12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Климова Елена Викторовна993 Обожаю исследовательские проекты. Веду литературный кружок для школьников при детской городской библиотеке им. М. Дудина Россия, Ленинградская обл., Шлиссельбург |
Проект: Преемственность в работе детского сада и школы «Скоро в школу» для старших дошкольников с ЗПР
2017-2018 учебный год
Проект: преемственность в работе детского сада и школы
«Скоро в школу»
Для старших дошкольников с ЗПР
Составитель проекта: учитель – дефектолог Климова Е.В.
Шлиссельбург
Паспорт проекта:
Участники:
-дети старшего возраста с ЗПР;
-воспитатели, учитель-дефектолог;
- учителя и ученики СОШ №1г.Шлиссельбурга
Вид проекта:
-долгосрочный 2017-2018 г.
-Образовательный, тематический
Задачи и цели проекта
Проект имеет такие цели:
• Формирование желания к обучению в школе;
• Объяснение значимости труда школьного учителя;
• Обогащение детей с ЗПР знаниями о профессии учителя и о школьном образовании.
В связи с целями можно выделить такие задачи:
• Образовательная. У ребенка с ЗПР нужно сформировать и закрепить представления и знания о школе.
• Развивающая. Необходимо развить интерес к школе, желание обучаться в ней. Детей знакомят с самой школой, объясняют им школьные понятия (урок, перемена и т. д.), приучают связно общаться.
• Воспитательная. Ребенка учат уважать труд учителя, правильно вести себя в школе, воспитывают дисциплину.
Актуальность
Время обучения в детском саду пролетает быстро, малыши быстро растут, и вот уже не за горами первый школьный класс. Поступая в начальную школу, выпускникам ДОУ необходимо приспособиться к новым условиям. Адаптация к школе у всех происходит по-разному: одни с нетерпением ждут первого учебного дня, готовят рюкзаки и принадлежности, другие нервничают по поводу поступления в школу, а третьи вообще не хотят идти учиться.
Каждый ребенок относится к этому по-своему, тем не менее, привыкать к школе придется им всем. Чтобы помочь деткам привыкнуть к школьной жизни, был создан проект о преемственности школы и детского сада.
Введение:
Почему преемственность необходима?
Преемственность позволяет установить связи между смежными звеньями, чтобы в будущем последовательно решать задачи в воспитательно- обучающем процессе детей. Она предполагает передачу в школу детей с подходящим уровнем воспитанности и развития, который будет отвечать всем школьным требованиям, а также опирается на знания, качества и умения, ранее приобретенные дошкольниками.
Чтобы осуществить преемственность между садиком и школой, определяют подходящее содержание и воспитание детей, а также приемы, методы и формы для организации воспитания и обучения.
Чтобы обеспечить детям грамотную и комфортную адаптацию к школе, был создан проект «Преемственность работы детского сада и школы».
Детей нужно подготавливать к школьному обучению.
Насколько ребенок будет хорошо обучаться в школе, зависит от его физической и психологической подготовки. Федеральный образовательный стандарт предполагает создание условий для хорошей социализации ребенка, его развития в инициативном, познавательном и творческом планах. Для этого используются соответствующие возрасту виды деятельности. Нужно активировать процесс дошкольного воспитания и сформировать интерес к различным учебным дисциплинам.
Учебная деятельность потребует высокой внимательности, хорошей памяти, умения контролировать поведение, быть ответственным, дисциплинированным, организованным, самостоятельным и т. д.
Важно подготовить ребенка психологически, воспитывая в нем волю и нравственную основу. Моральные качества помогут влиться в школьный коллектив: он должен быть готов не только к занятиям, но и к социальной роли ученика, предполагающей новые обязанности и права.
Для более полного осуществления преемственности, которая достигается на основе проведения совместных мероприятий, совместной деятельности педагогов ДОУ и начальной школы, совместной подготовки педагогов ДОУ и учителей начальной школы к осуществлению преемственности, организации единого образовательного пространства, использования преемственных технологий, форм и методов обучения и воспитания и был разработан данный проект в соответствии с ФГОС.
Этапы проекта:
Подготовительный | Основной | Заключительный |
Мониторинг | Ознакомление детей с помещениями школы, учителями, учениками, формами и методами работы. | Продуктивная деятельность |
Беседы с детьми, о предстоящей деятельности | Организация совместного творческого вечера с элементами театрализации. | Ожидаемые результаты |
Анкетирование родителей | Уточнение и систематизация сведений детей об особенностях обучения в школе. Участие в мастер – классах. | Проведение заключительного мониторинга процесса адаптации детей с ЗПР к школе |
Заключение соглашения о совместной деятельности со школой | Формирование представлений детей о школе, как источнике знаний. | |
Составление совместного плана работы со школой над проектом | Участие детей в открытых занятиях для организации возможности продемонстрировать свои успехи в развитии и постижении программ ДОУ. |
Мониторинг №1: Опрос детей старшего дошкольного возраста «Готовность ребёнка к школе» (составитель опросника: учитель-дефектолог Климова Е.В.)
-обследование психологической готовности детей к школе
-наблюдение за детьми в процессе продуктивной деятельности на занятиях и в самостоятельной игре.
Опросник «Готовность ребёнка к школе:
Вопросы | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Хочешь ли ты идти в школу? | 6 | 3 | 6 | 5 | 2 | 4 |
Привлекает ли тебя в школе то, что ты там много узнаешь? | 6 | 2 | 7 | 4 | 1 | 4 |
Степень стеснительности ребёнка в присутствии незнакомых взрослых. | 6 | 1 | 4 | 5 | 5 | 3 |
Знает ли ребёнок свой адрес и название города, в котором он живет | 5 | 2 | 2 | 5 | 8 | 4 |
Знает ли ребёнок название страны и её столицы. | 5 | 2 | 3 | 5 | 7 | 5 |
Знает ли ребёнок имена и отчества своих родителей и месте их работы | 5 | 1 | 3 | 4 | 6 | 4 |
Знает ли ребёнок времена года, их последовательность и основные признаки | 3 | 1 | 2 | 3 | 4 | 3 |
Знает ли ребёнок названия месяцев, дней недели | 2 | 1 | 1 | 2 | 3 | 2 |
Знает ли ребёнок основные виды деревьев и цветов | 3 | 1 | 2 | 2 | 4 | 3 |
Знает ли ребёнок домашних и диких животных и их детёнышей | 3 | 2 | 4 | 4 | 6 | 3 |
Итог: | 42 | 18 | 37 | 39 | 45 | 35 |
*Имена детей зашифрованы под номерами.
Обследование идёт по десяти-бальной системе. Баллы складываются.
10 баллов – полный ответ, уверенность в знаниях
9 баллов - полный ответ, неуверенность в знаниях
8 баллов - полный ответ с небольшими недочётами, неуверенность в знаниях
7 баллов - полный ответ с незначительной помощью педагога
6 баллов - полный ответ по наводящим вопросам педагога
5 баллов – отвечает на часть вопроса самостоятельно
4 баллов - отвечает на часть вопроса с незначительной помощью педагога
3 баллов - отвечает на часть вопроса по наводящим вопросам педагога
2 баллов - отвечает на часть вопроса, допустив множество ошибок
1 баллов – неверный ответ или отказ от ответа
Результаты мониторинга приведены в диаграммах
Мониторинг №2: Опрос детей старшего дошкольного возраста «Готовность ребёнка к школе» (составитель опросника: учитель-дефектолог Климова Е.В.)
-обследование психологической готовности детей к школе
-наблюдение за детьми в процессе продуктивной деятельности на занятиях и в самостоятельной игре.
Опросник «Готовность ребёнка к школе:
Вопросы | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Хочешь ли ты идти в школу? | 8 | 5 | 8 | 6 | 3 | 6 |
Привлекает ли тебя в школе то, что ты там много узнаешь? | 7 | 4 | 8 | 5 | 2 | 7 |
Степень стеснительности ребёнка в присутствии незнакомых взрослых. | 7 | 3 | 5 | 5 | 6 | 5 |
Знает ли ребёнок свой адрес и название города, в котором он живет | 7 | 4 | 4 | 6 | 8 | 5 |
Знает ли ребёнок название страны и её столицы. | 7 | 5 | 5 | 7 | 8 | 6 |
Знает ли ребёнок имена и отчества своих родителей и месте их работы | 5 | 3 | 6 | 7 | 8 | 5 |
Знает ли ребёнок времена года, их последовательность и основные признаки | 4 | 3 | 3 | 4 | 5 | 4 |
Знает ли ребёнок названия месяцев, дней недели | 3 | 2 | 2 | 4 | 4 | 3 |
Знает ли ребёнок основные виды деревьев и цветов | 5 | 3 | 4 | 5 | 7 | 4 |
Знает ли ребёнок домашних и диких животных и их детёнышей | 5 | 4 | 7 | 6 | 8 | 5 |
Итог: | 58 | 36 | 52 | 55 | 59 | 50 |
ВЫВОД: в сентябре 2017 года был проведен мониторинг на начало проекта, можно сделать вывод, что среди старших дошкольников с ЗПР есть пробелы в знаниях времена года, названиях месяцев, недели, окружающего мира, виден низкий уровень психологической готовности и мотивации к обучению в школе.
В ноябре 2017 года мы провели промежуточный мониторинг, где мотивация детей к предстоящему обучению в школе существенно повысилась.
Анкетирование родителей: «Готовность ребёнка к школе» (составитель опросника: учитель – дефектолог Климова Е.В.)
1 | Хочет ли ваш ребёнок в школу? | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 |
2 | Чувствуете ли вы, что Ваш ребёнок психологически готов к школе? | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
3 | Достаточно ли он самостоятельный? | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
4 | Развита ли у него волевая сфера? | 0 | 0 | 0 | 0 | 2 | 1 |
5 | Готов ли Ваш ребёнок усидчиво заниматься 30 и более минут подряд? (например: собирать конструктор, раскрашивать) | 2 | 0 | 0 | 0 | 2 | 0 |
6 | Поддерживаете ли Вы проект по преемственности детского сада и школы и готовы ли помогать педагогам? | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
Ответы в форме: ДА=3, НЕТ=1, НЕ ЗНАЮ=2
Результаты анкетирования родителей:
ВЫВОД: На основе представленных данных можно с уверенностью сказать, что большинство родителей поддерживают проект по преемственности детского сада и школы и готовы помогать педагогам.
План совместных мероприятий по преемственности детского сада и школы
муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад Золотой ключик» и МБОУ «ШСОШ №1» для детей с ЗПР (гр. «Карамельки») в рамках соглашения о сотрудничестве от 01.09.2017года.
Экскурсия детей ЗПР подготовительной подгруппы «Карамельки» по школе. Рабочее место ученика. (ноябрь)
Организация совместных праздников для учащихся начальной школы и гр. «Карамельки»- «Здравствуйте, дорогие гости» (декабрь)
День открытых дверей в школе. Мастер классы для дошкольников. (январь)
Открытое занятие в подготовительной подгруппе ЗПР (гр. Карамельки) для учителей начальной школы. (апрель)
Основной этап:
Реализация проекта:
Формы преемственных связей
Как можно осуществлять преемственные связи?
Чтобы подготовить детей к обучению, необходимо установить связи и сотрудничество между школой и детским садом. Знакомя дошкольников со школой, можно расширить у них представления о школе, развить желание и интерес учиться там.
Организовать работу с детьми по ФГОС можно разными способами:
• Утренники, праздники, мероприятия, музыкально-литературные вечера;
• Школьные экскурсии;
• Организация выставок поделок и рисунков и т. д.
Связь между детьми с ЗПР и школьниками нужно поддерживать весь год.
Методы:
Игровой метод:
(дидактические игры, инсценировки, подвижные игры).
Словесный метод:
(чтение стихов; беседы;)
Практические методы:
(совместные действия, выполнение поручений)
Наглядный метод:
(показ, наблюдения, рассматривание, использование театров)
Принципы:
В основу игр заложены три основных принципа- интерес, познание, творчество.
Каких результатов мы ожидаем?
• У детей будут сформированы представления о школе (об учениках, учительском труде и т. д.).
• Знакомство со школьными принадлежностями: ребенок узнает, для чего нужны и как используются портфель, учебники, пенал, тетради, мел.
• Сформированное желание обучаться в школе и стать учеником первого класса.
• Появление интереса к обучению, его выражение через самостоятельные игры и рисунки.
• Психологическая готовность учиться, соблюдать правила поведения и школьного распорядка, быть ответственным и самостоятельным.
• Творческое выражение дошколят при подготовке и проведении общего открытого занятия.
• Родители понимают важность психологической подготовки в период дошкольного возраста.
Заключение
Преемственность заложена в природе детского воспитания и обучения. Под ней понимается переход от одной ступени к другой, которая выражена в сохранении и изменении содержания и методов воспитательно-обучающих технологий.
Этот проект был разработан в соответствии с правилами ФГОС, чтобы качественно осуществить преемственность, которая будет достигнута на основе совместной подготовки и деятельности сотрудников ДОУ и учителей начальной школы, организации и использования общего образовательного пространства, методов и форм воспитания и обучения.
Я считаю, что процесс преемственности в обучении дошкольников и качественная подготовка каждого ребёнка необходимы для успешной адаптации детей с ЗПР в школе.
Список литературы:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013г. №1155
2. Нищева Н.В. Примерная программа коррекционно-развивающей работы логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи ( с 3 до 7 лет). - СПБ ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСВО-ПРЕСС», 2013. -560 С.
3. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная
программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С.
Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАЙКА - СИНТЕЗ, 2014.