12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Климова Елена Викторовна993
Обожаю исследовательские проекты. Веду литературный кружок для школьников при детской городской библиотеке им. М. Дудина
Россия, Ленинградская обл., Шлиссельбург

2017-2018 учебный год

Проект: преемственность в работе детского сада и школы

«Скоро в школу»

Для старших дошкольников с ЗПР

Составитель проекта: учитель – дефектолог Климова Е.В.

Шлиссельбург

 

Паспорт проекта:

Участники:

-дети старшего возраста с ЗПР;

-воспитатели, учитель-дефектолог;

- учителя и ученики СОШ №1г.Шлиссельбурга

Вид проекта:

-долгосрочный 2017-2018 г.

-Образовательный, тематический

Задачи и цели проекта

Проект имеет такие цели:

• Формирование желания к обучению в школе;

• Объяснение значимости труда школьного учителя;

• Обогащение детей с ЗПР знаниями о профессии учителя и о школьном образовании.

В связи с целями можно выделить такие задачи:

• Образовательная. У ребенка с ЗПР нужно сформировать и закрепить представления и знания о школе.

• Развивающая. Необходимо развить интерес к школе, желание обучаться в ней. Детей знакомят с самой школой, объясняют им школьные понятия (урок, перемена и т. д.), приучают связно общаться.

• Воспитательная. Ребенка учат уважать труд учителя, правильно вести себя в школе, воспитывают дисциплину.

Актуальность

Время обучения в детском саду пролетает быстро, малыши быстро растут, и вот уже не за горами первый школьный класс. Поступая в начальную школу, выпускникам ДОУ необходимо приспособиться к новым условиям. Адаптация к школе у всех происходит по-разному: одни с нетерпением ждут первого учебного дня, готовят рюкзаки и принадлежности, другие нервничают по поводу поступления в школу, а третьи вообще не хотят идти учиться.

Каждый ребенок относится к этому по-своему, тем не менее, привыкать к школе придется им всем. Чтобы помочь деткам привыкнуть к школьной жизни, был создан проект о преемственности школы и детского сада.

Введение:

Почему преемственность необходима?

Преемственность позволяет установить связи между смежными звеньями, чтобы в будущем последовательно решать задачи в воспитательно- обучающем процессе детей. Она предполагает передачу в школу детей с подходящим уровнем воспитанности и развития, который будет отвечать всем школьным требованиям, а также опирается на знания, качества и умения, ранее приобретенные дошкольниками.

Чтобы осуществить преемственность между садиком и школой, определяют подходящее содержание и воспитание детей, а также приемы, методы и формы для организации воспитания и обучения.

Чтобы обеспечить детям грамотную и комфортную адаптацию к школе, был создан проект «Преемственность работы детского сада и школы».

Детей нужно подготавливать к школьному обучению.

Насколько ребенок будет хорошо обучаться в школе, зависит от его физической и психологической подготовки. Федеральный образовательный стандарт предполагает создание условий для хорошей социализации ребенка, его развития в инициативном, познавательном и творческом планах. Для этого используются соответствующие возрасту виды деятельности. Нужно активировать процесс дошкольного воспитания и сформировать интерес к различным учебным дисциплинам.

Учебная деятельность потребует высокой внимательности, хорошей памяти, умения контролировать поведение, быть ответственным, дисциплинированным, организованным, самостоятельным и т. д.

Важно подготовить ребенка психологически, воспитывая в нем волю и нравственную основу. Моральные качества помогут влиться в школьный коллектив: он должен быть готов не только к занятиям, но и к социальной роли ученика, предполагающей новые обязанности и права.

 

Для более полного осуществления преемственности, которая достигается на основе проведения совместных мероприятий, совместной деятельности педагогов ДОУ и начальной школы, совместной подготовки педагогов ДОУ и учителей начальной школы к осуществлению преемственности, организации единого образовательного пространства, использования преемственных технологий, форм и методов обучения и воспитания и был разработан данный проект в соответствии с ФГОС.

Этапы проекта:

Подготовительный

Основной

Заключительный

Мониторинг

Ознакомление детей с помещениями школы, учителями, учениками, формами и методами работы.

Продуктивная деятельность

Беседы с детьми, о предстоящей деятельности

Организация совместного творческого вечера с элементами театрализации.

Ожидаемые результаты

Анкетирование родителей

Уточнение и систематизация сведений детей об особенностях обучения в школе. Участие в мастер – классах.

Проведение заключительного мониторинга процесса адаптации детей с ЗПР к школе

Заключение соглашения о совместной деятельности со школой

Формирование представлений детей о школе, как источнике знаний.

 

Составление совместного плана работы со школой над проектом

Участие детей в открытых занятиях для организации возможности продемонстрировать свои успехи в развитии и постижении программ ДОУ.

 

Мониторинг №1: Опрос детей старшего дошкольного возраста «Готовность ребёнка к школе» (составитель опросника: учитель-дефектолог Климова Е.В.)

-обследование психологической готовности детей к школе

-наблюдение за детьми в процессе продуктивной деятельности на занятиях и в самостоятельной игре.

Опросник «Готовность ребёнка к школе:

Вопросы

1

2

3

4

5

6

Хочешь ли ты идти в школу?

6

3

6

5

2

4

Привлекает ли тебя в школе то, что ты там много узнаешь?

6

2

7

4

1

4

Степень стеснительности ребёнка в присутствии незнакомых взрослых.

6

1

4

5

5

3

Знает ли ребёнок свой адрес и название города, в котором он живет

5

2

2

5

8

4

Знает ли ребёнок название страны и её столицы.

5

2

3

5

7

5

Знает ли ребёнок имена и отчества своих родителей и месте их работы

5

1

3

4

6

4

Знает ли ребёнок времена года, их последовательность и основные признаки

3

1

2

3

4

3

Знает ли ребёнок названия месяцев, дней недели

2

1

1

2

3

2

Знает ли ребёнок основные виды деревьев и цветов

3

1

2

2

4

3

Знает ли ребёнок домашних и диких животных и их детёнышей

3

2

4

4

6

3

Итог:

42

18

37

39

45

35

*Имена детей зашифрованы под номерами.

Обследование идёт по десяти-бальной системе. Баллы складываются.

10 баллов – полный ответ, уверенность в знаниях

9 баллов - полный ответ, неуверенность в знаниях

8 баллов - полный ответ с небольшими недочётами, неуверенность в знаниях

7 баллов - полный ответ с незначительной помощью педагога

6 баллов - полный ответ по наводящим вопросам педагога

5 баллов – отвечает на часть вопроса самостоятельно

4 баллов - отвечает на часть вопроса с незначительной помощью педагога

3 баллов - отвечает на часть вопроса по наводящим вопросам педагога

2 баллов - отвечает на часть вопроса, допустив множество ошибок

1 баллов – неверный ответ или отказ от ответа

Результаты мониторинга приведены в диаграммах

Мониторинг №2: Опрос детей старшего дошкольного возраста «Готовность ребёнка к школе» (составитель опросника: учитель-дефектолог Климова Е.В.)

-обследование психологической готовности детей к школе

-наблюдение за детьми в процессе продуктивной деятельности на занятиях и в самостоятельной игре.

Опросник «Готовность ребёнка к школе:

Вопросы

1

2

3

4

5

6

Хочешь ли ты идти в школу?

8

5

8

6

3

6

Привлекает ли тебя в школе то, что ты там много узнаешь?

7

4

8

5

2

7

Степень стеснительности ребёнка в присутствии незнакомых взрослых.

7

3

5

5

6

5

Знает ли ребёнок свой адрес и название города, в котором он живет

7

4

4

6

8

5

Знает ли ребёнок название страны и её столицы.

7

5

5

7

8

6

Знает ли ребёнок имена и отчества своих родителей и месте их работы

5

3

6

7

8

5

Знает ли ребёнок времена года, их последовательность и основные признаки

4

3

3

4

5

4

Знает ли ребёнок названия месяцев, дней недели

3

2

2

4

4

3

Знает ли ребёнок основные виды деревьев и цветов

5

3

4

5

7

4

Знает ли ребёнок домашних и диких животных и их детёнышей

5

4

7

6

8

5

Итог:

58

36

52

55

59

50

ВЫВОД: в сентябре 2017 года был проведен мониторинг на начало проекта, можно сделать вывод, что среди старших дошкольников с ЗПР есть пробелы в знаниях времена года, названиях месяцев, недели, окружающего мира, виден низкий уровень психологической готовности и мотивации к обучению в школе.

В ноябре 2017 года мы провели промежуточный мониторинг, где мотивация детей к предстоящему обучению в школе существенно повысилась.

Анкетирование родителей: «Готовность ребёнка к школе» (составитель опросника: учитель – дефектолог Климова Е.В.)

1

Хочет ли ваш ребёнок в школу?

1

0

1

0

0

0

2

Чувствуете ли вы, что Ваш ребёнок психологически готов к школе?

0

0

0

0

0

0

3

Достаточно ли он самостоятельный?

0

0

0

0

0

0

4

Развита ли у него волевая сфера?

0

0

0

0

2

1

5

Готов ли Ваш ребёнок усидчиво заниматься 30 и более минут подряд? (например: собирать конструктор, раскрашивать)

2

0

0

0

2

0

6

Поддерживаете ли Вы проект по преемственности детского сада и школы и готовы ли помогать педагогам?

2

2

2

2

2

2

Ответы в форме: ДА=3, НЕТ=1, НЕ ЗНАЮ=2

Результаты анкетирования родителей:

ВЫВОД: На основе представленных данных можно с уверенностью сказать, что большинство родителей поддерживают проект по преемственности детского сада и школы и готовы помогать педагогам.

 

 

 

 

 

План совместных мероприятий по преемственности детского сада и школы

муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад Золотой ключик» и МБОУ «ШСОШ №1» для детей с ЗПР (гр. «Карамельки») в рамках соглашения о сотрудничестве от 01.09.2017года.

Экскурсия детей ЗПР подготовительной подгруппы «Карамельки» по школе. Рабочее место ученика. (ноябрь)

Организация совместных праздников для учащихся начальной школы и гр. «Карамельки»- «Здравствуйте, дорогие гости» (декабрь)

День открытых дверей в школе. Мастер классы для дошкольников. (январь)

Открытое занятие в подготовительной подгруппе ЗПР (гр. Карамельки) для учителей начальной школы. (апрель)

 

Основной этап:

Реализация проекта:

Формы преемственных связей

Как можно осуществлять преемственные связи?

Чтобы подготовить детей к обучению, необходимо установить связи и сотрудничество между школой и детским садом. Знакомя дошкольников со школой, можно расширить у них представления о школе, развить желание и интерес учиться там.

Организовать работу с детьми по ФГОС можно разными способами:

• Утренники, праздники, мероприятия, музыкально-литературные вечера;

• Школьные экскурсии;

• Организация выставок поделок и рисунков и т. д.

Связь между детьми с ЗПР и школьниками нужно поддерживать весь год.

Методы:

Игровой метод:

(дидактические игры, инсценировки, подвижные игры).

Словесный метод:

(чтение стихов; беседы;)

Практические методы:

(совместные действия, выполнение поручений)

Наглядный метод:

(показ, наблюдения, рассматривание, использование театров)

Принципы:

В основу игр заложены три основных принципа- интерес, познание, творчество.

 

Каких результатов мы ожидаем?

• У детей будут сформированы представления о школе (об учениках, учительском труде и т. д.).

• Знакомство со школьными принадлежностями: ребенок узнает, для чего нужны и как используются портфель, учебники, пенал, тетради, мел.

• Сформированное желание обучаться в школе и стать учеником первого класса.

• Появление интереса к обучению, его выражение через самостоятельные игры и рисунки.

• Психологическая готовность учиться, соблюдать правила поведения и школьного распорядка, быть ответственным и самостоятельным.

• Творческое выражение дошколят при подготовке и проведении общего открытого занятия.

• Родители понимают важность психологической подготовки в период дошкольного возраста.

Заключение

Преемственность заложена в природе детского воспитания и обучения. Под ней понимается переход от одной ступени к другой, которая выражена в сохранении и изменении содержания и методов воспитательно-обучающих технологий.

Этот проект был разработан в соответствии с правилами ФГОС, чтобы качественно осуществить преемственность, которая будет достигнута на основе совместной подготовки и деятельности сотрудников ДОУ и учителей начальной школы, организации и использования общего образовательного пространства, методов и форм воспитания и обучения.

Я считаю, что процесс преемственности в обучении дошкольников и качественная подготовка каждого ребёнка необходимы для успешной адаптации детей с ЗПР в школе.

Список литературы:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного

образования. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013г. №1155

2. Нищева Н.В. Примерная программа коррекционно-развивающей работы логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи ( с 3 до 7 лет). - СПБ ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСВО-ПРЕСС», 2013. -560 С.

3. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная

программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С.

Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАЙКА - СИНТЕЗ, 2014.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.