12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовал
Чухрий Вера Васильевна2550
Россия, Костромская обл., г. Буй

Всероссийский конкурс на лучшую методическую разработку "Проверочная работа по биологии (экологии)"

Составила: Чухрий В.В.,

учитель биологии МОУ СОШ №9

г. Буя Костромской области

Стартовая контрольная работа по биологии в 6 классе

Инструкция к заданиям

1.Цель: оценить уровень общеобразовательной подготовки учащихся 6 класса за курс биологии 5 класса в соответствии с требованиями ФГОС как стартовой аттестации и осуществить диагностику достижения предметных и метапредметных результатов, в том числе овладение межпредметными понятиями и способность использования УУД в учебной, познавательной, социальной практике.

2.Содержание и структура стартовой контрольной работы за курс 5 класса определяются на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с учётом Примерной основной образовательной программы основного общего образования и содержания учебника, включённого в Федеральный перечень на 2016/2017 учебный год: В.В. Пасечник «Биология. Бактерии, грибы, растения».

3. Подход. Стартовая контрольная работа по биологии в 6 классе основана на системно-деятельностном, компетентностном и уровневом подходах в обучении. Предусмотрена оценка сформированности следующих УУД:

Регулятивные действия: целеполагание, планирование, контроль и коррекция, саморегуляция.

Общеучебные УУД: поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме; определение основной и второстепенной информации.

Логические универсальные действия: анализ объектов в целях выделения признаков; синтез, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения; подведение под понятие; выведение следствий; установление причинно- следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство.

Коммуникативные действия: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

4.Варианты стартовой контрольной работы состоят из 10 заданий, которые различаются по содержанию и проверяемым требованиям. Задания 2,3,5 основаны на изображениях конкретных биологических объектов, статистических таблицах и требуют анализа изображений и статистических данных. Задание 1 требует знания названий биологических дисциплин, изучающих живые объекты. Задание 4,6,7 требует знаний строения растительной клетки и тканей. Задание 8 требует изменения предложенной последовательности эволюционного развития групп растений, построение новой модели последовательности. Задание 9 предполагает заполнение пропусков в тексте биологического содержания с помощью терминов из предложенного перечня по теме: грибы, бактерии. Задание 10 требует применить знание названия объекта и установления соответствующего признака по форме жизни.

5. Кодификаторы проверяемых элементов содержания и требований к уровню подготовки:

Таблица 1

Код

Проверяемые элементы содержания

1

Биология – наука о живых организмах

1.1

Биология как наука. Биологические дисциплины.

1.2

Свойства живых организмов (структурированность, целостность, обмен веществ, движение, размножение, развитие, раздражимость, приспособленность, наследственность и изменчивость), их проявление у бактерий, грибов, растений.

2

Клеточное строение организмов

2.1

Клетка – основа строения и жизнедеятельности организма. Методы изучения клетки.

2.2

Строение и жизнедеятельность клетки. Бактериальная клетка. Растительная клетка. Грибная клетка.

2.3

Ткани растений.

3

Многообразие организмов

3.1

Организм. Одноклеточный организм. Многоклеточный организм. Принципы классификации.

3.2

Царства живой природы: бактерии, грибы, растения.

4

Среды жизни

4.1

 

Среда обитания. Факторы среды обитания. Места обитания.

4.2

Приспособления организмов к среде обитания.

5

Царство Растения

5.1

Многообразие и значение растений в природе и жизни человека.

5.2


Группы растений. Ткани и органы растений. Жизненные формы растений.

5.3

Химический состав клеток растений.

6

Многообразие растений

6.1

Классификация растений. Эволюционная последовательность групп растений.

7

Животные

7.1

Многообразие животных. Среды обитания.

6. Типы заданий, сценарии выполнения заданий, баллы и система оценивания

                                                                                                              Таблица 2

задания

На что направлено

Что нужно сделать в задании

Как нужно сделать

Баллы

1 задание

Умение определять понятия, создавать обобщения. Умение выделять из списка понятие.

Определить и выбрать науку из предложенного списка

Подчеркнуть одно понятие в предложенном списке

1

2 задание

Умение определять понятия, создавать обобщения. Умение выделять из списка свойство объекта.

Рассмотреть рисунок. Выбрать свойство объекта из предложенного списка слов

Вписать в ответ правильно выбранную цифру свойства объекта

1

3 задание

Умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и устанавливать соответствие

Рассмотреть рисунок, список слов и установить соответствие объекта и среды обитания

В ответ в форме таблицы вписать выбранные буквы, соответствующие цифрам

3 (за каждое правильно установленное соответствие – 1 балл)

4 задание

Умение определять понятия, создавать обобщения. Умение закончить текст понятием (термином).

Прочитать задание и текст. Закончить текст, предложение термином.

В ответ самостоятельно вписывают термин.

1

5 задание

Умение анализировать текст, таблицу, устанавливать причинно-следственные связи, находить нужный объект и обосновывать свой выбор.

Анализ текста и таблицы. Выбор продукта и обоснование своего выбора.

Вписать из таблицы в ответ название продукта. Написать обоснование.

2 (1 балл, если не написано обоснование)

6 задание

Умение определять понятия, создавать обобщения. Умение самостоятельно определить признак объекта.

Читать, анализировать текст, делать заключение в форме понятия (термина).

В ответ записывают термин (понятие).

1

7 задание

Умение представить, вспомнить особенности строения.

Вспомнить и написать виды покровной и проводящей ткани

Пишут в ответ названия тканей

2 (за каждое правильное название – 1 балл)

8 задание

Умение устанавливать последовательность объектов в порядке усложнения, создавая модель, схему. Умение анализировать и делать выбор.

Прочитать объекты, расставить их в порядке эволюционного усложнения, следовательно, создать новую модель, схему.

Записывают цифры в порядке эволюционного усложнения объектов, начиная с низшего.

5 (каждая правильно поставленная цифра в последовательности – 1 балл)

9 задание

Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации. Умение выбрать из предложенного текста и вставить пропущенные термины.

Прочитать текст. Выбрать из списка пропущенные слова и вставить цифры.

Записать в ответ последовательность цифр по тексту.

6 (за каждое правильное слово, вставленное в текст – 1 балл)

10 задание

Умение соотносить объект с выбранным признаком

Установить соответствие между объектом и признаком

Ответ в форме таблицы. Записать буквы, соответствующие цифрам

6 (за каждое правильно установленное соответствие – 1 балл)

ИТОГО

     

28

7. Распределение заданий стартовой работы по уровню сложности

В таблице представлена информация о распределении заданий стартовой работы по уровню сложности. Таблица 3

Уровень сложности заданий

Количество заданий

Номера заданий

Количество баллов

Базовый

5

1,2,4,6,7

1;1;1;1;2

Повышенный

5

3,5,8,9,10

3;2;5;6;6

Итого

10

 

28

8. Система оценивания выполнения отдельных заданий и работы в целом

Правильно выполненная работа оценивается 28 баллами.

Правильный ответ на задания 1,2,4,6 оценивается по 1 баллу. На задание 3 - в 3 балла. На задания 5,7 по 2 балла. На задание 8 - в 5 баллов. На задания 9,10 - по 6 баллов.

9. Отметки по пятибалльной шкале

Таблица 4

Отметка по пятибалльной шкале

«2»

«3»

«4»

«5»

Первичные баллы

0-9

10-16

17-23

24-28

10. На выполнение стартовой работы по учебному предмету «Биология» дается 45 минут.

11. Рекомендации по подготовке к стартовой работе: повторить материал за курс 5 класса

Контрольно-измерительный материал

Вариант 1

1.Ученик рассмотрел под микроскопом картофельную палочку и увидел её способ передвижения. Какая наука изучает такие организмы? Подчеркните правильный ответ в списке наук:

Микология, ботаника, зоология, бактериология

2.Рассмотрите рисунок. Определите, какое свойство живого организма растения мимоза здесь проявляется? Выберите свойство из предложенного списка слов. Напишите выбранную цифру в ответ.

Список слов:

1.Обмен веществ

2.Рост

3.Развитие

4.Размножение

5.Раздражимость

 

Ответ:______________
 

 

3.Внимательно рассмотрите картинку и определите среды обитания живых организмов. В ответ около каждой цифры животного поставьте букву названия среды его обитания. Слова выберите из предложенного списка.

Список слов:

А. Водная

Б. Живой организм

В. Наземно-воздушная

Г. Почвенная

Ответ:

1

2

3

     

4.Прочитай текст и допиши слово. Слово, которое показывает название пластид, напиши в ответ.

В цитоплазме растительной клетки находятся многочисленные мелкие тельца – пластиды. У растений пластиды могут быть разных цветов: зелёные, оранжевые, бесцветные. Зелёную окраску листьев определяют пластиды - ……...

Ответ: ________________

5. Прочитайте текст.

В состав зерен входят различные углеводы, прежде всего крахмал, клетчатка и сахара. Они являются основным источником энергии для живых организмов. Какой продукт вы посоветуете употреблять в пищу спортсмену?

Рассмотрите таблицу и сделайте вывод о содержании углеводов в хлебных продуктах. Какой продукт вы посоветуете использовать спортсмену и почему? В ответ напишите объяснение своего выбора.

Ответ: Название продукта: ________. Объяснение: _________________

6.Ученик под микроскопом рассматривал лист элодеи и заметил, что хлоропласты передвигаются. Ученик сделал вывод, что цитоплазма клетки ……..

В ответ напишите слово о цитоплазме.

Ответ: __________

7.Ствол дерева защищают два вида покровной ткани. Назови их.

Ответ: __________,__________

8.Перед тобой список групп растений. Расставь их в порядке эволюционного усложнения, начиная с низшей группы растений. Запиши ответ в форме последовательности цифр.

Список: 1-риниофиты, 2-папоротники, 3-водоросли, 4-покрытосеменные, 5-голосеменные

Ответ: ________________

9. Прочитай текст, выбери из списка нужные слова и вставь пропущенные цифры. Окончания слов могут изменяться. В ответ запиши цифры в правильной последовательности по тексту.

Текст

Бактерии и грибы участвуют в …………. Некоторые грибы, как и бактерии бывают ….. Примером такого гриба является ….. Из гриба ….. делают антибиотики. Тело гриба - это….. Некоторые шляпочные грибы образуют с корнями растений ….

Список слов:

1.Многоклеточные

2.Одноклеточные

3.Круговорот веществ в природе

4.Пеницилл

5.Мукор

6.Грибница (мицелий)

7.Микориза

8.Лисичка

Ответ: ______________

10. Соотнеси название растений с их формой жизни. Ответ заполни в форме таблицы. Под каждой цифрой растения поставь букву формы жизни

Растения                                                                                  Форма жизни

1.Ромашка лекарственная                                            А – дерево

2.Клён ясенелистный                                                   Б – кустарник

3.Черника                                                                  В – трава

4.Крыжовник                                                              Г – кустарничек

5.Осина

6.Мох сфагнум

Ответ:

1

2

3

4

5

6

           

Вариант 2

1.Ученик рассмотрел под микроскопом мукор и увидел множество ядер в клетке. Какая наука изучает такие организмы? Подчеркните правильный ответ в списке слов:

Микология, ботаника, зоология, бактериология

2.Рассмотрите рисунок. Определите, какое свойство живого организма растения пшеница здесь проявляется? Выберите свойство из предложенного списка слов. Напишите выбранную цифру в ответ.

Список слов:

1.Обмен веществ

2.Рост

3.Развитие

4.Размножение

5.Раздражимость

 

Ответ:______________

 

 

3.Рассмотрите рисунок. Определите среду обитания организмов. В ответ около каждой цифры организма поставьте букву названия среды его обитания. Слова выберите из предложенного списка.

Список слов:

А. Водная

Б. Живой организм

В. Наземно-воздушная

Г. Почвенная

Ответ:

1

2

3

     

4.Прочитай текст и допиши слово. Слово, которое называет пигмент зелёных пластид, напиши в ответ.

В цитоплазме растительной клетки находятся многочисленные мелкие тельца – пластиды. У растений пластиды могут быть разных цветов: зелёные, оранжевые, бесцветные. Зелёную окраску листьев определяет пигмент ……...

Ответ: ________________

5. Прочитайте текст.

В состав костей человека входит фосфор и кальций. У спортсменов большая нагрузка приходится на костно-мышечную систему. Также ему необходимо и много энергии. Углеводы – это источники энергии. Рассмотрите таблицу и посоветуйте спортсмену употреблять в пищу тот продукт, который будет обеспечивать организм достаточным количеством фосфора, кальция и давать много энергии для движения. В ответ запишите объяснение своего выбора.

Ответ: Продукт: __________. Объяснение: ____________

6.Ученик выполнял лабораторную работу. Он сделал тонкий поперечный срез листа и увидел, что клетки не распались. Они соединены друг с другом. А когда делал срез мякоти спелого арбуза, то клетки распадались друг от друга. Что разрушено между клетками?

Ответ: ___________

7.По стволу дерева по проводящим тканям передвигаются органические и неорганические вещества. Какие два вида проводящей ткани имеются в стволе дерева?

Ответ: _________, ________

8.Прочитай список растений. Расставь их в порядке эволюционного усложнения, начиная с низших. Запиши ответ в виде последовательности цифр.

Список: 1-кукушкин лён, 2-хламидомонада, 3-папоротник орляк, 4-одуванчик лекарственный, 5-сосна обыкновенная.

Ответ: __________________

9.Прочитай текст, выбери из списка нужные слова и вставь пропущенные цифры. Окончания слов могут изменяться. В ответе запиши цифры в правильной последовательности по тексту.

Текст

Бактерии – это …… организмы. В их клетках отсутствует …… По способу питания готовыми органическими веществами их делят на группы: ….., …… Размножаются….. Переносят неблагоприятные условия в форме……

Список слов:

1.Делением на две части

2. Споры

3.Многоклеточные

4.Одноклеточные

5.Семенами

6.Паразиты

7.Сапротрофы

8.Оромленное ядро

9.Хромосома

Ответ: _________________

10. Соотнеси название растений с их продолжительностью жизни. Ответ заполни в форме таблицы. Под каждой цифрой растения поставь букву продолжительности жизни

Растения                                                                     Продолжительность жизни

1.Ромашка лекарственная                                 А – многолетнее

2.Клён ясенелистный                                        Б – двулетнее

3.Морковь                                                       В – однолетнее

4.Репа

5.Тюльпан

6.Смородина

Ответ:

1

2

3

4

5

6

           

Правильные ответы

№ задания

1 вариант

2 вариант

1

Бактериология – 1 балл

Микология- 1 балл

2

5 – 1 балл

3 – 1 балл

3

1

2

3

В

А

Г

за каждое правильно установленное соответствие – 1 балл

1

2

3

В

Г

Г

за каждое правильно установленное соответствие – 1 балл

4

Хлоропласты – 1 балл

Хлорофилл – 1 балл

5

Продукт: сушки простые из пшеничной муки 1 сорта – 1 балл

Объяснение: они содержат 72,9% углеводов, это больше, чем в других продуктах – 1 балл

Продукт: сухари ржаные – 1 балл

Объяснение: они содержат кальция – 44,0%, фосфора – 309,0% - это больше, чем в других продуктах; 70,6% углеводов – достаточно высокое содержание – 1 балл

6

Живая (или движется) – 1 балл

Межклеточное вещество – 1 балл

7

Кожица – 1 балл

Пробка – 1 балл

Сосуды – 1 балл

Ситовидные трубки – 1 балл

8

31254 (за каждую цифру, правильно поставленную – 1 балл)

21354(за каждую цифру, правильно поставленную – 1 балл)

9

325467 (за каждую цифру, правильно поставленную, – 1 балл)

486712 (за каждую цифру, правильно поставленную, – 1 балл)

10

1

2

3

4

5

6

В

А

Г

Б

А

В

1

2

3

4

5

6

В

А

Б

Б

А

А

Итого

28 баллов

28 баллов

Источники:

картинка мимозы - http://fb.ru/article/242800/razdrajimost---eto-razdrajimost-i-vozbudimost

картинка почвенных обитателей - https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=24d73daac6def37626868dffe1b37b7a-l&n=13

среды обитания - https://www.litres.ru/static/bookimages/12/60/49/12604994.bin.dir/h/i_011.jpg

пшеница - https://kaz-ekzams.ru/uploads/posts/2010-08/1283007003_313e42303d383a30-13.jpg

таблицы - Яндекс. Картинки.

Опубликовано




Комментарии (15)

сменить сортировку
Чухрий Вера Васильевна, 04.07.17 в 16:36 1 Ответить Пожаловаться
Спасибо, Ирина Михайловна!
Елена Владимировна, 07.07.17 в 01:42 1 Ответить Пожаловаться
Мне очень понравилась данная разработка. Вы молодец!
Чухрий Вера Васильевна, 07.07.17 в 12:23 1 Ответить Пожаловаться
Спасибо, Елена Владимировна.
Ларионова Юлия Александровна, 02.08.17 в 09:44 1 Ответить Пожаловаться
Разработка очень интересная. Яркое оформление. Мне кажется, что для среднего ученика уровень высоковат. Особенно 5 задание. Как итоговая контрольная работа будет изумительна, но как стартовая контрольная работа, на мой взгляд, несколько сложновато. Хотя подбор детей в классах бывает разным.
Чухрий Вера Васильевна, 02.08.17 в 12:37 1 Ответить Пожаловаться
Спасибо, Юлия Александровна. В любой контрольной есть такие задания, которые могут выполнить не все учащиеся. Слабый ученик может выполнить ряд заданий простых или средних. А сильный ученик выполнит более сложное задание. Такие задания - это пища для ума сильного ученика. Так и должно быть, у всех учащихся разный интеллектуальный потенциал. И нужно дать возможность каждому ученику его проявить. Например, у меня бывший 5а придут в 6а класс как участники ЯКласс. Работаем на этом сайте 2 год. Там задания ещё покруче. И отметки у всех будут разные. Это моё мнение.

Отредактировано 02-08-2017 12:48

Медведева Татьяна Александровна, 20.08.17 в 03:49 1 Ответить Пожаловаться
Очень интересный материал. Задания дифференцированные. Направлены на разный уровень подготовки ребят. Проверяют остаточные знания после лета. А это главное, чтобы знать, с чего начать новый учебный год. К тому же, приучают к форме заданий ГИА. Биологию выбирают учащиеся ежегодно. Спасибо!
Медведева Татьяна Александровна, 20.08.17 в 03:50 1 Ответить Пожаловаться
Добавила себе в избранное, чтобы воспользоваться в новом учебном году!
Чухрий Вера Васильевна, 20.08.17 в 12:35 1 Ответить Пожаловаться
Очень рада, что пригодится. Спасибо!
показать все комментарии Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.