Какую роль играет коллектив в становлении личности ребенка?
Родительское собрание по теме: «Какова роль коллектива в становлении личности ребенка?»
- Добрый вечер уважаемые родители, спасибо, что нашли время и посетили нашу встречу. Я собрала вас сегодня не просто так. В стенах нашей школы учителя начали, все чаще, замечать случаи издевательства детей друг над другом. И недавно произошел такой: «В одном из классов есть слабый ребенок, и дети не упускают случая поиздеваться над физически и психологически неразвитым мальчиком. Когда учитель вызывает его к доске, он только мнется и запинается, боясь, что все будут лишь смеяться над его ответом».
- Я не смогла пройти мимо этой ситуации и решила вынести ее на обсуждение на родительское собрание. Проанализируйте этот случай и подумайте, какие проблемы скрываются в данной ситуации? (Проблема взаимоотношений детей со слаборазвитым ребенком, проблема отличия этого ребенка от одноклассников и тд.)
- Сейчас я раздам вам листочки (бланки), на них вам нужно написать проблему, которую вы увидели в данной ситуации. (Бланки в виде маленьких кирпичиков. Для усиления эффекта, можно использовать цветные)
- А сейчас выйдите и сложите все эти проблемы в ранец младшего школьника. (На доске расположено изображение школьника с портфелем. На портфель родители прикрепляют свои «кирпичи» с проблемами)
- Как вы считаете, тяжело ли будет ребенку справляться с такой ношей каждый день?
- Хотелось ли вам нагружать ранец проблемами?
- За счёт чего воозникает дискомфорт? Посмотрите на ситуацию еще раз, почему у ребенка возникает масса проблем? Какую основную проблему мы можем выделить? (Взаимоотношения детей в классе)
- Я прикреплю ее на доску. (Проблема крупными буквами прикрепляется на ранец школьника)
- Как вы думаете, исходя из главной проблемы, о чем мы будем разговаривать на родительском собрании? (Предполагают)
- Тема нашего собрания: "Какова роль коллектива в становлении личности ребенка?". Исходя из темы, сформулируйте цель собрания, которой мы будем придерживаться на протяжении всей нашей встречи. (Сформулированную цель учитель крупно записывает на доске)
- Для того, чтобы решить данную проблему, нам необходимо разобраться в ее причинах. Я подготовила для вас "ромашку причин". Но не все лепестки могли бы объяснить возникновение данной ситуации. Вам нужно посовещаться и коллективно подобрать только те лепестки, которые описываю причины возникновения данной ситуации. Я выведу ее на слайд. (На доску прикрепляется ромашка с причинами на каждом лепестке: "невоспитанность детей, несформированность детского коллектива, отсутствие толерантного отношения к слабому мальчику, высокая самооценка обучающихся(эгоизм, чувство превосходства), отсутствие общих интересов, незнание слабым мальчиком учебного предмета, разный уровень дохода семей". Родители выходят к доске и выбирают только нужные лепестки, прикрепляют на доску. )
- С чем связано большинство причин? (С отстутствием взаимопонимания в коллективе)
- Исходя из этого, как вы считаете, важен ли коллектив для становления личности? (Несомненно)
- Давайте разбираться как коллектив может помочь в формировании личности ребенка. Для начала ответим на вопрос, что же такое детский коллектив. Надежда Константиновна Крупская, идеолог советского образования присала про него так: "Детский коллектив - есть группа, сплоченная общими переживаниями, общими интересами, общей работой, общими взглядами, дружбой.
- Выделяют такие уровни развития детского коллектива:
* Первый уровень - в качестве средства, сплачивающего детей в коллектив, должно выступать единоличное требование педагога к учащимся.
* Второй уровень - основным проводником требований к личности должен бать актив.
* Третий уровень органично вырастает из второго, сливается с ним. «Когда требует сам коллектив, когда коллектив сближается в известном тоне и стиле, влияние воспитателя становится минимальным»
- К какому уровню надостремиться, чтобы ребенок с физическими или психологическими недостатками чувствовал себя комфортно среди одноклассников?
- Для того, чтобы понять, насколько тяжело этому мальчику, и описать необходимость взаимопонимания в классе, я предлагаю вам побывать на его месте. Закройте, пожалуйста, глаза и послушайте один день из вашей жизни в роли этого мальика. (Далее аудотренинг)
"Сегодня утром, когда я пришел в школу, они опять издевались надо мной. Забрали мою обувь, а я даже не смог вернуть ее назад, ведь я не такой сильный как они. Мне страшно. Когда я поднялся в класс, увидел, что они опять подбросили мне записку, где подбирали к моему имени много неприятных прозвищ, да я не такой красивый как они, но разве я хуже? Меня вызвали к доске, я не хочу выходить! Они опять начнут смеяться надо мной, потому что я не смогу ответить... Но ведь это из-за них! Из-за их насмешек я боюсь отвечать! Они не понимают меня. Когда я сел за стол на обеде, в меня бросались крошками, я не выдержал, заплакал и убежал. То, что я не такой как все, кажется для них причиной для насмешек и глупых издевательств. Я больше не хочу приходить в школу. Ни-за-что!"
- Можете открыть глаза. Какие чувства вы испытывали на месте этого мальчика? Почему он чувствовал себя некомфортно?
- Как вы считаете, можно ли поменять данную ситуацию?
- Давайте посмотрим, как нужно относиться одноклассникам к этому мальчику, чтобы перевернуть реальность в лучшую сторону. Сейчас вы побудете в роли остальных ребят. Поделитесь на пары. Сейчас я раздам вам карточки с похожими ситуациями. Вам нужно выбрать правильный вариант решения данной ситуации. (Родители работают в парах, выполняют задания. Примеры карточек:
1. Ты увидел, как ребенку с физическими недостатками тяжело подниматься по лестнице, что ты будешь делать?
а) Пройду мимо, я же не виноват, что он не может, я то могу!
б) Помогу ему подняться, без моей помощи он не справится. Кто, если не я?
2. Ты увидел, как над слабым мальчиком смеются ребята из другого класса, что ты сделаешь?
а) Я бы тоже посмеялся, он отличается от нас, это же смешно!
б) Уведу его оттуда и успокою. Ему необходима моя поддержка. Кто, если не я?
3. Ты увидел как психологически слабый мальчик плачет на скамье в углу коридора. ЧТо ты будешь делать?
а) Пройду мимо, с нытиками никто не дружит, вот он и плачет.
б) Подойду и узнаю в чем дело, помогу чем смогу. Кто, если не я?)
- Какими словами заканчивается каждый ваш ответ? (Кто, если не я?)
- О чем это говорит?
- Как вы считаете, если бы коллектив был вежлив и толерантен к таком уребенку, комфортно бы ему было находиться в школе?
- Это необходимо объяснить и вашим детям. Все люди разные и каждого нужно принимать таким, какой он есть. Принимать его слабости и сильные стороны, а самое галвное поддерживать! Недаром сложилась такая пословица: "Один в поле не воин!". Формирование коллектива - это групповая работа учителя, родителей и самих детей, поэтому я и обратилась к вам.
- Можем ли мы теперь убрать проблемы из рюкзака школьника? Предложим решение на каждую проблему, пользуясь полученной информацией. (Предлагают решение проблемы и убирают ее из рюкзака)
- Как вы думаете стало ли школьнику легче?
- Как вы, родители, можете поспособствовать предотвращению таких ситуаций?
- Давайте вернемся к цели и проверим, достигли ли мы ее.
- Было ли для вас полезным наше собрание?
- А закончить его я хотела бы словами древнеримского философа Гая Саллюция Крисп: "При единении и малое растет, при раздоре и реличайшее распадается". Спасибо за вашу заинтерисованность и сотрудничество. Рада, что собрание было для вас полезным. Приглашаю на индивидуальные консультации.