Статья «Преемственность детского сада и школы в коррекционной работе по развитию речи»
« Преемственность детского сада и школы в коррекционной работе по развитию речи »
Целевые ориентиры, обозначенные, в Стандарте дошкольного образования, выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования, и предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования. Переход на новую ступень образования является для многих детей непростым этапом, тем более для детей с ОВЗ.
Я работаю учителем - логопедом на группе компенсирующей направленности для детей с ТНР. Одной из основных задач является овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы образования.
Если ребенка с ТНР не обучать в детском саду звуковому анализу, не учить навыкам слияния звуков в слог и слово, не готовить руку к письму, не формировать навык правильного употребления различных грамматических категорий, не обучать навыкам связной речи, то такому ребенку обучаться в школе довольно трудно. В детском саду педагоги создают предпосылки для последующего успешного обучения в школе. Большая часть детей, к завершению дошкольного образования, достигает возрастных норм по речевому развитию. Но часть детей переходит в школу с нарушениями речи. Эти дети испытывают значительные трудности в овладении процессами чтения и письма. Кроме того, дефицит концентрации памяти и внимания, низкая работоспособность, быстрая утомляемость, затрудняют обучение. Подготовка к обучению в школе детей с ТНР невозможна без преемственности в работе двух очень важных звеньев - дошкольной и школьной логопедических служб.
В последние годы сотрудничество учителей- логопедов детского сада и школы начинает налаживаться. Но всё же существуют объективные и субъективные причины, мешающие осуществлению преемственности в работе. Учителя – логопеды школ не всегда имеют чёткие представления о структуре и содержании логопедической работы в ДОУ, и, напротив, учителя- логопеды ДОУ малознакомы с образовательными программами школы, организацией и содержанием работы школьных логопедов.
Следовательно, первым трудно оценить работу, проделанную дошкольным логопедом сданным ребёнком, а вторым – оценить уровень готовности ребёнка к освоению той или иной программы. Нет отработанной системы взаимодействия дошкольных и школьных логопедов, традиций преемственности.
Поэтому необходимо учителям- логопедам ДОУ и школы наладить личные контакты с целью обсуждения мероприятий по преемственности в работе, знакомства с организацией и содержанием коррекционной логопедической работы с детьми в школе и ДОУ, обмена опытом и информацией о детях с речевыми недостатками.
Включать в годовой план работы логопедов мероприятия по преемственности.
Организовать взаимодействия учителей- логопедов ДОУ и школ по вопросам преемственности в коррекционной работе.
Учителям- логопедам ДОУ заполнять карточки по выпуску на всех выпускников логопедической группы, поступающих в школу, в которой описано состояние речевых и двигательных функций на момент выпуска из детского сада. Карточки по выпуску позволит логопеду школы своевременно выявить детей, посещающих логопедические группы, облегчит обследование, поможет составить коррекционно – развивающую программу работы с данным ребёнком. На основе рекомендаций логопеда ДОУ учитель-логопед может направить ребёнка на консультацию к психологу или другим специалистам, дать рекомендации родителям и учителям, осуществлять динамическое наблюдение за развитием и обучением ребёнка.
Преемственность с позиции школы – это опора на те знания, навыки и умения, которые имеются у ребенка, пройденное осмысливается на более высоком уровне. Организация работы в школе должна происходить с учетом дошкольного понятийного и операционного уровня развития ребенка.
Преемственность с точки зрения детского сада – это ориентация на требования школы, формирование тех знаний, умений и навыков, которые необходимы для дальнейшего обучения в школе.
Актуальность проблемы заключается в том, что и в теории, и практике в Реализация преемственности между звеньями должна обеспечивать создание системы непрерывного образования (коррекции) с учетом:
самоценность каждого возраста: опора на достижения предыдущего этапа;
индивидуализация образования: учет способностей, интересов, темпа продвижения ребенка;
развитие ребенка с учетом уровня достигнутого и продвижение его вперед;
гуманизация, как утверждение норм уважения к человеческой личности, доброжелательного и бережного отношения к каждому человеку;
открытость человека изменяющемуся миру;
сохранение общего физического, психологического и психического здоровья детей.
Для того чтобы осуществить комплексный подход к коррекции речевых нарушений, имеющихся у детей, необходима действенная преемственность в работе двух очень важных звеньев – дошкольной и школьной логопедических служб. Их тесное взаимодействие поможет логопедам дошкольных учреждений, с одной стороны, более четко представить трудности, возникающие у детей, имеющих речевые нарушения, в процессе обучения в школе, и познакомиться с направлением и методами коррекционной работы на школьном логопункте, а с другой – наиболее целесообразно и целенаправленно построить свою работу, чтобы предупредить эти трудности и свести до минимума. Это возможность отследить катамнез своих воспитанников, динамику их коррекции и развития.
В свою очередь, школьные логопеды, познакомившись ближе с работой своих коллег, не будут тратить учебное время на дублирование тех тем, которые уже усвоены детьми в логопедической группе детского сада. Очень важно, чтобы коррекционная работа с детьми, имеющими речевые нарушения, велась строго поэтапно, чтобы все этапы были взаимосвязаны и вытекали один из другого. Объём диагностической работы в начале сентября, который логопед школы должен охватить, бывает трудно оценить. Наполняемость школ различна. И если в одной школе набирают 3-4 первых класса, то в других их количество может составлять 10-12. При этом нужно отследить и письменные работы учащихся остальных классов начальной школы. В тоже время для постановки правильного диагноза и разработки адекватной программы для каждой подгруппы требуется значительного количество времени. Следует отметить, что у логопедов школ нет разработанных и утверждённых коррекционных программ. Мы можем пользоваться только методическими рекомендациями и уже на их основе составлять программу на каждую подгруппу. И это приходится делать практически каждый год.
План работы по осуществлению преемственности ДОУ–школа
Составление координационного плана совместной работы логопедов, учителей и воспитателей.
Целеполагание и постановка задач на данный учебный год (согласно выявленному контингенту).
Выбор педтехнологий обучения и успешного сопровождения учащихся-логопатов.
Проведение родительского собрания для будущих первоклассников
Открытые уроки, занятия, консультации для будущих первоклассников
Посещение занятий в ДОУ учителями, логопедами школы.
Проведение совещания-“круглого стола” по передаче детей в школу (май).
Посещение уроков в школе логопедами
Проведение совещания-“круглого стола” на базе школы.
Взаимодействие логопедов ДОУ и школы осуществляется в:
-ознакомлении со списочным составом детей-логопатов;
-ознакомлении с дефектами речи у детей-логопатов согласно списку;
-составлении плана работы по устранению речевых нарушений;
-посещение занятий в ДОУ логопедами школы;
-участие в проведении родительского собрания, проведении занятий, консультировании будущих первоклассников (март);
-составлении подробной характеристики детей-логопатов в ходе работы совещание-“круглого стола” (май);
-передаче сопроводительных карт воспитанников ДОУ (май);
-ознакомление с планом сопровождения учеников-логопатов;
-посещение занятий в школе логопедами ДОУ
-участие в работе совещания-“круглого стола” на базе школы.
Что дает такое взаимодействие?
Четкое представление о психофизических особенностях будущего первоклассника.
Целостное видение проблем будущего ученика.
Экономию времени в диагностировании ребенка.
Постановку и формулирование грамотного речевого заключения.
Выбор действенных педагогических технологий обучения и успешного сопровождения детей-логопатов.
Осуществление планирования коррекционного воздействия с целью успешного усвоения учебного материала учащимися.
Результатом совместной работы логопедов ДОУ–школы является:
более мягкое прохождение периода адаптации у ребенка;
успешное выполнение работы по постановке звуков в стенах ДОУ;
стопроцентный охват детей, нуждающихся в помощи логопеда;
коррекция к окончанию второго класса школы такого вида речевого нарушения, как ФНР;
отсутствие разночтений в речевых заключениях у логопедов ДОУ и школы;
возможность отслеживания логопедами ДОУ результатов обучения в школе в течение четырех лет с целью совершенствования коррекционной работы;
прогноз уровня усвоения учебного материала учениками-логопатами по результатам диагностики, составление плана сопровождения детей с особыми педагогическими потребностями в области логопедии.
Проблема преемственности в работе детского сада и школы продолжает оставаться актуальной, и для ее разрешения необходимо тесное сотрудничество в логопедическом сообществе детских садов и школ.
Предложения для учителей-логопедов:
Учителям-логопедам ДОУ и ближайших к ним школ наладить личные контакты с целью обсуждения мероприятий по преемственности в работе, знакомства с организацией и содержанием коррекционной логопедической работы с детьми в школе и ДОУ, обмена опытом и информацией о детях с речевыми недостатками.
Учителям-логопедам ДОУ и школ включить в годовой план работы логопедической службы мероприятия по преемственности.
Организовать взаимодействие учителей-логопедов ДОУ и школ по вопросам преемственности в коррекционной работе в рамках МО.
Учителям-логопедам ДОУ заполнять карточки по выпуску на всех выпускников логопедической группы, поступающих в школу, и подклеивать её в медицинскую карту ребёнка.