Статья «Конфликтные ситуации в дошкольном возрасте»
КМҚК «Ақсу қаласының №10 бөбектер бақшасы»
КГКП «Ясли-сад №10 города Аксу»
НАУЧНАЯ СТАТЬЯ
Тема «Конфликтные ситуации в дошкольном возрасте».
Психолог: Худорожка В.В.
Ақсу қаласы, 2016 о. ж
Научная статья на тему «Конфликтные ситуации в дошкольном возрасте».
Худорожка Валентина Владимировна
психолог «Ясли – сада №10 г.Аксу»
Директор КГКП «Ясли - сад №10 города Аксу»
Горбачева Галина Михайловна.
На конфликт смотрят сегодня, как весьма значимое явление в психологии, педагогике, социологии, в политологии и других смежных дисциплинах, которому уделено особое внимание. Не коллектив, ни личность не могут развиваться бесконфликтно, наличие конфликта есть показатель нормального развития общества. Конфликты в нашей жизни имеют тенденцию, как и саморазвитию, так и в общении с ближним и дальним окружением.
Понятие конфликта достаточно широко освещено в психолого-педагогической литературе. Приведем одно из наиболее распространенных и принятых в психологии определений конфликта.
Конфликт – это столкновение противоположно направленных, несовместимых друг другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимоотношениях или межличностных действиях индивидов или групп, связанное с острыми эмоциональными переживаниями.
Вопросы о возникновении межличностного конфликта нашли отражения в работах таких ученых как А.Я. Анцупова, Ф.М. Бородкина, Н.В. Гришина, Р.Килмен. Н.И. Леонова, К. Томас. Исследование Н.В. Гришина, М. Дойча, Г.М. Котляровкого, К. Левина, М.С Миримановой посвящены изучению факторов, детерминирующих стратегии и стили поведения человека в конфликте.
Казахстанские ученые разрабатывают теоретические основы конфликтологии (К.Б. Жарикбаев, Т. Тажибаев, А. Темирбеков, А. Алдамуратов), конфликты в школьной среде (Г.Ж. Менлибекова, М. Мектебаева, С. Таменова).
На современном этапе развития общества обращает на себя внимание проблема роста конфликтности среди детей дошкольного возраста. Конфликтность в данном возрасте изучалась педагогами, социологами, психологами в связи проблемами трудновоспитуемости, агрессивности. Однако в последнее время конфликтность в дошкольном возрасте приобретает новые черты из-за повышение социально – психологической напряженности, которое приводит к росту конфликтности во всех сферах жизни современного общества.
Конфликты, ссоры, драки – неизбежное явление в детском коллективе. Некоторые детки ссорятся редко, другие постоянно конфликтуют с детьми, не умея находить выход, даже из просто ситуации. В дошкольном возрасте происходит становление позиций ребенка в общении с другими в обществе. Сфера взаимоотношений в детском коллективе и семье представляет собой глубокий источник различных конфликтов.
Внешние конфликты возникают в сфере деловых отношений детей, носят всегда ситуативный характер и обычно разрешаются самими детьми. А внутриличностные конфликты возникают лишь тогда, когда ущемляются потребности ребенка. Основными признаками внутриличностного конфликта может стать у детей снижение самооценки, появление ущербности, чувства неполноценности. Обидчивость, агрессивность, подозрительность, враждебность к другим, разрушительный характер, непослушание – это наиболее распространенные формы поведения ребенка в ситуации реального конфликта.
Существенное влияние на развитие конфликтности оказывают родительские взаимоотношения с детьми такие, как авторитарность, властность, эффективность в обращении с детьми. Дошкольник, который растет в постоянной критике, вымещает свои накопившиеся обиды и злость в конфликте со сверстниками.
Появление различных сложностей ребенка оказывает значительное влияние на формирование готовности к позитивному разращению конфликтных характер воспитания, который отличается противоречивостью, напряженностью, непоследовательностью, вплоть до попустительства.
Необходимо обсуждать с детьми конфликтные ситуации, предлагать варианты выхода из них. Мотив такого обсуждения заключается в помощи детям выявлять возникшую проблему, высказывать свои идеи по разрешению конфликтной ситуации. Совместное обсуждение с детьми конфликтных ситуаций способствует тому, что у детей формируется умение самостоятельно налаживать взаимоотношения со сверстниками, дает чувство уверенности, формирует положительную самооценку и уважение к другому человеку.