Статья «Игра с песком как средство формирования межличностных отношений у детей среднего дошкольного возраста»
Игра с песком как средство формирования межличностных отношений у детей среднего дошкольного возраста
Трусова Надежда Олеговна
Воспитатель МАДОУ «Детский сад 184» г.Нижний Новгород
1.1 Роль игры в воспитательном процессе детей и ее педагогическое значение
Мысль о важном значении игры для всего хода психического развития ребенка нашла свое отражение и в отечественной, и в зарубежной психологии и педагогике. Так, по убеждению Ф. Фребеля в процессе игры ребенок познает божественное начало, законы мироздания и самого себя. Ст. Холл видел в игре проявление таинственных инстинктов и опыта, заложенного на генетическом уровне. Сторонники психоанализа З. Фрейд, Э. Нойманн, В. Штерн находили в игре особую форму удовлетворения глубинных влечений. А. Адлер полагал, что в игре дети могут избавиться от чувства неполноценности, физически расслабиться.
Отечественная теория игры сложилась под влиянием идей, представленных в работах русских философов, психологов, педагогов К.Д. Ушинского, Г.В. Плеханова, П.Ф. Каптерева, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина. Согласно этой теории, игра является историческим образованием, и ее возникновение определено историческим развитием общества, она социальна по своей природе, происхождению и содержанию.
Современная игра появилась в процессе эволюции общества, по мере возникновения необходимости в овладении сложными профессиональными навыками и в получении большого объема знаний. В современных условиях процесс подготовки ребенка к взрослой жизни не только занимает больше времени, но и опирается на более зрелые психические функции. Формальное обучение обеспечивает развитие психологических функций, а игра создает предпосылки для их возникновения и обеспечивает детей средствами присвоения и усовершенствования базовых умений, создающих условия для появления более развитых и технически совершенных. Таким образом, по мнению Л.С. Выготского, характер игровой деятельности и ее содержание зависят от социокультурного опыта играющих [Выготский].
По мнению Л.С. Выготского, особая значимость игры в том, что она помогает ребенку переходить к более высокому уровню развития следующим образом: заставляет детей отказаться от реактивного поведения; способствует развитию символического мышления; создает условия для отработки навыков планирования и саморегуляции. «Отношение игры к развитию – это отношение обучения к развитию. За игрой стоят изменения потребностей и изменения сознания общего характера. Игра – источник развития и создает ближайшие зоны развития» [Выготский, с. 336].
Развитие, которому способствует игра, можно условно разделить на три зоны: психическое (развитие мотивационно-потребностной сферы, умственных действий, произвольного поведения), социальное, креативное. Социальный аспект объясняется тем, что игра имитирует существующую действительность и, усвоенные в игре коммуникативные отношения, ребенок позже сможет реализовать во взрослой жизни. Творческий аспект объясняется широкими возможностями игры в сфере развития воображения, эмоций, генерирования новых знаний, реализации творческого потенциала человека.
А.П. Усова научно подтвердила, что игра является формой организации жизнедеятельности дошкольников в дошкольном образовательном учреждении [Усова]. Исследователь считает, что педагог должен быть активным и центральным участником детской жизни, анализировать их деятельность, понимать их интересы и потребности, а также направлять их в нужное русло. Если педагог целенаправленно, тактично и педагогически обоснованно руководит детской игрой, это будет способствовать развитию детского кругозора, образных форм познания, укреплению и развитию познавательных интересов и речи дошкольников.
В игре ребенок усваивает нормы поведения, правила взаимоотношений, учится совершать самостоятельные поступки. Игра развивает творческие способности, проявляющиеся в разыгрывании роли, в выстраивании замысла.
В игре у детей дошкольного возраста начинают формироваться этические оценки и нормы поведения, они учатся понимать других людей, причем формирование нравственных норм идет параллельно с развитием мира эмоций и чувств. Дошкольники постепенно учатся распознавать эмоции окружающих, выражать свои чувства, анализировать и оценивать их, учатся сочувствовать и сопереживать. Если же ребенок не понимает желания и чувства своих сверстников, это может привести к возникновению конфликтов и отрицательно повлиять на его эмоционально-нравственное состояние [Бондарь, 2010].
В межличностных отношениях с другими людьми – со взрослыми и сверстниками – возникает и развивается сложная гамма чувств, которая характеризует ребенка как социализированного человека. В непосредственном общении со значимым взрослым, в играх и соревнованиях со сверстниками, в процессе учебной деятельности развиваются такие социальные качества ребенка, которые, так или иначе, поворачивают его к другим людям. Это прежде всего самолюбие, выражающее стремление не только к самоутверждению, но и соперничеству с другими.
Таким образом, игровая форма организации жизни и деятельности детей обладает большими воспитательными возможностями. Игра обладает большим педагогическим потенциалом в воспитании детей. Игра способствует воспитанию у детей сочувствию, способности к сопереживанию, отзывчивости, эмпатии, гуманных отношений. В игре ребенок усваивает нормы поведения, правила взаимоотношений, учится совершать самостоятельные поступки; игра развивает творческие способности, проявляющиеся в разыгрывании роли, в выстраивании замысла; игра способствует психическому, социальному и креативному развитию детей.
1.2 Игра с песком как средство формирования межличностных отношений у детей среднего дошкольного возраста
Процесс формирования у детей межличностных отношений приобретает особую актуальность в связи с гуманизацией российского общества, требующей нового типа взаимоотношений между людьми. Дошкольная педагогика стремится отыскать новые эффективные пути формирования взаимоотношений, которые влияют на становление у личности ребенка общественно ценных качеств.
Педагогический аспект проблемы заключается в том, что в большинстве детских садов воспитатели жестко регламентируют игровую деятельность детей: они предлагают им готовые сюжеты, дают тему игры, заранее распределяют роли, подбирают необходимый материал. Соответственно, не создаются условия для развития у дошкольников умения общаться друг с другом, проявлять сочувствие, оказывать поддержку, выражать свои симпатии, по собственной инициативе обращаться к сверстникам.
Основными видами игр являются: игры-экспериментирование, сюжетные игры, дидактические игры, игры-забавы, интеллектуальные игры и головоломки, подвижные игры, карнавальные и хороводные игры, а также игры походного типа и народные игры[Новоселова].
Каждый из выделенных видов также имеет свои подвиды. Так, например, сюжетные игры могут быть подражательными, сюжетно-ролевыми, режиссерскими, театрализованными, играми-драматизациями, а дидактические игры могут быть откровенно обучающими, как, например, математические, языковые, музыкальные, логические, сюжетно-дидактические, игры с четкими правилами [Новоселова].
Игра с песком мобилизует интеллектуальный и эмоциональный потенциал ребенка, развивает у него мелкую моторику руки, что положительно влияет на развитие речи, памяти и внимания. Ребенок начинает анализировать свои чувства и ощущения и рассказывать о них. Другими словами, игры с песком оказывают положительное влияние на развитие детской психики.
Когда ребенок постоянно контактирует с песком и другими природными материалами во время занятий в детском саду и вне его, это положительно влияет на нейроны мозга. Поэтому так важно переносить традиционные занятия в песочницу для повышения их эффективности. Использование песка позволяет расширить комплекс упражнений, направленных на работу с нейродинамическими, тактильными и кинестетическими процессами, пространственными представлениями, в том числе трехмерными.
Большую эффективность для возникновения позитивного эмоционального фона, который формирует у детей мотивацию, имеют песочные сказки, в которых ребенок принимает самое активное участие. Песочница с фигурками становится второстепенным инструментов, своеобразным контекстом.
Песочная сказка представляет собой динамичный спектакль, который дети и педагог разыгрывают с помощью миниатюрных фигурок в песочнице. Дети могут путешествовать по разным «странам», в которых живут сказочные герои, которым нужна помощь, при этом дети выполняют различные задания. В процессе игры с песком у детей повышается мотивация, действие сказки увлекает их, и они выполняют задания без принуждения. Занятие из бесконечного выполнения разнородных упражнений превращается в единое действие, приобретает смысл [Пермякова, с. 88].
У любой сказки есть начало и счастливый конец, а в песочной сказке начало и конец материализованы: она ограничена границами песочницы. Обычно дети не отказываются выполнять упражнения, поскольку они заинтригованы, что же случится дальше.
Одновременно можно разыгрывать актуальные для ребенкапроблемные ситуации, сравнивать разные модели поведения в этихситуациях. Сам ребенок практически всегда идентифицирует себя с главным героем сказки, который обязательно добивается цели и получает за это моральное и материальное вознаграждение. Это дает возможность почувствовать успех «здесь и сейчас» на каждом занятии.
Песочная сказка помогает также формировать у детей общую картину мира, учит обобщать и проводить аналогии. Через игрушки ребенок опосредованно взаимодействует с окружающим его миром, и это помогает снизить уровень тревожности и активизирует речь.
Кроме того, игра с песком дает эффект «самотерапии», поэтому его использование – это возможность отреагирования неосознаваемых конфликтов, уменьшения эмоционального напряжения, в том числе переноса агрессии в пространство песочницы[Пермякова].
Таким образом, в процессе игры развивается фантазия детей, речь, мышление, развиваются коммуникативные навыки, творческие способности. Игра обладает большим педагогическим потенциалом в воспитании детей. Одной из разновидностей детских игр, способствующих формированию у средних дошкольников межличностных отношений, являются игры с песком.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Авраменко О.В. Педагогические условия формирования гуманности у дошкольников в игровой деятельности: Дис. … канд. пед. наук. – Елец, 1997. – 131 с.
Арсентьева В.П. Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном детстве: учеб. пособие. – М.: Форум, 2009. – 144 с.
Бондарь Н.Г. Факторы развития эмпатии старших дошкольников // Сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия «Гуманитарные науки». – 2010. – № 8.
Выготский Л.С. Избранные психологические и педагогические исследования. – М.: Просвещение, 2003. – 365 с.
Новоселова, С.Л. Родителям о детских играх и игрушках. Советы психолога [Электронный ресурс]. URL: www.sluh.net/assets/files/obigre.doc.
Пермякова, М.Е. Экспрессивная терапия в работе психолога: учеб.пособие / М.Е. Пермякова, О.С. Чаликова. – Екатеринбург: Изд-во Урал.ун-та, 2016. – 120 с.
Плеханов Г.В. Избранные философские произведения. – М., 1998.
Степанова О.А. Психолого-педагогический потенциал детской игры: ретроспектива и современные подходы к изучению [Электронный ресурс]. URL: http://www.school2100.ru/upload/iblock/6a6/6a648e61513b947ddbbf4f5e72ed8e5f.pdf.
Усова А.П. Роль игры в воспитании детей / Сост. Н.Я. Михайленко. Под ред. А.В. Запорожца. – М.: Просвещение, 2006. – 96 с.
Усова А.П. Роль игры в детском саду. – М.: Издательство Академии Педагогических Наук России, 2009. – 350 с.
Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. – М.: Изд. дом Шалвы Амонашвили, 1998.