехода. Решение: 1) 2*4,6 + 3*5,1 = 9,2 + 15,3 = 24,5 (км) – весь пройденный путь 2) 24,5 : 5 = 4,9 (км/ч) – средняя скорость Иначе: (4,6+4,6+5,1+5,1+5,1) : 5 = 24,5 : 5 = 4,9 (км/ч)
Пример 4 Спорт-товары – 290 руб. Адидас – 360 руб. Все для футбола – 310 руб. (290+360+310) : 3 = 960 : 3 = 320 руб. По такой цене будем продавать футбольные мячи |
Теоретический материал § 36
Ср. ар. =
Формула нахождения средней скорости движения: Vсредн.=
|
||
5 |
Первичное закрепление изученного материала |
Ф |
Выполняют упражнения из учебника |
Организует работу |
№ 1033 № 1035 № 1037 |
||
6 |
Динамическая пауза |
Ф |
Проявив смекалку, сообразительности и чувство юмора, попробуем найти «Среднее арифметическое» не среди чисел, а среди предметов, которые нас окружают в обычной жизни |
Среднее между: - портфелем и рюкзаком (ранец) - трамваем и поездом (электричка) - холодильником и вентилятором (кондиционер) - пианино и баяном (аккордеон) - носка и чулка (гольф) - туфлями и сапогами (ботинки) - женщина и рыба (русалка) - мужчина и конь (кентавр) - велосипед и мотоцикл (мопед) |
|
||
7 |
Закрепление изученного материала |
Г |
Выполняют задание в группах |
Организует работу в группах |
1)Определение среднего роста группы. 2)Определение средней массы группы. 3)Определение среднего возраста группы.
|
||
9 |
Итоги урока. Рефлексия учебной деятельности на уроке |
Ф |
Отвечают на вопросы |
Нарисуйте в тетрадях смайлик, который соответствует вашему настроению на уроке Ответьте на вопросы: а) Что такое среднее арифметическое? |
|
||
10 |
Информация о домашнем задании |
|
Записывают в дневники |
Записывает на доске |
§ 36, вопросы 1 – 2, № 1034, № 1038, № 1052 Творческое задание на следующий урок: посмотрите в своих дневниках выписку оценок, которую я вам вклеила последний раз, высчитайте средний балл по каждому предмету и полученный результат округлите до целого значения |