Статья «Говорить, или не говорить с ребёнком?»

3
0
Материал опубликован 28 May

Статья «Говорить, или не говорить с ребёнком?»

Выполнила: Л.Н. Жердева

В последние годы наблюдается тенденция роста неговорящих детей. Главная ошибка большинства родителей – игнорирование проблемы. Многие мамы отдают развитие детской речи «в руки природы». Обычно такое решение зависит от того, что многие, по «старинке», считают, что «заговорит сам», «наш папа тоже не разговаривал до пяти лет, а потом заговорил». Но это не верный подход. Даже генетическая предрасположенность уже не так актуальна, на данный момент в арсенале родителей, масса средств, облегчающий уход за ребёнком, начиная от растворимых каш и ходунков, заканчивая гаджетами, замещающими живое общение и взаимодействие напрямую.

Многие мамы, да и папы, не разговаривают с ребёнком, потому что, «Он всё равно ничего не понимает». Это большое заблуждение! Ведь говорить с ребёнком необходимо с самого рождения. Тогда к трём месяцам малыш научиться находить вас по голосу. В четыре месяца гуление может быть длительным, а на пятом месяце, повторяя движения губ за мамой, появится первый лепет. Он состоит из повторяющихся слогов «ма-ма», «ба-ба», которые ребёнок произносит с различной длительностью и громкостью. Слово появляется примерно на седьмом месяце и представляет собой последовательность слогов, объединённых общей интонацией и мелодикой. Позже ребёнок начинает выполнять повторяющиеся игровые действия «ладушки-ладушки», «бушки-бушки», «сорока-воровка», «пока-пока», «дай», «на» и т.д.

Понимание речи, так называемый пассивный словарь, в раннем возрасте развивается быстрее, чем активный. Если малыш не может ответить, это не значит, что общение с ним теряет смысл.

Есть родители, которые слишком много говорят, не давая ребёнку вступить в диалог, или просто говорят механически, не прислушиваясь к малышу. Но малышу уже в младенчестве важно «вступать в диалог» со взрослым. В период активного гуления, мама, произнося звуки и слоги, должна выдерживать паузу, чтобы дать возможность ребёнку «ответить» ей. И в дальнейшем правильно выстраивать общение с ребёнком, задавать вопрос и ждать ответ, не стараясь тут же ответить за малыша.

Ни в коем случае нельзя смеяться над неправильной речью ребёнка. Он только начинает осваивать родной язык, пробует произносить различные слова, занимается словотворчеством-это нормально. Просто непринуждённо поправьте ребёнка, и он повторит за вами правильный вариант.

Примерно в три-четыре года наступает возраст «почемучки». Многие родители раздражаются и не отвечают на вопросы «почемучек». Познавательный интерес растёт, и малыш хочет знать всё. Это особый период, в который вовлечён не только ребёнок, но и его родители. Ребёнок в этом возрасте задаёт ежедневно чуть ли не сотни вопросов. Его интересует абсолютно всё: значение услышанных слов, назначение предметов, причины различных явлений природы и многое другое. Это чудесный возраст, потому что неугомонный почемучка, проявляя любознательность, тренирует свои познавательные способности. Очень важно не пропустить этот момент: не погасить жажду знаний резким «отстань, не до тебя сейчас».

Не нужно бояться обращаться за помощью к логопеду. Если речь ребёнка не соответствует нормативам речевого развития, то необходимо обследоваться. Конечно, когда ребёнок трёх лет начинает говорить, это хорошо, такое бывает, редко, но бывает! Но всё-таки, ожидание этого «чуда» неоправданно, ведь никто не знает наверняка, как будет, и упускается драгоценное время. А специалист сможет оценить реальные риски, выявить причины и подсказать, как помочь ребёнку запустить речь. И уж если вы с ребёнком стали посещать логопеда, то обязательно нужно закреплять все задания специалиста дома. Ведь работа над речью ребёнка-задача не только логопеда и самого ребёнка, но и родителей. Если конечно, вы хотите добиться какого-то результата.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Сборник методических разработок и педагогических идей