Ислам в Тюменском регионе.
Тюменская область – многонациональный регион. Национальных конфликтов, как в других регионах, у нас нет. На сибирской земле сохранились отношения между людьми на основе терпимости и толерантности. «Лидеры Автономии сибирских татар – люди с большим жизненным опытом, авторитетные и образованные. Они видят разницу между такими понятиями как «национальная гордость» и «национальное чванство» и проводят большую разъяснительную работу среди народа»,- отметил Мальчевский Алексей Владимирович.
В наше время в жизни мусульман Сибири много положительных изменений: многократно увеличилось число мечетей, везде действуют религиозные объединения, даже в самых маленьких селениях. В Уватском районе есть одна национальная деревня – Уки.
«В годы гонения действующая мечеть здесь была закрыта, здание отдали под библиотеку и дом культуры. Но люди того поколения- Бакиева Мунира, Айданов Бари, Мухаметчанов Абдулла сумели сохранить веру. После ухода их из жизни дело продолжили Садыкова Гульзиян, Айданова Сарвар. В своих домах они устраивали чтения духовной литературы, вели пропаганду национальных традиций. Религиозные праздники в деревне отмечались наряду с красными днями календаря. Нашлись и следующие преемники дела- Мухамедъярова Муршида, Ибрагимова Фарида. В 1988 году приезжая бригада строителей согласилась разобрать столетнее здание мечети. Рядом построили здание дома культуры, а кочегарку сделали из бревен мечети. Вскоре вспыхнул пожар, начавшийся в кочегарке, и здание днем полностью сгорело.
В деревню вернулся Ахтам-хаджи Мухаметчанов, человек светлой души, он возглавил общину. Укинцы начали делать сборы для постройки новой мечети, на помощь пришел мусульманский мир. Арабы выделили сумму на постройку мечети, и за 2,5 месяца в деревне построили новое здание мечети. Сюда потянулись и другие мусульмане из Уватского района, они приезжают на праздники, делают подарки для мечети. Религия в деревне возродилась полностью. Сейчас действует мечеть, ни один праздник не начинается с благословления муллы». (Рябикова Ханифа Ариповна, газета «Янарыш» от 24 ноября 2000 года).
Районная администрация поддерживает деятельность общины и материально, и морально. Глава районной Думы Юрий Олегович Свяцкевич принимает активное участие в проведении религиозных праздников.
1Религиозные деятели свободно выступают с проповедями, ведут пропаганду учения своей религии. В 1994-95 годы многие пожилые укинцы и дети научились арабской грамоте у приезжих арабов- миссионеров. Занятия проводились в здании мечети.
Роль ислама, школы, мечети в духовном воспитании татар.
Родители имеют право воспитывать детей основам религии. Во многих населенных пунктах Тюменской области действуют мечети и школы, где преподают основы религии.
В Уках, когда функционировала национальная школа, был введен спецкурс «Уроки жизни». А вела их отличник просвещения - Рябикова Рита Чарулловна. Уроки были очень интересны, содержательны. Школа делилась опытом по теме «Воспитание нравственности на основе народной педагогики», проводились семинары на районном и областном уровнях.
«Уроки жизни» привлекали внимание и журналистов , вот из интервью с учителем Рябиковой : « …На занятиях подчеркиваю значение тех или иных черт, присущих татарскому народу: гостеприимства, уважения и почтения к старшим. Сейчас большое влияние на воспитание нравственности подрастающего поколения оказывают соблюдение религиозных канонов, проведение совместных праздников, сохранение традиций народа, которые учат правилам поведения. На «уроках жизни» я не делаю упор на религиозную основу, об этом наши ученики узнают из тех уроков в мечети, где они овладевают знаниями арабской грамоты, знанием Корана. Но к этому дети должны подойти осознанно, потому такое приобщение происходит в старших классах. На своих же занятиях я веду разговор о национальных праздниках и, не отрицая религиозную основу, подчеркиваю то воспитательное значение, духовное наследство, которое передают такие понятия, как Рамазан, Ураза-байрам, Курбан-байрам, Навруз. Дети, участвуя в праздниках, приобщаются к чувству единства и сопричастности к мусульманской цивилизации. Еще, что очень важно, я всегда подчеркиваю, что Уки, как самобытное татарское село, выжило благодаря устоям, традиционно здесь сложившимся, сохранив свои национальные, культурные, духовные корни. Мы не затерялись в сложной экономической ситуации, выстояли, в отличие от других татарских сел не смешались с другими народами, сохранив свою самобытность». (газета «Уватские известия» от 18 февраля 2000 года).
К великому сожалению, согласно приказу о реструктуризации сельских малокомплектных школ Укинская национальная школа – центр культуры – прекратила свое существование в 2005 году. Такая же участь постигла в России многие малокомплектные школы.
Хочется вспомнить мысли Ушинского о необходимости учета национальных особенностей, обычаев как ведущего фактора воспитания детей. Он считал, что если воспитание не хочет быть бессильным, оно должно быть народным и пронизано народностью. Не должно быть единообразной системы воспитания для всех народов, так как нельзя жить по образцу другого народа, как бы заманчив не был этот образец, точно тек же нельзя воспитывать по другой педагогической системе, как бы ни была она стройна и хорошо продумана. Каждый народ в этом отношении должен питать собственные силы. (Ушинский 1989; 162-163).
В некоторых школах введены курсы по изучению основ религии, духовной литературы.Такие курсы направлены на расширение культурных горизонтов детей, учат понимать мир во всем многообразии. Несмотря на светский характер обучения предмету, здесь есть почва для формирования нравственности. Сама идея изучения религиозных культур соответствует европейской концепции развития многообразия культур и многоязычия. Дети растут более успешными, владеют языками, толерантны, знают и понимают мировую культуру и уважают ее. Ущемление религиозных прав на свободу совести и вероисповедания в продолжение многих десятилетий отрицательно сказалось и на нравственности и на культуре народов страны. Дети могут и не стать глубоко верующими, но в любом случае культура у них будет выше. Профессор Нигматов, определяя роль религии в формировании гуманистических, нравственных качеств, отмечает, что «ислам и проповедуемая им нравственность не только не противоречат общечеловеческим ценностям, а, напротив, усиливают их, способствуют их закреплению, подводят молодежь к истине: только чистые помыслы, высокая нравственность есть точка опоры в любых обстоятельствах. Чистота духовная и физическая, культивируемая исламом, испокон веков источала силу духа. Загрязнение окружающей среды есть не что иное, как следствие загрязнения человеческих душ».
« Народ не должен терять своего нравственного авторитета ни при каких обстоятельствах. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи. Национальные отличия сохранятся и в XXI веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний». Эти слова академика Лихачева обращены к нам. Сегодня религиозная культура народов должна стать источником духовно – нравственного воспитания.
Добро и зло – понятия вечные.
В целом межконфессиональные отношения в регионе можно охарактеризовать как спокойные. Христианские, мусульманские, иудейские организации взаимодействуют по ряду вопросов в рамках конгресса религиозных объединений области. Протестантские церкви координируют общественную деятельность в рамках Совета христианских церквей. Хорошей традицией стало участие православных, протестантских, мусульманских и иных религиозных организаций в круглых столах, посвященных социальной деятельности, работе с лицами, находящимися в местах лишения свободы, с подрастающим поколением, на которых обсуждаются дальнейшие пути совершенствования социального служения людям
К сожалению, многие трактуют содержание Корана совершенно неправильно, искажая его так, как им выгодно для достижения своих корыстных целей. Эта книга стала учебником жизни более чем для миллиарда человек на Земле. Но мусульмане разные.
У большинства из нас сердца наполнены любовью к людям, чистотой и добросердечием. Но есть и такие, у кого в сердце – болезнь ненависти. Многие читают Коран с благоговением, слыша в нем ноты добра. А некоторые ищут в нем оправдание своим злым деяниям. Многие с искренним уважением относятся к образу великого Мухаммеда. Но иные не считаются с его заветами и почитают его только на словах. И поэтому думается, что мусульманская интеллигенция должна раскрыть трагическую тайну Корана, заключающуюся в том, что он дает путь к добру, а злобные люди видят в нем путь к ненависти. Разгадка этой тайны состоит в том, что в Коране есть преходящее и вечное, и надо поставить между ними непреодолимую преграду, как между пресным и соленым водоемом.
Религиозная культура во все времена была фактором нравственности, духовного развития общества. Настало время вернуться к осмыслению, пониманию и изучению культурно- нравственных ценностей религий, ибо дальнейшее существование человека на земле будут определять его духовные приоритеты. Мы входим в новый век с благими намерениями научить ребенка, подрастающее поколение жить в современном ему обществе. Главное - сохранить целостность, духовность. В Сибири сохранились хорошие традиции, людей никогда не делили по цвету глаз, волос, кожи. Главным было то, какой человек – способен ли он подставить плечо или нет. Эти принципы вошли в кровь, в сознание сибиряков.
Оценивая недавнее прошлое, нельзя не согласиться с тем, что немалую роль в процессах этнокультурного развития сыграло освоение Тюменского нефтегазового комплекса. За эти годы создался конгломерат людей разных национальностей, которые были увлечены одним общим и великим делом. А когда дело великое, люди занимаются им с увлечением. Общие интересы, дела всегда объединяют людей.
В нашей области не существует предвзятого отношения к какой-либо национальности. Другой вопрос, что иногда отдельные представители того или иного народа своим некорректным поведением вызывают негативную реакцию не только по отношению к себе, но и в целом к своей национальности. Каждый должен понять , что он является частью своего народа и несёт ответственность перед ним за доброе имя своей национальности. И уж тем более смешно, когда кто – то пытается доказать свою исключительность своим происхождением или национальностью, забывая, что это данность от рождения. Поэт Расул Гамзатов сказал: « Люди – они и есть люди, и произошли они от людей, и только потом они становятся змеями или орлами»!
Самую высокую оценку роли ислама у сибирских татар дает Юшков. Он отмечает: «Благодаря исламу сибирские татары имеют нрав тихий, общительный, раздоры между ними встречаются редко… Нельзя у них отнять великодушия, ловкости и вежливости в обращении между собой… Убеждения татар в превосходности своей религии так тверды, кажется ничто в мире не может поколебать их убеждений». Безусловно, такое состояние общества является следствием проживания сибирских татар по канонам ислама в течение многих веков. Благодаря исламским традициям у сибирских татар укрепилось стремление обучать детей обоего пола, уважительное отношение к религиозной и светской книге. Благодаря исламским традициям удалось сохранить личную и общественную нравственность. Религия обладает силой, способной внести покой в душу каждого человека, гармонизировать отношения между людьми разных вероисповеданий и разных национальностей. Тем самым она может придавать устойчивость, стабильность обществу в целом и его дальнейшему развитию. Религия может быть также дестабилизирующим фактором, если не установлено межконфессиональное взаимодействие, взаимопонимание и веротерпимость (пример, Ирландия, Ближний Восток).
Национальная политика в регионе.
В настоящее время в области функционируют около 23 национальных общественных объединений, более 200 религиозных организаций и общин различных конфессий. Работают центры русской, татарской, чувашской, немецкой, хантыйской, мансийской и ряда других культур. На русском, украинском, татарском, немецком, чувашском, ненецком, хантыйском и мансийском языках издаются газеты и страницы книг, работают три редакции национального телерадиовещания. Все это способствует усилению роста национального самосознания каждого народа, этнической группы, проживающей в области, развитию языка, образования, культуры, возрождению обрядов, обычаев разных народов, формированию и установлению гражданского согласия в регионе. (Садыков К.С. 38)
Большой популярностью пользуются в регионе «Сулеймановские чтения». « Помня о Булате Сулейманове, гордившимся тем, что он – сибирский татарин, выросший в России, организаторы не ограничились изучением творчества одного поэта. Темы исторической судьбы сибирских татар, места религии в их жизни, контакты с их этносами, сохранения культуры и родного языка, особенности локальных, соотношение этнического самосознания с принадлежностью к российской нации т.д. привлекли внимание ученых и общественных деятелей не только из числа тюменцев. За прошедшие годы «Сулеймановские чтения» обрели статус Всероссийской научно-практической конференции, став крупнейшим в регионе ежегодным тюркологическим форумом. Сопутствующие конференциям культурные акции и Круглые столы в Тюмени, Тобольске, Ембаево, Янтыке позволили привлечь к их работе широкие слои населения области. (Ярков Александр.5, №10)
Усиление роли религии в жизни общества идет параллельно с ростом явлений, которые подрывают устои государства, ведут к его дестабилизации. По данным авторитетных научных учреждений, у современной молодежи наблюдается более высокий уровень нетерпимости к последователям других религий, других народам. Хочется сосредоточить внимание на проблемах, решение которых может повысить роль религии и религиозных организаций в устойчивом развитии общества. Сто с лишним больших и малых народов, относящихся к множеству религиозных направлений, проживают в России. Поэтому устойчивое развитие страны во многом зависит от того, насколько общество глубоко и всесторонне будет учитывать такой немаловажный фактор, сумеет обеспечить равенство всех религий и религиозных организаций. Данный фактор приобретает особое значение в связи с резким возрастанием национального и религиозного сознания.
Как представляется, характер воздействия религии на состояние и развитие общества во многом зависит от отношений, складывающихся между верующими разных вероисповеданий, их религиозными организациями. Особое значение будет иметь отношение между православными и мусульманами, Русской православной церковью и Духовным управлением мусульман. Подчеркну лишь аспекты, указывающие на исключительную важность этих отношений. Почти сорок наций и народностей России, исповедующие ислам, являются не пришельцами в России, а живут на своей исторической родине, там, где покоится прах их предков. Ислам является неотъемлемой частью их мышления и образа жизни, основой национальной культуры, и этим надо считаться.
Ислам займет подобающее ему место в жизни общества лишь тогда, когда по достоинству будут оценены его духовно – нравственный потенциал, возможности благотворного воздействия на умы не только мусульман, но и общества в целом. А потенциал этот огромен. И, что очень важно, в полной мере соответствует потребностям российского общества. Наше общество, как всем хорошо известно, страдает от бездуховности, засилья насилия и преступности, и многих других человеческих пороков.
Оставляет желать много лучшего отношение людей к труду, к родным местам, мера их ответственности за судьбы стариков и детей. Не миновали эти недуги и мусульман. Однако, по сравнению с последователями других религий, мусульман в меньшей степени коснулись разрушительные силы. Среди мусульман значительно меньше (на душу населения) алкоголиков и наркоманов, а многим мусульманским народам вообще чужды женский алкоголизм и наркомания. У мусульман, практически нет брошенных на произвол судьбы стариков и детей, очень мало детей состоящих на учете в детской комнате милиции. Меньше, наконец, больных венерическими болезнями, в том числе и СПИДом.
Прошли века, наложившие свой неизгладимый отпечаток на народ, носящий гордое имя – Сыбыры – сибирские татары. Что-то мы сберегли, что-то утратили на крутых поворотах истории, но осталось самое главное – желание помнить и беречь прошлое, сохранить себя для будущего
Заключение.
В результате исследования мы приходим к следующим выводам:
- ислам с самого начала распространения в Сибири носил прогрессивный характер, благоприятствовал развитию культуры, образованности сибирских татар, был важным фактором просвещения и культурного роста.
- ислам просуществовал в регионе более 600 лет, сегодня служит мощным орудием в воспитании духовной культуры мусульман, помогает выжить в трудные времена, сохранить национальное самосознание, помогает сотрудничать с другими народами , жить с ними в добрососедстве, быть толерантными.
Положительно, эффективно ислам может воздействовать на мусульман региона при условиях:
- продолжения распространения и пропаганды нравственных ориентиров ислама, особенностей поведения, обобщение знаний, освоение теоретических положений, использование их в жизни. Сохранение этнической культуры требует усилий со стороны национальной общности, общества.
-формирования устойчивого интереса молодежи к основам духовных ценностей своего народа, истории, культуры. В современных условиях при организации образования среди тюркоязычного населения есть необходимость учесть исламскую модель образования, в основе которого лежат принципы социальной справедливости и идея о всемирном гуманистическом характере исламской культуры.
-поддержки национальной политики властями, материальная и моральная поддержка. Интересы малых народов должны быть защищенными. Нужна реальная помощь государственных структур. При соблюдении этих условий формирование этнической духовной культуры мусульман Сибири будет комплексным, охватит все стороны его жизни, поможет в дальнейшем сохранить свое национальное самосознание.