Статья «Методическое сопровождение молодых педагогов в образовательной организации»

19
3
Материал опубликован 20 June 2021 в группе

​​​​​​​


Презентация
PPTX / 4.34 Мб

Работа с молодыми специалистами – одно из приоритетных направлений в деятельности любого образовательного учреждения.

Ежегодно штат школы пополняется молодыми педагогами. Начинающие специалисты приходят из высших или средних специальных учебных заведений с достаточным запасом теоретических знаний, но недостаточными умениями. Анализы работы с молодыми педагогами показывают, что наибольшие сложности у них вызывают вопросы организации урока, дисциплины и порядка на уроке, методическая составляющая урока, составление рабочих и адаптированных программ, организация работы с родителями обучающихся.

Поэтому главной задачей школы становится помощь и поддержка начинающих педагогов, ведь от того, насколько хорошо педагоги сумеют адаптироваться к своей профессиональной деятельности и условиям жизни, зависит качество образования.

В текущем учебном году в МАОУ «СОШ № 2» работало 12 молодых педагогов, имеющих стаж работы менее 5 лет: 4 учителя начальных классов, 2 учителя русского языка и литературы, 3 учителя иностранного языка, 1 учитель ИЗО, 1 учитель математики и информатики и 1 учитель физической культуры. Четверо из них впервые переступили порог школы в новой для них роли, роли педагогов. 4 педагога продолжают обучение в высших учебных заведениях педагогической направленности   в заочной форме.

В нашей школе сложились свои традиции, своя система методической работы с молодыми педагогическими кадрами. Мы используем различные формы и методы, которые содействуют дальнейшему профессиональному становлению начинающего педагога и повышению его профессиональной компетентности.

В начале учебного года за каждым из педагогов закрепляется наставник из числа педагогов, которые могут не только оказать методическую поддержку, но и те, с которыми молодым учителям комфортно работать, можно легко найти общий язык, стать единомышленниками, друзьями.

Наставники осуществляют методическое сопровождение молодых специалистов, согласно  планам работы, утвержденным директором школы и согласованными  с каждым педагогом. Большое внимание в работе наставников уделяется взаимопосещению уроков: сначала молодой педагог посещает уроки наставника, затем они меняются ролями.

Методическое сопровождение молодых педагогов осуществляет и администрация школы (директор, заместитель директора по УВР, методист) через индивидуальное консультирование, посещение уроков, подготовку к конкурсам профессионального мастерства.

Повышению предметной, методической компетентности педагогов способствует участие в организации и проведении единых методических дней (недель), в рамках которых проводятся открытые уроки, организуется посещение уроков как внутри школы, так и обеспечивается участие в сетевом взаимодействии.

Всего в течение года было проведено 3 ЕМД, во всех приняли участие и молодые педагоги, причем не только в качестве пассивных зрителей, но и активных участников.

К организации и проведению одного из муниципальных ЕМД по теме: «Преемственность в преподавании учебных предметов предметной области «Филология» были привлечены 2 молодых педагога, работающих в 5-х классах. Совместно с учителями начальных классов были спланированы открытые уроки по русскому языку и литературе, преемственность была показана на содержательном и методическом уровне.

В рамках единого методического дня по теме «Обновление естественно - научного содержания» 2 учителя начальных классов представили открытое занятие внеурочной деятельности «К вершинам знаний» по теме «Сила света, сила звука, электричества».          В ходе проведения единого методического дня по теме «Образовательная среда учебного предмета как средство формирования у учащихся положительной учебной мотивации»           1 из молодых педагогов представил свой опыт работы по созданию образовательной среды кабинета ИЗО.

В течение всего  учебного года  молодые педагоги  повышали  свою профессиональную компетенцию через участие в семинарских занятиях «Школы молодого педагога», организуемую ИМЦ г. Заводоуковска. В рамках данных мероприятий рассматривались теоретические и практические вопросы организации воспитательно-образовательного процесса, педагоги имели возможность посетить уроки не только опытных педагогов, но и молодых специалистов.

Значительная роль в повышении профессионального мастерства педагогов отводится самообразованию. В начале учебного года педагоги определяют для себя тему, над какой они будет работать. Каждый педагог самостоятельно разрабатывает Индивидуальный образовательный маршрут сроком на 3 года.  На итоговом заседании ШМО рассмотриваются промежуточные результаты реализации ИОМ.

В план методической работы школы на 2020-2021  учебный год включены игровые механики, которым свойственно вовлечение педагогов в деятельность и диалог, предполагающий свободный обмен мнениями, обмен опытом. В ходе такой работы педагоги пробуют себя в роли слушателя, организатора, руководителя.

В начале учебного года был проведен семинар-практикум по теме «Повышение уровня компетентности педагогов по вопросам организации дистанционного обучения» в форме «вертушки». В рамках мероприятия все молодые педагоги приняли участие в мастер-классах, на которых в практической деятельности освоили ресурсы для организации дистанционного обучения: «Организация дистанционного обучения с использованием образовательной платформы Учи.ру», «Использованием онлайн-платформы CORE», «Использованием ресурса Online Test Pad», «Использованием интерактивной тетради Skysmart». Один из молодых педагогов выступил наставником в ходе проведения мастер-класса по  использованию электронной платформы LearningApps.

Завершился учебный год школьным фестивалем  педагогических инноваций «Совершенствование единого информационного пространства школы: опыт и инновации».  В рамках мероприятия были проведены мастер-классы, творческие отчеты, выставки инновационных продуктов.

Педагоги повышают уровень информационной компетентности на курсах повышения квалификации, в том числе дистанционно, участвуя в различных вебинарах, семинарах, конференциях, взаимодействуя с коллегами в сетевых сообществах. Так, в течение года курсовой переподготовкой было охвачено 7 молодых педагогов (58%). Тематика курсов была различная: «Организационно-методическая подготовка учителей русского языка и литературы к формированию в регионе единой речеультурной среды в свете требования ФГОС» (1 педагог); «Современные подходы к преподаванию учебного предмета «Иностранный язык» в условиях модернизации образования» (2 педагога); «Современные средства обучения русскому языку и литературе и методики формирования речевой и языковой культуры обучающихся в условиях мультикоммуникативного образовательного пространства региона в свете требований ФГОС» (1 педагог); «Фокусы образования и навыки 21 века. Конкурс профессионального мастерства как территория инновационных идей и смыслов»(1 педагог); «Цифровая грамотность: базовый курс по развитию компетенций 21 века» (2 педагога).

Помимо курсов, молодые педагоги принимали участие в методических мероприятиях, организуемых ГАОУ ТО ДПО ТОГИРРО: meet-up «Субботний кофе», семинар по теме «Цифровая образовательная среда Тюменской области – новые возможности для современного учителя» (1 педагог), семинар «Начать легко!» (3 педагога), «Семинар для педагогов по результатам проведения всероссийских и региональных процедур оценки качества»  (1 педагог).

Одной из эффективных форм обучения молодых педагогов, стимулирующей для самореализации, саморазвития и выстраивания профессиональной карьеры, является участие в конкурсном движении. В течение учебного года все 12 молодых педагогов приняли участие в конкурсных мероприятиях. На уровне школы были проведены педагогическая олимпиада, в которой попробовали свои силы все педагоги, в конкурсе ИКТ на школьном уровне приняло участие 4 педагога, все работы были представлены на муниципальном уровне, 1 из педагогов занял 2 место в номинации «Электронное портфолио педагога (сайт).

Общеизвестно, что при условии профессиональной поддержки и помощи более опытного педагога, участие в конкурсах позволяет молодому специалисту добиться значительных результатов уже в первые годы своей педагогической деятельности. В этом году один из молодых педагогов (опыт работы 4 года) стал победителем муниципального и призером областного конкурса профессионального мастерства «Учитель года 2021».

Закончился очередной учебный год, пришло время подвести итоги работы наставников с начинающими учителями. На наш взгляд, наши молодые коллеги успешно проходят процесс адаптации, они планируют продолжить работу в следующем учебном году. Активно и результативно участвуют в методической работе школы, района: выступают на РМО, ШМО, участвуют в проведении семинаров, мастер-классов, успешно участвуют в профессиональных конкурсах, демонстрируя свои профессиональные умения.

Источники:

https://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/2016/10/17/metodicheskoe-soprovozhdenie-molodyh-pedagogovproblemy

https://urok.1sept.ru/articles/643600

http://imczato.ucoz.ru/dok2/sbornik_pedagogicheski_dueht.pdf

https://infourok.ru/statya-dlya-pedagogov-metodicheskoe-soprovozhdenie-professionalnoj-kompetentnosti-molodyh-pedagogov-4674186.html

https://moluch.ru/archive/205/50186/

Комментарии

Ответственно и волнительно быть наставником. Благодарю за статью.

21 June 2021

Спасибо за внимание к публикации!

21 June 2021

Благодарю за представленный опыт работы!

25 June 2021

Похожие публикации