Педагог как главное звено в процессе становления личности ребенка
«Педагог как главное звено в процессе становления личности ребенка»
Воспитание — великое дело: им решается участь человека.
Белинский В. Г.
Одной из самых социально значимых профессий во все времена была, есть и, пожалуй, будет – профессия учителя. Казалось бы, воспитание ребенка и формирование личностных качеств это прерогатива семьи, но в этом процессе огромную роль играет школа, а в частности педагог. Чудновский так описал роль учителя в современной школе: «Главное, ведущее звено работы школы, определяющее ее направленность, ее судьбу, ее атмосферу, в том числе нравственную атмосферу – Учитель (с большой буквы).»[1] Школа как учебное заведение планирует и проводит комплекс воспитательных мероприятий, но конечный результат их зависит от каждого учителя в частности. И здесь работа не только заместителя по воспитательной работе, вожатых и классных руководителей, но и каждого учителя предметника, ведь процесс воспитания и формирование личности ребенка происходит все время, что ребенок находится в образовательной организации. Особенно возрастает роль учителя в информационном обществе, ведь информационное воздействие на ребенка возрастает и педагог может сориентировать его.
Воспитание является также одной из функций, которая возложена на педагога. Так законом об образовании на учителя возложена обязанность не только осуществлять свою деятельность на профессиональном уровне т.е. обучать, но и применять различные методы воспитания.[2] И так как же все -таки педагог влияет на формирование личностных качеств ученика в процессе воспитания? Для того чтобы воспитывать педагогу самому нужно обладать рядом способностей. Стефановская Т.А. выделяет три группы требований к учителю: деловые качества, свойства личности и педагогическое мастерство.[3]
Кроме того чтобы формировать личность ребенка нужно понимать какие именно качества мы воспитываем и соответственно от этого будут зависеть методы воспитания и стиль общения с ребенком. Естественно задача учителя формировать положительные качества. Многие исследователи говорят о том, что показателем воспитанности будет являться уровень сформированности социально значимых качеств.[4]
Способами формирования таких качеств будут различного рода беседы и конечно же личный пример,[5] ведь если учитель сам не поступает так как учит своих воспитанников, тогда зачем его слушать. Более того учитель играет роль своеобразного образца, примера для подражания, кумира если хотите. Кроме того выбранные методы должны восприниматься как эффективные самим учителем и приемлемыми со стороны учеников. Но это сработает лишь в том случае, если выбран правильный способ общения с детьми. Мне видится, что скорее всего нет универсального стиля или их сочетаний. Как отмечают А.К. Маркова, А.Я. Никонова педагог должен владеть «элементами нескольких стилей и использования их в зависимости от условий изменяющейся ситуации».[6] Но демократический стиль кажется наиболее приемлемым. Ведь именно тогда ученик будет доверять педагогу, раскроется перед ним и применяемые методы воспитания будут наиболее успешными.
Таким образом, педагог вчера сегодня и завтра будет играть огромную, если не главную роль в формировании личности ребенка. Именно от педагога зависит то, каким будет наше будущее. На любом учителе лежит огромная ответственность.
Использованная литература:
- Крутецкий В.В. Психология обучения и воспитания школьников. / В.В. Крутецкий – М.: Просвещение, 1996. 352 c.
- Маркова А.К., Никонова А.Я. Особенности индивидуального стиля деятельности учителя //Вопросы психологии. – 1997. - №5 с. 40-48
- Обращение В.Э. Чудновского к участникам симпозиума. (Вместо завещания) // Психологические проблемы смысла жизни и акме: Электронный сборник материалов XXI симпозиума / под ред. Г.А. Вайзер, Н.В. Кисельниковой, Т.А. Поповой М.: ФГБНУ «Психологический институт РАО», 2016. С. 17 – 27. [Электронный ресурс] https//www.pirao.ru/images/labs/grol/XXI-simpozium.pdf (дата обращения 24.07.2021)
- СтефановскаяТ. А. Педагогика: наука и искусство: Курс лекций: Учеб. пособие для студентов ВУЗов и слушателей ин-тов повышения квалификации. - М. : Совершенство, 1998. - 356 с.
[1] Обращение В.Э. Чудновского к участникам симпозиума. (Вместо завещания) // Психологические проблемы смысла жизни и акме: Электронный сборник материалов XXI симпозиума / под ред. Г.А. Вайзер, Н.В. Кисельниковой, Т.А. Поповой М.: ФГБНУ «Психологический институт РАО», 2016. С. 17 – 27. [Электронный ресурс] https//www.pirao.ru/images/labs/grol/XXI-simpozium.pdf (дата обращения 24.07.2021)
[2] Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.07.2021)//URL^http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/82d348bfa91f54b262e7b00b71659c9f5c69e2ad/((дата обращения 27.07.2021)
[3] Стефановская Т А Педагогика: наука и искусство [Текст] : Курс лекций : Учеб. пособие для студентов ВУЗов и слушателей ин-тов повышения квалификации. - М. : Совершенство, 1998. С. 92
[4] Шилова М. И. Учителю о воспитанности школьников М.:Педагогика, 1990. 144 с. С. 11
[5] Крутецкий В.В. Психология обучения и воспитания школьников. / В.В. Крутецкий – М.: Просвещение, 1996 С. 232
[6] Маркова А.К., Никонова А.Я. Особенности индивидуального стиля деятельности учителя //Вопросы психологии. – 1997. - №5 с 40-48