12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Скворцова Ксения Васильевна377
1

Статья на тему «Преемственность детского сада и школы в обучении иностранному языку»

 

На сегодняшний день в Российской Федерации одним из самых приоритетных направлений является обеспечение качества образования. Чтобы достичь определенного уровня качества образования, должны быть созданы условия, позволяющие сохранить качество образования при переходе с одного уровня образования на следующий. Важным условием достижения этого является организация непрерывности и преемственности образования.

Целью образования является получение научных знаний об окружающей действительности, что определяет познавательную функцию образования. Образование помогает обучающимся создать объективную, научную картину мира, пользоваться различными методами познания. При этом важно, чтобы на каждом последующем этапе обучения уже созданная картина мира расширялась и укреплялась.

Преемственность – важнейший принцип системы непрерывного образования. Согласно ему создается такая последовательность образовательно-воспитательной работы, которая позволяет на каждом последующем этапе продолжить закрепление, расширение и углубление уже полученных на предыдущем этапе умений и навыков [5, 28-29]. Принцип преемственности – система связей, обеспечивающих взаимодействие задач обучения и воспитания, содержания и методов, единство требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы. Преемственность выражается в сохранении и постепенном изменении форм, методов, технологий обучения.

Принцип преемственности важно соблюдать и при изучении иностранного языка. Если в образовательной организации не создана система, позволяющая изучать иностранный язык в детском саду или первом классе школы, дальнейшее обучение придется начинать заново, что противоречит принципу [5, 33].

Не раз было доказано, что изучение иностранного языка в раннем возрасте более эффективно, в силу сензитивности данного возраста к усвоению второго языка [1, 135]. В дошкольном и младшем школьном возрасте дети также проявляют большой интерес к другим культурам и их представителям. Такие детские впечатления сохранятся на долгое время, и будут способствовать развитию мотивации изучения языка.

Обучение английскому языку в начальной школе должно обеспечить преемственность языковой подготовки воспитанников дошкольного учреждения. Особое значение должно быть отведено созданию образовательно пространства «Детский сад – начальная школа». При изучении английского языка в детском саду и последующем переходе в школу, где английский язык не включен в образовательную программу 1 класса, учащиеся утратят уже приобретенные навыки и умения, важные для иноязычного общения. Таким образом, обучение младших школьников иностранному языку должно быть одной из приоритетных задач образовательного учреждения.

Нельзя забывать и то, какой вклад изучение иностранного языка вносит развитие личности. Развитие и формирование личности школьника происходит через достижение коммуникативной, а затем воспитательной, образовательной и развивающей.

Поэтапное формирование иноязычных навыков и умений обеспечит преемственность, непрерывность и полноту обучения детей. Занятия английским языком в подготовительной группе детского сада будет способствовать обучению таким видам речевой деятельности, как говорение и аудирование. Таким образом, в первом классе уже может вестись работа по знакомству с алфавитом, чтением под фонограмму, списыванию английский слов и словосочетаний. Дети уже смогут выполнять занимательные письменные упражнения и задания.

В чем же особенность изучения иностранного языка в подготовительной группе детского сада и первом классе? Мы уже говорили о сензитивности этого возраста к освоению иностранных языков. Именно в это время изучение иностранного языка будет проходить наиболее естественно с помощью игровой деятельности. В самом начале обучения начинается коммуникативно-речевое развитие учащихся. Они смогут овладеть основами устной формы общения, научатся понимать иностранную речь на слух и реагировать на нее.

При раннем изучении иностранного языка можно добиться следующих целей:

Формирование умения общаться на иностранном языке (с учетом речевых возможностей и потребностей младшего школьника);

Формирование минимальных коммуникативных умений во всех видах речевой деятельности;

Развитие личности и некоторых психических функций, таких как внимание, память, мышление;

Формирование мотивации к дальнейшему изучению языка;

Адаптация младших школьников к миру нового языка с целью избежать психологического и лингвистического барьера в использовании английского языка как средства общения;

Знакомство и приобщение школьников с англоговорящими сверстниками, с зарубежными произведениями художественной культуры;

Воспитание дружелюбного, толерантного отношения к жителям других стран;

Формирование и развитие речевых, познавательных и интеллектуальных способностей детей, их речевых умений.

Для того, чтобы реализовать озвученные цели, важно решить задачи:

Обучение грамматической стороне речи с опорой на уже сформированные представления о коммуникативной функции изучаемых грамматических единиц;

Изучение фонетике путем сопоставления звуков родного и иностранного языка, осознания различия фонетической составляющей обоих языков;

Обучение чтению с опорой на сформированное умение выполнять звуко-буквенный анализ;

Развитие речевых и познавательных способностей ученика с опорой на речевой опыт.

Что же поможет ребенку старшего дошкольного или младшего школьного возраста освоить основы английского языка? Дети этого возраста умеют пытливый ум, любознательность. И все же ведущей деятельностью этого возраста является не обучение, а игра. Из этого следует, что большинство методик преподавания английского языка в этой возрастной группе организует занятия в первую очередь в игровой и двигательной форме [3, 82].

Структурируя все вышесказанное, можно выделить три основные ступени, необходимые для эффективности изучения английского языка:

Детский сад. Это начальная ступень изучения языка;

Первый класс. Продолжение изучения английского языка на занятиях внеурочной деятельности, платных образовательных услуг, оказываемых педагогами образовательной организации;

Начальная школа. Дальнейшее изучение языка.

Педагогами в детском саду и начальной школе для повышения эффективности обучения используются различные игровые приемы, стихи, театральные постановки, песни, ролевые игры [4, 27]. Соответственно, весь курс начального обучения английскому языку строится в игровой форме, а в ходе них детьми накапливается лексический минимум, необходимые речевые и грамматические структуры, начинает вырабатываться полное произношение.

Дети дошкольного возраста имеют более высокую чуткость к языковым явлениям, у них развивается интерес к познанию и осмыслению собственного речевого опыта. Дети в этом возраста легко и довольно прочно усваивают языковой материал, достаточно хорошо его воспроизводят. Все эти качества дети с большей легкостью осваиваются в процессе игры – основном методе изучения в дошкольном возрасте. Именно в игре младшие школьники учатся слушать, сотрудничать, работать в коллективе.

Продолжением обучения станет начальная школа. В учебном плане 1 класса большинства школ нет предмета английский язык. Обучение, в основном, ведется на занятиях внеурочной деятельности или на занятиях по платным образовательным программам. Такие занятия позволят закрепить языковой и грамматический материал, усвоенный в детском саду, и не утратить его до перехода во 2 класс.

Для успешного обучения сначала у ребенка следует сформировать мотивацию к обучению [3, 82]. Это станет главным условием для успешного овладения иностранным языком на первом этапе обучения.

В детском саду и в начальной школе на занятиях применяются различные виды работы: фронтальная, групповая, парная. Но наиболее эффективными считаются обучающие игры. Уроки в начальной школе должны сохранять игровые моменты, использование песен и стихов [6, 85]. Подобное творческое выражение ребенка сможет способствовать развитию осознанного отношения к учебе в школе, активизацию познавательной активности, любознательности, мотивации к обучению. Ребенок, научившийся в детском саду играть, овладевший формами взаимодействия и общения, сможет в процессе игры усваивать учебный материал, и процесс обучения английскому языку в начальной школе для него будет облегчен. Нужно помнить, что преемственность – двусторонний процесс. В этом ключе, детский сад начинает формирование основных качеств личности, создает мотивационную базу, обеспечивает базовыми знаниями. Начальная школа же учитывает достижения ребенка в изучении иностранного языка и с опорой на них осуществляет их дальнейшее развитие.

При работе с детьми, продолжающими обучение английскому языку в первом классе, педагогам рекомендуют [2, 54]:

Помнить о возрастных закономерностях развития ребенка младшего школьного возраста;

Учитывать рекомендации по профилактике переутомления и перегрузки детей;

Использовать в работе различные приемы стимулирования детей для поддержания у них интереса к обучению;

Использовать в работе различные игры: дидактические, двигательные, ролевые и т.д.

Таким образом, преемственность в обучении английскому языку – это связь обучения в дошкольном образовательном учреждении с опорой на требования, предъявляемые в школе, а в начальной школе – продолжение обучения английскому языку в первом классе с опорой на уже достигнутый уровень развития детей, тот опыт и знания, которые они получили. Такой подход сможет придать обучению английскому языку и образовательному процессу целостный и последовательный характер.

Поэтапное формирование иноязычных навыков и умений обеспечит непрерывность и полноту процесса обучения детей, поможет отследить достижения детей и определить уровень сформированности коммуникативной компетенции.


 

Список литературы

 Выготский Л.С. Проблемы общей психологии// Собрание сочинений: в 6т. - Т.2. - М: Педагогика, 1982.,

Гудкова Л.М. Игры на уроках английского языка в младших классах // ИЯШ. – 1988. – №4.

Денисова Л.Г. Использование игровых элементов на начальном этапе обучения английскому языку // ИЯШ – 1984. – №4.

Загребин И.В. Особенности обучения младших школьников английскому языку на начальном этапе // Начальная школа – 2007. – №10.

Леонтьев А.А. Непрерывность и преемственность образования / А.А. Леонтьев // Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла: сб. материалов. – М. : Баласс, Изд. Дом РАО, 2003.

Учимся говорить по-английски в детском саду: Учебно-методическое пособие. – Белгород: Изд-во ПОЛИТЕРРА, 2008.  

/data/files/d1659871712.rar (Презентация)

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.