Статья «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках физики»
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках физики
На мой взгляд, каждый педагог должен адаптироваться к современным условиям работы, которые касаются не только экономики и политики страны, но и образовательного процесса на своём рабочем месте. В наше время к выпускникам школ XXI века предъявляются достаточно высокие требования.
Ученики должны:
приобретать знания самостоятельно;
применять их для решения разнообразных задач;
работать с информацией, осуществлять анализ, делать обобщения и аргументировать свои мысли;
развивать критическое мышление и искать рациональные решения;
быть открытыми в общении, легко адаптироваться к различным социальным ситуациям.
Поэтому учитель должен располагать интересными методами обучения, которые будут вдохновлять обучающихся на активное участие в учебном процессе. Кредо: «Не со знаниями к ученикам, а с учениками к знаниям».
Цель — активизация учебного процесса, чтобы обучающиеся стремились к получению знаний и использованию их в жизни. Задача — формирование личности, способной к анализу и самостоятельной оценке происходящего, что возможно через внедрение современных технологий и интерактивных методов обучения, способствующих открытию нового.
На протяжении всей работы главным для учителя должен быть не процесс преподавания, а процесс познания, ориентирующий ученика на самостоятельный поиск, исследование, открытие, деятельность.
Учитель должен содействовать учащимся в освоении общеучебных навыков и предметных знаний, используя информационно-коммуникационные технологии. Важно создать такие условия, которые бы способствовали формированию интереса к физике. Конечным результатом организации данной деятельности будет повышение качества обучения по предмету физика как одного из приоритетных направлений Концепции модернизации Российского образования.
Рассмотрим некоторые методы применения информационно-коммуникационных технологий в преподавании физики:
компьютерные демонстрации;
лабораторно-компьютерный практикум;
компьютерное моделирование;
интернет-технологии;
дистанционное обучение;
компьютерные тесты.
Компьютерные демонстрации
Главное преимущество данной технологии заключается в том, что она может быть интегрирована в любой урок, значительно облегчая работу, как учителя, так и обучающихся. Важно отметить, что некоторые физические процессы не поддаются визуальному анализу в лаборатории, такие как движение спутника вокруг Земли. В таких случаях компьютерные демонстрации становятся незаменимыми, позволяя "сжать" временные и пространственные рамки и достигать выводов, адекватных реальности.
Лабораторно-компьютерный практикум
Эта технология требует больше времени от учителя и специальной подготовки. Нужен компьютерный класс и деление на подгруппы. Учащиеся активно вовлечены в процесс, что способствует их творческому развитию. Важно сочетать компьютерные практикумы с традиционными методами. Например, одна подгруппа может работать с виртуальной лабораторией, в то время как другая использует стандартное оборудование.
Компьютерное моделирование
Данная технология позволяет создавать на экране динамические визуализации физических процессов, что открывает новые горизонты для усовершенствования уроков. Компьютерные модели имитируют эксперименты и позволяют учащимся взаимодействовать с параметрами на экране, что вызывает их большой интерес. Многие модели помогают визуализировать графические зависимости и представляют особую ценность, так как построение и чтение графиков вызывает у обучающихся затруднения. Значительное число компьютерных моделей, охватывающих почти весь школьный курс физики, содержится в учебных электронных изданиях: «Физика в картинках», «Открытая физика», «Живая физика». Существуют большие возможности моделирования физических задач в среде MicrosoftExcel.
Интернет – технология
Использование интернет-ресурсов и цифровых образовательных ресурсов из единой коллекции ЦОРов, он-лайн тестов, справочников. Например, недостаток в учебнике физики сведений об ученых и их жизнедеятельности, особенностях характера раньше приходилось компенсировать показом видеосюжетов. Теперь стало возможным использовать «Интерактивную энциклопедию науки и техники», Интернет.
Дистанционное обучение
В современном мире в связи с развитием сетевых технологий становится актуальным дистанционное образование. Этому уделяется особое внимание и в новом законе «Об образовании».
Дистанционное обучение подразумевает взаимодействие обучающихся и учителей на расстоянии, охватывающее все аспекты учебного процесса (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализацию с применением специфических интернет-технологий или других средств, обеспечивающих интерактивность.
Дистанционное образование — это форма обучения, осуществляемая через дистанционное обучение.
Дистанционное обучение, основанное на компьютерных телекоммуникациях, предполагает различные формы занятий.
Чат-занятия — учебные занятия, осуществляемые с использованием чат-технологий. Чат-занятия проводятся синхронно, то есть все участники имеют одновременный доступ к чату. В рамках многих дистанционных учебных заведений действует чат-школа, в которой с помощью чат-кабинетов организуется деятельность дистанционных педагогов и учеников.
Веб-занятия — дистанционные уроки, конференции, семинары, деловые игры, лабораторные работы, практикумы и другие формы учебных занятий, проводимых с помощью средств телекоммуникаций и других возможностей «Всемирной паутины». Одна из наиболее популярных форм дистанционного обучения в России.
Для веб-занятий используются специализированные образовательные веб-форумы — форма работы пользователей по определённой теме или проблеме с помощью записей, оставляемых на одном из сайтов с установленной на нем соответствующей программой.
Телеконференции — проводятся, как правило, на основе списков рассылки с использованием электронной почты. Для учебных телеконференций характерно достижение образовательных задач.
Также существуют формы дистанционного обучения, при котором учебные материалы высылаются почтой в регионы.
Дистанционное обучение может осуществляться через личный сайт учителя, участие в дистанционных заочных Всероссийских олимпиадах, конкурсах, дистанционные формы обучения.
Широкое распространение сейчас получили сетевые технологии для дистанционного обучения. В использовании таких технологий – залог успешности и конкурентоспособности обучающихся, которые смогли бы обучаться таким способом по индивидуальным образовательным траекториям.
Компьютерное тестирование
Тестирование в образовательном процессе применяется уже достаточно давно. В традиционной форме оно представляет собой трудоемкий процесс, требующий значительных временных затрат. Благодаря использованию компьютеров, тестирование становится настолько высокотехнологичным, что в ближайшем будущем оно может стать основным способом контроля знаний обучающихся. Тестовая оболочка My Test.
Одним из методов обучения, способствующих развитию креативности обучающихся, может стать создание мультимедийной презентации одним обучающимся или группой, которая будет дополнять изучаемую тему. Каждый обучающийся получает возможность выбрать форму представления информации, структуру и дизайн слайдов по своему усмотрению. Более того, он может задействовать все доступные мультимедийные средства, чтобы сделать материал более наглядным (например, использование фрагмента анимационного фильма для иллюстрации физических законов).
Среди различных методов повышения эффективности образовательного процесса, применение информационных технологий в настоящее время занимает одно из главных мест. Внедрение компьютерных технологий как инструмента обучения, улучшает процесс преподавания, способствует повышению его качества и эффективности. Таким образом, интеграция информационных технологий в образовательный процесс способствует более глубокому усвоению знаний и развитию критического мышления у школьников.
Список использованной литературы
Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. -М.:ИОШ РАО. 2011, 228.
Африна Е.И; Использование электронной почты на уроках физики. // Вопросы Интернет-образования. – 2003. – №1.
Белостоцкий П. И., Максимова Г. Ю., ГомулинаН. Н. Компьютерные технологии: современный урок физики и астрономии. — М.: Первое сентября. Физика. – 1999 – №20. — С, 3-9.
Гомулина Н.Н. «Открытая физика 2.0.» и «Открытая астрономия» – новый шаг // Компьютер в школе. – 2014. – № 3. – 25-29:
Дьячук П.П., Лариков Е.В. Применение компьютерных технологий обучения в средней школе. Красноярск: Изд-во КГПУ, 1996.
Игнатова И.Г., Н.Ю. Соколова. Информационные коммуникационные технологии в образовании// Информатика и образование- М.: 2003-№3.
Оспенникова Е.В. Использование ИКТ в преподавании физики в общеобразовательной школе. Методическое пособие, БИНОМ, 2012.
Плотникова И.А. Методика тестового контроля в старших классах// Информатика и образование - М.: 2000- №1.
Подласый И. П.,Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов пед. вузов: В 2 кн.-М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000-Кн. 2.: Процесс воспитания.
Подласый И. П.,Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов пед. вузов: В 2 кн.-М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000- Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения.
Полат Е. С. Информационные технологии в системе образования. М.,1999.