12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Елена Бойчук84 Материал размещён в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов» |
Урок на тему «Среднее арифметическое. Среднее значение»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Класс | Предмет | Дата проведения урока | Тип урока | ||
5а | математика | 02.02.2019 | «Открытие» нового знания | ||
Тема: | Среднее арифметическое. Среднее значение | ||||
Цели | Образовательная: усвоение математического смысла понятий «среднее арифметическое, среднее значение», формирование навыков по применению правила для нахождения среднего арифметического. Деятельностная: развитие математической речи с использованием нового математического термина «среднее арифметическое, среднее значение»; формирование у учащихся умения построения и реализации новых знаний | ||||
Планируемый результат
| Предметные результаты | Универсальные учебные действия, ключевые компетенции | |||
Обучающийся научится: находить среднее арифметическое нескольких чисел, сформирует представление о среднем значении величины, в частности скорости и цены.
Обучающийсяполучит возможность научиться: использовать полученные математические знания на практике.
| Личностные: развивать интерес к изучению темы и мотивировать желание применять приобретенные знания и умения, уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении задач; Регулятивные: принимать учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей Коммуникативные: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;задавать вопросы. Познавательные:осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;осуществлять синтез как составление целого из частей; проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям; устанавливать причинно следственные связи в изучаемом круге явлений;
| ||||
Критерии достижения планируемых результатов
| Базовый уровень «ученик научится»: находить среднее арифметическое нескольких чисел,
Повышенный уровень «ученик получит возможность научиться»: использовать полученные математические знания на практике.
| ||||
Основные понятия | Среднее арифметическое нескольких чисел, средняя скорость движения. | ||||
Организация образовательного пространства | Межпредметные связи | Формы, приемы, методы работы | Ресурсы | ||
формирование вычислительных навыков для решения расчетных задач по физике, географии, общей целостности картины мира и понимания её неотъемлемой связи с числами | Формы:, работа в группах , фронтальная работа. Технологии и методы: частично-поисковый Приемы: построение по алгоритму | Аудиовизуальные: презентация по теме. Дидактический материал: карточки с примерами. Печатные: учебники математики |
№ п/п | Этап проведения урока | Форма организации УД | Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов |
| |
1 | Организационный этап | Ф | Контролируют правильность организации рабочего места. . | Приветствие. Проверяет готовность к уроку. Создаёт эмоциональный настрой на работу. -Посмотрите, чтобы у вас все было готово к уроку математика. Садитесь. «Если хочешь строить мост, Наблюдать движенье звезд, Управлять машиной в поле Иль вести машину ввысь, Хорошо работай в школе, Добросовестно учись» Поднимите руки, кто готов работать активно?
|
|
| |
2 | Актуализация опорных знаний | И | Выполняют задание, самопроверку и оценивают себя.
| Предлагает выполнить математический диктант, проверка диктанта | Слайд 1,2 |
| |
3. | Постановка целей и задач урока | Ф | Отвечают на вопросы учителя - смотрит на все оценки и находит среднее значение
| 1.Предлагает просмотр фрагмента мультфильма «Приходи на каток» (фигурное катание) 2. В течение третьей четверти Незнайка получил по математике следующие оценки: 5,3,4,3,2,5,4,3,3,5,3,4,5. Какую оценку поставит учитель ему за четверть? - Как могут быть связаны эти две ситуации ? Пример с выставлением оценки за четверть. - Как это делает учитель?
В математике для этого существует понятие среднего арифметического. Сегодня мы с вами найдет ответ на три вопроса: - Что такое среднее арифметическое? - Как его вычислить? - Где встречается понятие «среднее значение величины»?
|
| ||
4 | Изучение нового материала | Ф |
Сами пытаются сформулировать определение среднего арифметического нескольких чисел и правило его нахождения Сумма чисел, поделенная на количество слагаемых.
Со средним арифметическим тесно связано понятие средней скорости движения (автомобиля, пешехода)
Отвечают на вопрос: Для чего нам необходимо вычисление среднего арифметического не только в математике, но и в жизни? Со средним арифметическим связано еще понятие средней цены |
Пример 1. Света – 8 грибов, Оля – 15 грибов и Ира - 13 грибов. Решили разделить собранные грибы поровну. 1) сложили все грибы в одну корзинку: 8 + 15 + 13 = 36 гр. 2) разделили грибы поровну на троих: 36 : 3 = 12. Каждой досталось по 12 грибов. 12 – среднее арифметическое чисел 8, 15 и 13. Определение: Среднее арифметическое нескольких чисел – это частное от деления суммы этих чисел на число слагаемых
Ср. ар. =
Пример 2 Найдем среднее арифметическое чисел 2,4 2,6 3,2 и 3,4 (2,4+2,6+3,2+3,4) : 4 = 11,6 : 4 = 2,9
Пример 3 3 часа с v = 5,1 км/ч 2 часа с v = 4,6 км/ч Определить, с какой постоянной скорость должен идти пешеход, чтобы преодолеть это же расстояние за это же время. Т.е. необходимо найти среднюю скорость пешехода. Решение: 1) 2*4,6 + 3*5,1 = 9,2 + 15,3 = 24,5 (км) – весь пройденный путь 2) 24,5 : 5 = 4,9 (км/ч) – средняя скорость Иначе: (4,6+4,6+5,1+5,1+5,1) : 5 = 24,5 : 5 = 4,9 (км/ч)
Пример 4 Спорт-товары – 290 руб. Адидас – 360 руб. Все для футбола – 310 руб. (290+360+310) : 3 = 960 : 3 = 320 руб. По такой цене будем продавать футбольные мячи | Теоретический материал § 36
Ср. ар. =
Формула нахождения средней скорости движения: Vсредн.=
| ||
5 | Первичное закрепление изученного материала | Ф | Выполняют упражнения из учебника | Организует работу | № 1033 № 1035 № 1037 | ||
6 | Динамическая пауза | Ф | Проявив смекалку, сообразительности и чувство юмора, попробуем найти «Среднее арифметическое» не среди чисел, а среди предметов, которые нас окружают в обычной жизни | Среднее между: - портфелем и рюкзаком (ранец) - трамваем и поездом (электричка) - холодильником и вентилятором (кондиционер) - пианино и баяном (аккордеон) - носка и чулка (гольф) - туфлями и сапогами (ботинки) - женщина и рыба (русалка) - мужчина и конь (кентавр) - велосипед и мотоцикл (мопед) |
| ||
7 | Закрепление изученного материала | Г | Выполняют задание в группах | Организует работу в группах | 1)Определение среднего роста группы. 2)Определение средней массы группы. 3)Определение среднего возраста группы.
| ||
9 | Итоги урока. Рефлексия учебной деятельности на уроке | Ф | Отвечают на вопросы | Нарисуйте в тетрадях смайлик, который соответствует вашему настроению на уроке Ответьте на вопросы: а) Что такое среднее арифметическое? |
| ||
10 | Информация о домашнем задании |
| Записывают в дневники | Записывает на доске | § 36, вопросы 1 – 2, № 1034, № 1038, № 1052 Творческое задание на следующий урок: посмотрите в своих дневниках выписку оценок, которую я вам вклеила последний раз, высчитайте средний балл по каждому предмету и полученный результат округлите до целого значения |