Становление системы кадетского образования в МБОУ СОШ № 3 пос. Эльбан

3
0
Материал опубликован 9 September 2019

Раздел сборника: Духовно-нравственное, патриотическое и гражданское воспитание обучающихся в образовательных учреждениях.


Тема: Становление системы кадетского образования в МБОУ СОШ № 3 пос. Эльбан


Сафронова Т.И., зам.директора по УВР

Кысса М.С., учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 3 пос. Эльбан

В рамках преемственности образования между начальной и средней школой пос. Эльбан 1 сентября 2017 года наша школа приняла первый кадетский класс. По истечении двух лет хочется поделиться опытом становления работы с кадетами в школе, проанализировать достигнутые результаты.

У чебные планы кадетских классов позволили сохранить преемственность в углублённом изучении английского языка.

Помимо того, введен 1 час изучения предмета из области основ духовно-нравственной культуры народов России «Истоки», который направлен на развитие собственного воззрения на служение Отечеству, патриотизм, гражданственность, что, безусловно, является одним из важнейших результатов кадетского образования.

Среди педагогов, назначенных работать в кадетском классе, есть не только учителя-стажисты, учителя высшей и первой квалификационной категории, но и молодые специалисты, что также имеет свои плюсы, поскольку молодые педагоги очень активны. У них много жизненной энергии и задора для самых смелых начинаний. Все педагоги, работающие в кадетских классах, имеют удостоверения о прохождении курсов повышения квалификации по ФГОС ООО и актуальные курсы «Организация урочной и внеурочной деятельности школьников в образовательных организациях кадетской направленности». Два педагога приняли участие в Краевой научно-практической конференции "Развитие кадетского образования в Хабаровском крае" (27 февраля 2018 г., г. Комсомольск-на-Амуре). Классные руководители кадетских классов Кысса М.С. и Гордеева К.А. с 20 августа по 20 октября 2018 года прошли обучение на модуле курсов повышения квалификации по теме: «Проектирование программы воспитания образовательных организаций кадетской направленности». В рамках этих курсов под руководством заместителя директора по УВР Сафроновой Т.И. была разработана программа воспитания кадетских классов, которая получила одобрение специалистов ХК ИРО. В этом учебном году учителями – предметниками были разработаны рабочие программы с учетом кадетского компонента. Программа учителя биологии Охотниковой С.А. стала победителем по итогам краевого конкурса образовательных программ, имеющих целью подготовку обучающихся к военной или иной государственной службе, среди общеобразовательных организаций Хабаровского края, реализующих систему кадетского образования.

В большей степени, на наш взгляд, кадетское образование проявляет себя в воспитательном компоненте. Внеурочная деятельность представлена всеми пятью направлениями. 2,5 часа по духовно-нравственному направлению, 3 часа - спорт и ЗОЖ, 1,5 часа – социальное направление, 1 час – общеинтеллектуальное и 1 час общекультурное направление. Занятость кадетских классов во внеурочной деятельности на базе учреждения составляет 100%. Важным моментом мы считаем и активную работу с кадетами наших шефов - офицеров в/ч № 3494 войск Национальной гвардии Российской Федерации. В частности, часы строевой подготовки и военного дела ведут военнослужащие.

Ребята активно участвуют в предметных конкурсах и олимпиадах, среди которых школьный этап Всероссийской олимпиады школьников, сессии предметных олимпиад «Олимпус», сетевой конкурс по английскому языку «Юные режиссеры» (озвучивание отечественных фильмов/мультфильмов), муниципальный этап Всероссийской олимпиады по истории (5-6 кл.), становятся победителями и призерами. По итогам 2018-2019 года 29% кадет являются победителями и призерами муниципальных, краевых и всероссийских конкурсов, и это не считая дистанционные олимпиады и конкурсы на образовательных платформах.

Кроме того, кадеты заняты и на базе учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, которые находятся в нашем поселке. Из 56 кадет 76,6% посещают и другие учреждения. И лишь 13,4% заняты только внеурочной деятельностью на базе школы.

Рейтинг участия класса в общешкольных мероприятиях некадетской направленности по итогам двух лет работы составил 96%. Что послужило одним из критериев признания 6А (кадетского) класса победителем школьного конкурса «Самый классный класс-2019».

В целом воспитательный компонент кадетского образования выглядит следующим образом:

Результаты внеурочной деятельности:

    сдача норм ГТО (6 кадет является обладателями знаков ГТО и в этом учебном году нормативы сдали ещё 8 человек);

    взаимодействие с другими классами;

    участие в школьном конкурсе «Лучший кадет» и выход на муниципальные конкурсы кадетской направленности. С гордость хочется отметить, что кадет 6А класса Максим Перов стал победителем муниципального конкурса «Лучший кадет – 2019» во всех номинациях;

    участие в «Вахте памяти», «Бессмертном полку» и других патриотических акциях;

    «Кадетский бал», который в этом году был посвящен 220-летию со дня рождения А.С. Пушкина;

    реализация общешкольного проекта. Начиная с 5 класса, группа кадет под руководством Балташевой С.Г. реализовывали проект «Имя героя». В результате поисково-исследовательской работы с архивными документами, беседами с военнослужащими в/ч 3494 были предложены 4 кандидатуры героев, имеющих непосредственное отношение к нашему поселку. Информация о них была размещена кадетами на сайте школы, представлена в рамках декабрьского мероприятия, посвященного Дню героя Отечества. Было организовано голосование (очное и на сайте) и большинство респондентов решило, что школа должна носить имя Веселёва Артема Анатольевича, посмертно награжденного орденом Мужества.

Со следующего учебного года в рамках Школы гражданской компетенции «Сыны Отечества» будет разработана программа взаимодействия с администрацией и Советом депутатов Эльбанского городского поселения. Ведь главная цель кадетского класса - выбор самоопределения обучающихся как служащих, но не только военной, но и государственной службы.

Особое внимание хотелось бы остановить на работе Совета кадет.

Очень важным моментом в становлении системы кадетского образования стала разработка Положений о кадетском классе и Совете кадет. Они были действительно отработаны с родителями и самими кадетами. Кадеты точно знают, что в случае каких-то неожиданных ситуаций надо обращаться к этим двум документам.

И Совет кадет – это не номинативный, а реально действующий орган, в котором большее количество голосов принадлежит кадетам – командирам взводов и командирам отделений. И они точно знают, что должны ответственно подходить к принятию своих решений.

Работа с кадетскими классами трудная, но очень интересная. Она открывает много перспектив и для педагогов, и для обучающихся.

А.С. Макаренко писал: «Человек не воспитывается по частям, он создается синтетически всей суммой влияний, которым он подвергается, решающим моментом является не его прямая логика, а действие всей системы средств, гармонически организованных». И мы уверены, что наша система кадетского образования позволит выполнить миссию общеобразовательной организации с классами кадетской направленности: подготовить выпускников - высокообразованных и просвещенных граждан-патриотов России, будущую национальную элиту России и Хабаровского края.












в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.