Влияние родительства на становление личности ребёнка раннего возраста
Пояснительная записка к презентации
Выступление на семинаре
Тема
«Влияние родительства на становление личности ребёнка раннего возраста»
Педагог-психолог Байкова С.А.
«То, что в детстве с нами обращаются определенным образом,
определяет наше представление о будущем и взаимодействие с
нашим взрослым миром»
В. Вульф
Семья - это особая социальная среда. В ней действуют правила и нормы поведения, может существовать своя иерархия, именно в семье ребёнок находит свои первые примеры для подражания, видит первую реакцию людей на свои поступки. Не имея ни социального, ни личного опыта, ребёнок не может оценить ни своё поведение, ни проявления личностных качеств других людей. (Слайд1)
Семья – это вселенная для ребенка, а родители – как два солнца в ней. Каждый младенец и маленький ребёнок должны почувствовать себя центром вселенной, по крайней мере, на какое-то время. (Heinz Kohut). Хайнц Кохут фокусировал внимание на «отражении», при котором младенец смотрит на мать и видит своё «я» отражённым в её радостном взгляде. Так ребёнок чувствует свою само ценность. Второй нормальный процесс – «идеализация», которая начинается с узнавания ребёнком своего родителя или другого любимого человека. Ребёнок нуждается в идеализированном образе родителя, который соответствовал бы эталону родителя, заложенному в генетической памяти. Образы родителей доминируют в сознании ребенка, во многом определяя характер его взаимоотношений с людьми и социальное функционирование в течение всей жизни, оказывая влияние на психическую стабильность и здоровье. (Слайд2)
В раннем детстве, когда сознание ребенка еще развито слабо, родители (в первую очередь, конечно, мать) воспринимаются в более или менее бессознательном состоянии, архетипически. Мать – это источник благоденствия, расслабления, стабильности, по сути – источник жизни, а отец – динамичный, властный, олицетворяет защиту и побуждает к действию. Положительные родительские образы – символы родителей помогают стабилизировать психику индивидуума в трудных жизненных ситуациях.
Воспитание - это ежечасное и ежеминутное занятие, в котором принимают участие два человека: мать и отец. Вместе они несут ответственность за то, кем вырастет их ребенок. (слайд 3)
Для семейного воспитания характерны непрерывность и продолжительность, и выполнять следующие функции: (слайд 4)
обеспечивать необходимые условия для физического развития;
прививать любовь к искусству, формируя основы творческих интересов;
закладывать основы нравственного поведения одобряемого обществом;
определять формирование личности;
Уже в самом раннем детстве необходимы два условия для того, чтобы энергия ребенка и его нервная система укрепились: спокойная жизнерадостность и чувство уверенности. Эти условия зависят от характера влияния ближайшего окружения и социальной среды. В последние годы все чаще появляются дети, поведение которых наводит на самые печальные мысли, настолько они агрессивны, неуправляемы, неадекватны. Это дети, которых воспитывали «без ограничений», ничего не запрещали и не наказывали. А в случаях демонстративного неповиновения беспомощно разводили руками, либо даже начинали бояться.
К формам неадекватного поведения относятся: (слайд 5-6)
агрессия,
упрямство,
бесконтрольные капризы,
беспричинный плач,
немотивированный отказ от контактов с окружающими,
повышенная возбудимость,
двигательная расторможенность,
отсутствие внимания
От чего зависит неадекватное поведение
недостаточное внимание ребенку со стороны родителей
вместо общения откупаются подарками
низко оценивают, часто упрекают, наказывают, иногда – при посторонних
недостаточная требовательность
большая свобода – бесконтрольность, равнодушие к жизни ребенка
раздражительность взрослых, нежелание их решать проблемы детей
назидательность, занудность в общении с ребенком
Провоцирующие факторы
Наследственная предрасположенность.
Заболевания матери во время беременности, стрессы, воздействие неблагоприятных физических и химических (алкоголь, никотин, наркотики) факторов на плод.
Внутриутробная гипоксия, острая гипоксия в родах.
Сложные семейные взаимоотношения, частые ссоры.
Недостаток любви и внимания со стороны родителей и окружающих.
Сложности в адаптации в семье и детском коллективе.
Тяжелые заболевания и психические расстройства.
Семья располагает большими возможностями для того, чтобы правильно воспитать своих детей.( слайд7)
Некоторые условия успешного воспитания детей в семье:
наличие чёткого режима дня. При его составлении надо учитывать возраст ребёнка, пол ребёнка, состояние его здоровья;
единство требований к ребёнку со стороны всех взрослых членов семьи;
учёт родителями возраста и пола своих детей;
стимуляция успешной деятельности и подготовка ребёнка к самовоспитанию. (Поощрение и наказание применяется тогда, когда нужно показать, что ребёнок добился успеха в воспитании тех или иных качеств личности, успешно справляется с порученным делом или, наоборот, не выполняет требований родителей).
Притча о Разумном воспитании
Однажды к мудрецу пришла молодая женщина и спросила:
- Учитель, как следует мне воспитывать сына, в ласке или в строгости? Что важнее?
- Посмотри, женщина, на виноградную лозу, - сказал мудрец, - если ты не будешь её обрезать, не станешь, из жалости, отрывать лишние побеги и листья, лоза одичает, а ты, потеряв власть над её ростом, не дождёшься хороших и сладких ягод. Ну а если ты укроешь лозу от ласки солнечных лучей и не станешь заботливо поливать её корни каждый день, она совсем зачахнет. И лишь при разумном сочетании и того, и другого, тебе удастся вкусить желанных плодов.( Слайд8)