Календарно-тематическое планирование уроков литературы для учащихся 7 класса специальной коррекционной школы VII вида
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ урока |
Наименования разделов и тем |
Плановые сроки прохождения |
Коррекционная работа для детей VII вида |
Планируемые результаты |
|
Введение (1). Выявление уровня литературного развития школьников. Знакомство с учебником. |
Коррекция памяти, мыслительных процессов |
Знать основные идейно-нравственные проблемы литературы, структуру учебника. | |
|
Фольклор (7) Понятие о преданиях. Предания об Иване Грозном и Петре 1. |
Коррекция актуализации памяти, коррекция внимания |
Знать понятие предание, особенности этого жанра. |
|
|
Понятие о былине. Исторические и художественные особенности былин. |
Коррекция памяти, мыслительных процессов |
Уметь различать жанры фольклора, знать понятие былина. |
|
|
Анализ былин «Вольга и Микула Селянинович», «Илья Муромец и Соловей-разбойник» |
Коррекция творческого воображения, мыслительных процессов |
Знать содержание былин «Вольга и Микула Селянинович», «Илья Муромец и Соловей-разбойник» |
|
|
Былина «Садко» |
Коррекция памяти, логического мышления |
Знать содержание былины «Садко» |
|
|
Карело-финский эпос «Калевала» |
Коррекция творческого воображения, мыслительных процессов |
Знать основное содержание эпоса |
|
|
«Песнь о Роланде» |
Коррекция актуализации памяти, коррекция зрительного и слухового внимания |
Уметь выразительно читать и пересказывать |
|
|
Пословицы и поговорки. Мудрость народов мира. Творческая работа «От пословицы не уйти» |
Коррекция памяти, мыслительных процессов |
Знать пословицы и поговорки, уметь объяснять их смысл |
|
|
Древнерусская литература (3) «Повесть временных лет», «Поучение» Владимира Мономаха |
Коррекция памяти, мыслительных процессов |
Понимать значение древнерусской литературы |
|
|
«Повесть о Петре и Февронии Муромских» Фольклорные мотивы. |
Коррекция актуализации памяти, коррекция внимания |
Понимать особенности древнерусской литературы |
|
|
Гимн любви и верности в «Повести о Петре и Февронии Муромских» |
Коррекция творческого воображения, мыслительных процессов |
Владеть элементами анализа текста |
|
|
Литература 18 века (2) Стихотворения М.В. Ломоносова. |
Коррекция памяти, мыслительных процессов |
Знать основные факты биографии М.В. Ломоносова, особенности его творчества |
|
|
Стихотворения Г.Р. Державина. |
Коррекция памяти, логического мышления |
Знать основные факты биографии Г.Р. Державина, особенности его творчества |
|
|
Литература 19 века (27) История в произведениях А. С. Пушкина. |
Коррекция памяти, мыслительных процессов |
Знать основные факты биографии А.С. Пушкина, особенности его творчества |
|
|
А.С. Пушкин. Поэма «Медный всадник». Творческая история создания поэмы. Петербургская повесть. Своеобразие жанра, композиция, конфликт |
Коррекция актуализации памяти, коррекция внимания |
Знать содержание поэмы, владеть элементами анализа текста. |
|
|
А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге». Черты истории и славянской древности |
Коррекция актуализации памяти, коррекция зрительного и слухового внимания |
Знать содержание «Песни..», владеть элементами анализа текста. |
|
|
А.С. Пушкин. Трагедия «Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре) |
Развитие наглядно-образного мышления. Коррекция слухового внимания. |
Знать содержание трагедии, владеть элементами анализа текста. |
|
|
А.С. Пушкин «Станционный смотритель» |
Коррекция актуализации памяти, коррекция внимания |
Знать содержание рассказа, владеть элементами анализа текста. |
|
|
М.Ю. Лермонтов. Биографический очерк. Стихотворения «Молитва» , «Когда волнуется желтеющая нива…» |
Коррекция памяти, мыслительных процессов |
Знать основные факты биографии М.Ю. Лермонтова, особенности его творчества |
|
|
«Песня про царя Ивана Васильевича…»- поэма об историческом прошлом народа. Сюжет, композиция. Главные герои поэмы. Анализ эпизода «Кулачный бой на Москве- реке» |
Коррекция актуализации памяти, коррекция зрительного и слухового внимания |
Знать содержание поэмы, владеть элементами анализа текста. |
|
|
Подготовка к сочинению на тему «История России в произведениях А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова» |
Коррекция творческого воображения, мыслительных процессов |
Уметь составлять план к сочинению, писать рецензии. |
|
|
Н.В.Гоголь. Биографический очерк. Повесть «Тарас Бульба». История создания повести. Эпоха и герои |
Коррекция памяти, мыслительных процессов |
Знать основные факты биографии Н.В. Гоголя, содержание повести |
|
|
Товарищество и братство в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» |
Коррекция памяти, логического мышления |
Владеть элементами анализа текста |
|
|
Художественные особенности в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». |
Коррекция актуализации памяти, коррекция внимания |
Владеть элементами анализа текста |
|
|
Контрольная работа. Подготовка к сочинению по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» |
Коррекция памяти, мыслительных процессов |
Уметь составлять план к сочинению и аргументировать свою точку зрения |
|
|
И.С. Тургенев. Очерк жизни и творчества. Рассказ «Бирюк» |
Коррекция памяти, мыслительных процессов |
Знать основные факты биографии И.С. Тургенева, особенности его творчества |
|
|
Стихотворения в прозе. Особенности жанра. Стихотворения в прозе «Русский язык», «Близнецы», «Два богача» |
Коррекция творческого воображения, мыслительных процессов |
Иметь представление о жанре стихотворения в прозе. |
|
|
Н.А. Некрасов. Жизнь и творчество. Историческая основа поэмы «Русские женщины». |
Коррекция памяти, мыслительных процессов |
Знать основные факты биографии Н.А. Некрасова, особенности его творчества |
|
|
Сюжет, композиция, герои поэмы Н.А. Некрасова |
Развитие наглядно-образного мышления. Коррекция слухового внимания. |
Понимать тему и идею поэмы |
|
|
Стихотворения Н. А. Некрасова «Вчерашний день, часу в шестом», «Размышления у парадного подъезда» |
Коррекция актуализации памяти, коррекция внимания |
Понимать особенности лирического героя в произведениях Н.А. Некрасова. |
|
|
А.К. Толстой «Василий Шибанов», «Князь Михайло Репнин» |
Коррекция памяти, логического мышления |
Знать основные факты биографии А.К. Толстого, особенности его творчества. |
|
|
М.Е. Салтыков- Щедрин. Образ писателя. М.Е. Салтыков- Щедрин и его сказки |
Коррекция памяти, мыслительных процессов |
Знать основные факты биографии М.Е. Салтыкова-Щедрина, особенности его творчества. |
|
|
Сатирическая сказка «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Герои повести. |
Коррекция актуализации памяти, коррекция зрительного и слухового внимания |
Понимать идеи произведения, его иносказательного смысла. |
|
|
Внеклассное чтение. Сказка М.Е. Салтыкова- Щедрина «Дикий помещик». Обличение социальных пороков в сказке М.Е. Салтыкова- Щедрина «Дикий помещик» |
Коррекция аналитического мышления, памяти и внимания. |
Знать содержание сказки, понимать актуальность произведений. |
|
|
Л.Н. Толстой. Детство писателя в Ясной Поляне. Повесть «Детство»- первое произведение писателя |
Коррекция памяти, мыслительных процессов |
Знать основные факты биографии Л.Н. Толстого, особенности его творчества |
|
|
Нравственный смысл поступков в повести Л.Н. Толстого «Детство». |
Коррекция актуализации памяти, коррекция зрительного и слухового внимания |
Понимать сложность внутреннего мира героя |
|
|
А.П. Чехов. Рассказ «Хамелеон». Картина нравов в рассказе |
Коррекция памяти, мыслительных процессов |
Знать основные факты биографии А.П. Чехова, особенности его творчества. |
|
|
Смысл названия рассказа «Хамелеон». Осмеяние трусости и угодничества |
Коррекция творческого воображения, мыслительных процессов |
Владеть элементами анализа текста, уметь выразительно читать |
|
|
Внеклассное чтение. Рассказы А.П. Чехова «Тоска», «Размазня», Злоумышленник» |
Коррекция актуализации памяти, коррекция внимания |
Знать содержание рассказов, владеть элементами анализа текста |
|
|
И.А. Бунин. Судьба и творчество писателя. Рассказ «Цифры» |
Коррекция памяти, мыслительных процессов |
Знать основные факты биографии И.А. Бунина, особенности его творчества |
|
|
И.А. Бунин. Рассказ «Лапти» |
Коррекция памяти, логического мышления |
Владеть элементами анализа текста, уметь выразительно читать |
|
|
Стихотворения В.А. Жуковского, А.К. Толстого, И.А. Бунина. Особенности лирического рода поэзии |
Коррекция творческого воображения, мыслительных процессов |
Понимать связи поэзии с изобразительным искусством и музыкой |
|
|
Русская литература 20 века (12) М. Горький. Понятие о художественной автобиографии. Повесть «Детство». Её автобиографический характер. |
Коррекция памяти, мыслительных процессов |
Знать основные факты биографии М. Горького, особенности его творчества |
|
|
«Яркое, здоровое, творческое в русской жизни». Бабушка, цыганок. Хорошее дело - вера в творческие силы народа |
Коррекция актуализации памяти, коррекция внимания |
Владеть элементами анализа текста |
|
|
Рассказ «Старуха Изергиль»: легенда о Данко |
Коррекция актуализации памяти, коррекция зрительного и слухового внимания |
Знать понятие романтизм, романтический герой, содержание легенды. |
|
|
Л. Андреев. Рассказ «Кусака». Авторское отношение к событиям |
Коррекция памяти, мыслительных процессов |
Знать основные факты биографии Л. Андреева, особенности его творчества |
|
|
А. Платонов. Рассказ «Юшка». Осознание необходимости сострадания, милосердия, недопустимости жестокости. |
Коррекция аналитического мышления, памяти и внимания. |
Знать основные факты биографии А. Платонова, особенности его творчества |
|
|
В. Маяковский. Ранние стихотворения как отражение души поэта. Стихотворения «Послушайте», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» |
Коррекция творческого воображения, мыслительных процессов |
Знать основные факты биографии В.В. Маяковского, особенности его творчества |
|
|
В.В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям», «Скрипка и немножко больше», |
Коррекция актуализации памяти, коррекция зрительного и слухового внимания |
Владеть элементами анализа текста. |
|
|
Подготовка к сочинению на тему «Нужны ли людям сострадание и сочувствие?» |
Коррекция творческого воображения, мыслительных процессов |
Уметь составлять план сочинения, подбирать материалы к сочинению |
|
|
Б.Л. Пастернак «Никого не будет в доме», «Июль». |
Коррекция памяти, мыслительных процессов |
Знать основные факты биографии Б. Пастернака, особенности его творчества |
|
|
А. Т. Твардовский. Пейзажная лирика. |
Коррекция аналитического мышления, памяти и внимания. |
Знать основные факты биографии А.Т. Твардовского, особенности его творчества |
|
|
Внеклассное чтение. Час мужества. Стихотворения о Великой Отечественной войне. |
Коррекция актуализации памяти, коррекция внимания |
Уметь выразительно читать и анализировать поэтический текст |
|
|
Ф.А. Абрамов. Эстетические и нравственные проблемы рассказа «О чем плачут лошади». |
Коррекция творческого воображения, мыслительных процессов |
Знать основные факты биографии Ф.А. Абрамова, особенности его творчества |
|
|
Ю.В. Казаков. Рассказ «Тихое утро». Поведение мальчиков в минуту опасности. Взросление героев |
Коррекция памяти, логического мышления |
Знать основные факты биографии Ю.В. Казакова, особенности его творчества |
|
|
Е.И. Носов. Рассказ «Кукла». |
Коррекция памяти, мыслительных процессов |
Знать основные факты биографии Е.И. Носова, особенности его творчества |
|
|
Е.И. Носов. Рассказ «Живое пламя». |
Коррекция актуализации памяти, коррекция зрительного и слухового внимания |
Владеть элементами анализа текста |
|
|
Д.С. Лихачев «Земля родная» |
Коррекция актуализации памяти, коррекция внимания |
Знать основные факты биографии Д.С. Лихачева, особенности его творчества |
|
|
М.М. Зощенко «Беда» |
Коррекция актуализации памяти, коррекция внимания |
Знать основные факты биографии М.М. Зощенко, особенности его творчества |
|
|
Внеклассное чтение. Стихотворения о родной природе поэтов XX века. Стихи В. Брюсова, Ф.Сологуба, Н. Заболоцкого, Н. Рубцова |
Коррекция памяти, логического мышления |
Понимать особенности пейзажной лирики |
|
|
Песни на стихи русских поэтов 20 века. |
Коррекция творческого воображения, мыслительных процессов |
Владеть элементами анализа поэтического текста |
|
|
Зарубежная литература (6) Р. Бёрнс. Стихотворение «Честная бедность». |
Коррекция памяти, мыслительных процессов |
Знать основные факты биографии Р. Бернса, особенности его творчества |
|
|
Д.Г. Байрон. Стихотворение «Ты кончил жизни путь…». |
Коррекция творческого воображения, мыслительных процессов |
Знать основные факты биографии Д.Г. Байрона, особенности его творчества |
|
|
Японские трёхстишия (хокку) |
Коррекция актуализации памяти, коррекция внимания |
Понимать своеобразную красоту и мудрость японских хокку |
|
|
О. Генри. Рассказ «Дары волхвов» |
Коррекция актуализации памяти, коррекция зрительного и слухового внимания |
Знать основные факты биографии О. Генри, особенности его творчества |
|
|
Р. Бредбери «Каникулы» |
Коррекция творческого воображения, мыслительных процессов |
Знать основные факты биографии Р. Бредбери, особенности его творчества |
|
|
Детективная литература. |
Коррекция памяти, логического мышления |
Уметь отличать хорошую детективную литературу от низкопробной |
|
|
Литературная викторина. |
Коррекция актуализации памяти, коррекция внимания |
Уметь строить монологические высказывания |
|
ИТОГО: 68 |