Статья «Мой опыт использования различных инструментов мотивации»
Мой опыт использования различных инструментов мотивации: формат активности, результат для учеников
Для начала стоить понять значение термина «мотивация». Впервые этот термин упомянул Артур Шопенгауэр. А. Н. Леонтьевым и С. Л. Рубинштейном, известные советские психологи, и вовсе работали над «теорией деятельности». В их работах вновь возникает этот термин. А какова суть мотивации в образовании? Зачем она нужна и какая она бывает. Попытаемся дать ответ на этот вопрос.
Владислав Малышев приводит универсальное, пожалуй, объяснение сути понятия «мотивация». Он считает, что это управление деятельностью ученика в согласии с его ценностями, интересами, установками, убеждениями, качествами, способностями, а так же путем формирования этих психических образований. Трудно с ним не согласиться. Если попытаться убрать хотя бы один из пунктов, то получится, что это станет навязыванием.
В моей повседневной работе зачастую использовалась «Теория кнута и пряника» (Ученики продолжают совершать поступки, последствия которых вознаграждаются. Ученики избегают поступков, последствия которых наказуемы. Ученики постепенно перестают совершать поступки, последствия которых не вознаграждаются и не наказываются (когда их поступки игнорируют значимые для них люди).
Использовалась и постановка целей, характерная для «Теории Лока» (ученик должен «принять» цель, т.е. согласиться сделать попытку достичь ее, сделать цель своей, учебные цели должны быть конкретными и понятными, уровень сложности задач должен находиться в диапазоне от среднего до высокого (простые задания не способны «включать» мотивацию ученика, а слишком трудные вызывают фрустрацию, ученики должны посредством обратной связи получать информацию о своем продвижении к цели).
Что касается моей последующей работы, то я планирую проводить личные беседы в начале курса с последующим выявлением источников мотивации для учащегося. Продолжу использовать рефлексивный опросник.