Срезовая контрольная работа как эффективный метод итоговой проверки и оценки знаний студентов специальности 38.02.07 «Банковское дело» по дисциплине «Банковские операции»
Срезовая контрольная работа как эффективный метод итоговой проверки и оценки знаний студентов специальности 38.02.07 «Банковское дело» по дисциплине «Банковские операции».
( Кастырина Н.Г.).
При проверке и оценке качества успеваемости необходимо выявлять, как решаются основные задачи обучения, т.е. в какой мере учащиеся овладевают знаниями, умениями и навыками, мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями, а также способами творческой деятельности. Это является важным структурным компонентом процесса обучения и в соответствии с принципами систематичности, последовательности и прочности обучения должна осуществляться в течении всего периода обучения. Существенное значение имеет также то, как относится тот или иной студент к обучению, работает ли он с необходимым напряжением постоянно или же рывками и т.д. Все это обусловливает необходимость применения всей совокупности методов проверки и оценки знаний.
Этим обуславливаются различные виды проверки и оценки знаний. Основными из них являются:
1. Текущая проверка и оценка знаний, проводимая в ходе повседневных учебных занятий.
2. Семестровая проверка и оценка знаний (срезовая контрольная работа), которая проводится в конце каждого семестра.
3. Годовая оценка знаний, т.е. оценка успеваемости учащихся за год.
4. Выпускные экзамены (государственная итоговая аттестация).
Срезовые контрольные работы - это весьма эффективный метод проверки и оценки знаний, умений и навыков студентов, а также их творческих способностей.
Сущность этого метода состоит в том, что после прохождения отдельных тем или разделов учебной программы преподаватель проводит в письменной форме проверку и оценку знаний, умений и навыков студентов. При проведении срезовых контрольных работ необходимо соблюдать ряд дидактических требований.
1. Срезовые контрольные работы целесообразно проводить тогда, когда преподаватель убедился, что пройденный материал хорошо осмыслен и усвоен студентами. Если же последние не совсем хорошо усвоили изучаемую тему или раздел программы, то контрольную работу проводить не следует, а нужно продолжать дальнейшую учебную работу по их более основательному усвоению.
2. Необходимо за одну - две недели предупредить студентов о предстоящей срезовой контрольной работе и провести в связи с этим соответствующую подготовку.
3. Очень важно, чтобы содержание срезовой контрольной работы охватывало основные положения изученного материала и включало в себя такие вопросы, решение которых требовало бы от учащихся проявления сообразительности и творчества.
4. При проведении контрольных работ необходимо обеспечивать самостоятельное выполнение студентами даваемых заданий, не допускать подсказок и списывания. В этом смысле хорошими приемами являются подбор для учащихся различных вариантов одного и того же задания.
5. Срезовые контрольные работы, как правило, должны проводиться в первой половине недели и желательно на втором и третьем уроке, так как перенос времени проведения контрольной работы влечет за собой повышенное утомление студентов, что, несомненно, может отрицательно сказаться на выполнении работы.
По этой же причине недопустимо проведение нескольких контрольных работ в один день.
6. Преподаватель обязан внимательно проверять и объективно оценивать контрольные работы, а также проводить анализ качества их выполнения, классифицировать допущенные студентами ошибки и осуществлять последующую работу по устранению пробелов в их знаниях.
Проверка результатов обучения является обязательным компонентом процесса обучения. Итоговый контроль по учебной дисциплине «Банковские операции» проводится на уроке в письменной форме.
Главная цель – выявить уровень знаний, умений обучающихся по данной дисциплине.
Особенности курса «Банковские операции» на профильном уровне отличаются насыщенностью теоретического материала, что предполагает проведение итоговой проверки знаний по следующим темам: «Организационно – правовые основы осуществления банковских операций», «Виды банковских операций», «Собственные средства банка», «Привлеченные средства банка». Данный вариант итогового контроля проводится в виде тестирования, что позволило преподавателю не только проверить знания и умения, но и мотивировать познавательный интерес к исследовательской деятельности, подготовить выпускников к итоговой аттестации.
Структура работы.
Срезовая контрольная работа состоит из двух частей: первая часть – необходимо выбрать один правильный ответ из предложенных вариантов ответов; вторая часть – необходимо дополнить предложения или вставить пропущенные слова.
Вопросы к срезовой контрольной работе по дисциплине
«Банковские операции»
для специальности БД.
преподаватель Кастырина Н.Г.
Вариант 1.
Выберите правильный вариант из предложенных ответов:
1. Нормы гражданского законодательства:
А) обеспечивают защиту от общественно опасных посягательств на права и интересы государства и иных субъектов, осуществляющих свою деятельность в кредитно – банковской деятельности;
Б) являются правовой базой осуществления банковской деятельности;
В) регулируют вопросы разграничения предметов ведения при осуществлении денежно-кредитной политики государства;
Г) содержатся в основных банковских законодательных и подзаконных актах и призваны обеспечить управление банковской системой в целом.
2. В какой статье ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)» отражено положение, что ЦБ РФ является органом банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций:
А) ст. 1;
Б) ст. 7;
В) ст. 10;
Г) ст. 12.
3. Согласно п.1 ст. 75 Конституции РФ:
А) основными функциями Банка России являются защита и обеспечение устойчивость рубля;
Б) Президент РФ представляет Государственной Думе кандидатуру на должность Председателя ЦБ и ставит перед ней вопрос о его освобождении, а Государственная Дума назначает его на должность;
В) исключительной денежной единицей России является рубль, эмиссию монопольно осуществляет ЦБ РФ;
Г) устанавливает важнейшие принципы осуществления операций с финансовыми средствами.
4. Прекращение банковской гарантии регулирует:
А) ст. 379 ГК РФ;
Б) ст. 378 ГК РФ;
В) ст. 361 ГК РФ;
Г) 374 ГК РФ.
5. Пассивные операции – это операции:
А) связанные с размещением средств, получение прибыли и поддержание ликвидности;
Б) по зачислению и списанию средств со счетов клиента;
В) комиссионные и посреднические операции, выполняемые банком по поручению клиента и за его счет;
Г) по привлечению средств и по формированию ресурсов.
А) активные;
Б) пассивные;
В) активно – пассивные;
Г) фондовые.
7. Уставный фонд банка образуется:
А) при создании банка;
Б) в процессе деятельности банка;
В) при создании банка и в процессе его деятельности;
Г) нет правильного ответа.
8. Акционерные банки создают Уставный капитал за счет:
А) эмиссии акций;.
Б) эмиссии облигаций;
В) эмиссии банкнот;
Г) эмиссии векселей.
Дополните предложения.
9. Перечислите, что относится к специализированным банкам и их особенности:
- ___________________;
- _____________________;
- _____________________;
- _____________________.
10. Поручительство – это ___________________________________.
Вариант 2.
Выберите правильный вариант из предложенных ответов:
1. Важным субъектом, реализующим финансово – правовое регулирование в рамках банковской системы, является:
А) ЦБ РФ;
Б) коммерческие банки;
В) Сбербанк РФ;
Г) Внешэкономбанк.
2. Число учредителей коммерческого банка не может быть:
А) менее трех;
Б) менее пяти;
В) менее семи;
Г) менее десяти.
3. Экономические нормативы ЦБ РФ являются средством:
А) финансового воздействия на коммерческие банки;
Б) управленческого воздействия на коммерческие банки;
В) страхового воздействия на коммерческие банки;
Г) правового воздействия на коммерческие банки.
4. Согласно п. «г» ст. 83 и п. «в» ст. 103 Конституции РФ:
А) основными функциями Банка России являются защита и обеспечение устойчивости рубля;
Б) Президент РФ представляет Государственной Думе кандидатуру на должность Председателя ЦБ и ставит перед ней вопрос о его освобождении, а Государственная Дума назначает его на должность;
В) исключительной денежной единицей России является рубль, эмиссию монопольно осуществляет ЦБ РФ;
Г) устанавливает важнейшие принципы осуществления операций с финансовыми средствами.
5. В гл. 9 ГК РФ:
А) даны общие положения о статусе и праве собственности юридического лица;
Б) рассматривается договор о банковском вкладе;
В) рассматривается договор о банковском счете;
Г) даны правила совершения сделок.
6. Банковская гарантия – это:
А) двухстороннее обязательство гаранта уплатить денежную сумму по требованию принципала;
Б) двухстороннее обязательство гаранта уплатить денежную сумму по требованию бенефициара;
В) одностороннее обязательство гаранта уплатить денежную сумму по требованию принципала;
Г) одностороннее обязательство гаранта уплатить денежную сумму по требованию бенефициара.
7. Банковские услуги – это:
А) определенная операция банка, направленная на конкретного клиента,
Б) одна или несколько операций банка, направленных на конкретного клиента;
В) одна или несколько операций банка, направленных на удовлетворение определенной потребности клиента;
Г) одна или несколько операций банка, направленных на удовлетворение всех потребностей клиента.
8. Ресурсы банка – это:
а) сумма денежных средств, которая имеется в его распоряжении;
Б) сумма денежных средств, которая имеется в его распоряжении и используется ля осуществления активных операций;
В) сумма денежных средств, которая используется для осуществления пассивных операций;
Г) сумма денежных средств, которая имеется в его распоряжении и используется для осуществления активно – пассивных операций.
Дополните предложения.
9. В соответствии со ст. _______ ____ ___ ответственность поручителя возникает при неисполнении должником обязательств.
10. Собственный капитал банка делится на уровни: первый уровень - _________ капитал (________); второй уровень - ___________ капитал.
Вариант 3.
Выберите правильный вариант из предложенных ответов:
1. К принципам кредитования относят:
А) срочность, платность, обеспеченность, дифференцированность;
Б) срочность, платность, обеспеченность, окупаемость;
В) срочность, окупаемость, обеспеченность, дифференцированность;
Г) срочность, платность, окупаемость, дифференцированность.
2. Высшим органом руководства и управления Банком России является:
А) Президент РФ;
Б) Государственная Дума;
В) Федеральное Собрание;
Г) Совет директоров.
3. Нормы административного права:
А) обеспечивают защиту от общественно опасных посягательств на права и интересы государства и иных субъектов, осуществляющих свою деятельность в кредитно – банковской деятельности;
Б) являются правовой базой осуществления банковской деятельности;
В) регулируют вопросы разграничения предметов ведения при осуществлении денежно-кредитной политики государства;
Г) содержатся в основных банковских законодательных и подзаконных актах и призваны обеспечить управление банковской системой в целом.
4. Статьей 75 Конституции РФ регламентирована:
А) независимость Банка России;
Б) независимость коммерческих банков;
В) независимость Президента России;
Г) независимость Председателя Банка России.
5. Сущность залога заключается:
А) в предоставлении должнику – залогодержателю права на приоритетное удовлетворение своего требования за счет заложенного имущества;
Б) в предоставлении должнику – залогодержателю права на не приоритетное удовлетворение своего требования за счет заложенного имущества;
В) в предоставлении кредитору – залогодержателю права на приоритетное удовлетворение своего требования за счет заложенного имущества;
Г) в предоставлении кредитору – залогодержателю права на не приоритетное удовлетворение своего требования за счет заложенного имущества.
6. Все операции банка делятся на:
А) ликвидные и неликвидные, в рублях и в валюте, балансовые и забалансовые;
Б) ликвидные и неликвидные, в рублях и в валюте, балансовые и забалансовые, регулируемые и нерегулируемые;
В) ликвидные и неликвидные, балансовые и забалансовые, регулируемые и нерегулируемые;
Г) ликвидные и неликвидные, в рублях и в валюте, регулируемые и нерегулируемые.
7. Максимально допустимый доход (точка безубыточности) позволяет рассчитать:
А) уровень экономической прочности;
Б) уровень финансовой прочности;
В) уровень маржинальной прочности;
Г) уровень страховой прочности.
8. Сумма дополнительного капитала:
А) может превышать величину основного капитала;
Б) может превышать величину основного капитала на 20%;
В) может превышать величину основного капитала на 30%;
Г) не может превышать величину основного капитала.
Дополните предложения.
9. В _____________ предусматривается перечень операций, выполняемых. коммерческим банком.
10. ____________ называется прибыль текущего года и прошлых лет, остающаяся после выплаты _________,_________ и отчислений в различные фонды.
Ответы.
Вариант 1.
1. б.
2. в.
3. в.
4. б.
5 .г.
6. в.
7. а.
8. а.
9. инвестиционные (выпуск и размещение ценных бумаг), ипотечные (кредиты под залог недвижимости.). муниципальные (исполнение местных бюджетов).
10. договор, в силу которого поручитель обязуется перед кредитором отвечать полностью или частично за исполнения обязательств должником.
Вариант 2.
1. а.
2. а.
3. б.
4. б.
5. г.
6. в.
7. в.
8. б.
9. 363 ГК РФ.
10. Базисный (основной), дополнительный.
Вариант 3.
.
1. а.
2. г.
3. г.
4. а.
5. в.
6. б.
7. .б.
8. г.
9. лицензии.
10. нераспределенная; дивидендов, налогов.
После проведения данной контрольной работы в группах БД А и БД Б был проведен анализ, который показал следующие данные:
БД А
Всего студентов – 27;
Количество опрошенных – 22;
«Отлично» - -;
«Хорошо» - 20 (90,9%);
«Удовлетворительно» - 2 (9,1%);
% качества – 90,9%;
% успеваемости – 100%;
Средний балл – 3,9.
БД Б
Всего студентов – 34;
Количество опрошенных – 32;
«Отлично» - 4 (12,5%);
«Хорошо» - 25 (78,1%);
«Удовлетворительно» - 3 (9,3%);
% качества – 90,6%;
% успеваемости – 100%;
Средний балл – 4,0.
Из анализа видно, что группы в основной массе справились с заданиями. Однако некоторые тестовые задания вызвали затруднения у студентов. В частности те, которые касаются правовых вопросов.
Следовательно, задания для срезовой контрольной работы оказались не сложными для студентов данных групп. Отсюда следует, что в следующий раз составлять необходимо более сложные тестовые задания с большим количеством вариантов ответа и больше вариантов.