Статья «Мои лучшие открытые уроки»
Статья «Мои лучшие открытые уроки»
на Всероссийский конкурс педагогического мастерства на лучшую статью «Открытый урок как средство распространения педагогического опыта».
Автор статьи Нечаева Татьяна Александровна – учитель географии и биологии МБОУ «Долгощельская средняя школа Мезенского района» (филиал «Соянская средняя школа»).
Мой первый открытый урок состоялся на педагогической практике в школе в далёком 1990 году. Его посетили учитель географии – руководитель практики и директор школы. На данном этапе своей педагогической деятельности мне было важно разобраться с содержанием учебного материала (тема «Влажность воздуха» география 6 класс) и подать его шестиклашкам доступно и понятно. Объяснение учебного материала строила на применение понятий максимальная влажность, абсолютная влажность, относительная влажность и демонстрировала их зависимость в виде формулы. Показала приёмы решения географических задач с применением математической формулы и её преобразованием. Тема «Влажность» считается одной из сложных в разделе «Атмосфера». Чтобы показать её практическую значимость, связала учебный материал с природными явлениями, хорошо знакомыми ученикам 6 класса: облака, туман, роса. Урок получился «живым» и насыщенным. В анализе моего открытого урока руководитель практики отметила: «включение понятийного аппарата в данной теме позволило молодому педагогу объяснить сложный материал легко и доступно. Обязательно возьму этот приём на заметку».
Будучи молодым педагогом, я проводила открытый урок по решению педагогического совета: каждому учителю подготовить, провести открытый урок и дать его самоанализ. Урок обязательно должны посетить все коллеги школы, заслушать самоанализ урока и дать всесторонний анализ. Я снова остановилась на уроке географии в 6 классе, тема «Природные компоненты на примере своей местности». Подготовка к уроку заняла много времени. Вместе с учениками мы подбирали описание природных компонентов своей местности: описание форм рельефа, слагающих их горных пород, описание климата и погодных характеристик, описание реки, на которой стоит наша деревня, описание почв, описание типичных растений и животных. Подобрали и оформили наглядный материал. По сути дела, это был проектный урок. Собирая материал, мы обращались к разнообразным источникам информации, беседовали с метеорологом, родителями, опытными охотниками, изучали атлас Архангельской области и материалы, собранные кружковцами школы. На открытом уроке главная роль отводилась ученикам-докладчикам, которые поделились результатами своей работы с одноклассниками. В перерыве между выступлениями я давала задания ребятам на осмысление и закрепление нового учебного материала по каждому природному компоненту своей местности. Главным результатом открытого урока географии стало вовлечение учеников 6 класса в его подготовку и проведение. Получение новых знаний (сегодня мы называем такой тип урока – открытие новых знаний) – строилось на основе краеведческого материала. Такая форма урока заинтересовала учащихся. Они почувствовали огромную ответственность, возложенную на них учителем, и отнеслись к подготовке очень серьёзно. Урок получил достойную оценку коллег.
Далее открытых уроков становилось больше, наступила эпоха аттестации и повышения квалификации педагогов. В 1999 году мне присвоили первую квалификационную категорию. А в 2000 году в районе объявили первый конкурс «Учитель года». Главное конкурсное задание – открытый урок на базе другой школы. Здесь заранее школьников подготовить не получится, да и проверять знания и умения в классе, в котором ты не преподаёшь, смысла не было. Требовался новый подход и к форме урока, и к его содержанию. Свой первый конкурсный открытый урок я придумала провести в форме деловой игры, в которую вовлекла 4 команды-учёных специалистов (восьмиклассников). Цель игры: организовать деятельность обучающихся по выявлению причин разнообразия рельефа России, обобщить, углубить, систематизировать знания по теме «Рельеф России», закрепить навыки работы с разнообразными источниками информации. В каждой команде причины искали сообща: палеонтологи искали ответ в геохронологической таблице, геоморфлоги сопоставляли тектоническую и физическую карты, геологи «расшифровывали» опорный конспект-схему «Строение равнин», географы работали с иллюстрациями разнообразных форм рельефа и подбирали соответствие формы и её происхождения. Выступали, аргументировали, делали выводы, задавали вопросы друг другу. Общий итог – схема, объясняющая причины разнообразия рельефа: разное происхождение, разное строение, разнообразие внешних и внутренних факторов. На уроке в команде «не так страшно», проверка знаний уходит на второй план, пропуская вперёд формирование умений «читать» и находить географическую информацию в разнообразных источниках.
К сожалению, принять участие в конкурсе по независимым от меня причинам я не смогла. Открытый урок провела в своей школе, который прошёл «на одном дыхании». Со временем сценарий урока отредактировала и оформила в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования. Дважды выставляла на конкурс методических разработок, в 2015 г разместила на своём сайте https://infourok.ru/urok-po-geografii-dlya-klassa-pochemu-relef-rossii-raznoobrazniy-prezentaciya-279063.html
2002 год – попытка номер два! Я снова подаю заявку на участие во втором районом конкурсе «Учитель года». И снова творческий процесс запущен. Бессонной ночью рождается идея провести открытый урок в форме очно-заочной экскурсии в Орнитологический музей. За 10 лет руководства краеведческим кружком накоплен огромный материал, который может стать предметом исследования на уроке биологии в 7 классе. Для каждой из шести групп придумала свой «зал» в «Орнитологическом музее»: внешний вид хищной птицы, перьевой покров, скелет, пищеварительная система, гнёзда и яйца птиц, перелёты и кольцевание птиц. От каждой группы требовалось провести исследование с наглядным материалом, решить поставленные задачи, провести экскурсию для одноклассников и зрителей в своём «зале». Это было очень интересно! Выиграв районный конкурс, мой открытый урок «Вслед за птицами!» отправился в областной центр, на областной этап конкурса. В номинации «Педагог-исследователь» открытый урок в городской школе занимает первое место! За 20 лет я показала открытый о птицах урок пять раз! Каждый год провожу его для семиклассников в конце раздела «Класс птицы». В 2008 году сценарий открытого урока по теме «Вслед за птицами!» был размещён в журнале «Биология в школе» №4.
Став лауреатом областного конкурса «Учитель года», в 2008 году я стала членом областного клуба «Учитель года», где мой опыт признали инновационным. Одной из форм распространения инновационного опыта среди педагогов области стали педагогические десанты. Мы выезжали в школы области и показывали открытые уроки, мероприятии, мастер-классы, практикумы.
На этом этапе у меня «родился» интегрированный открытый урок географии, биологии и экологии «Добро пожаловать в Соянский заказник». Мне захотелось вовлечь детей в заочное путешествие по территории биологического заказника. Этот урок стал уроком открытия новых знаний об одной из уникальных охраняемых территорий Архангельской области. Основными источниками информации стали документы, книги, заметки из газет, журналов, фотоматериалы, коллекции горных пород. Каждая группа работала с подобранными источниками по одной из предложенных тем: экология, геология, биология и зоология. К путешествию, пусть даже и заочному, я подготовила красочную презентацию, а представляли материалы презентации обучающиеся – представители групп. После открытого урока отзыв восьмиклассников: «нам было нескучно!» «мы весь урок путешествовали и открывали», «мы никогда ранее на уроках не видели настоящую шерсть медведя и никогда не сравнивали его след с размером чупа-чупса» и т.д.
Познакомиться со сценарием урока «Добро пожаловать в Соянский заказник!» можно на сайте https://урок.рф/library/osobo_ohranyaemie_prirodnie_territorii_arhangelsko_190224.html
С недавних пор я педагог-наставник и уже за плечами опыт проведения открытых интегрированных уроков с молодыми педагогами школы. В 2018 году совместно с учителем иностранного языка мы разработали урок «Путешествие и открытие Австралии» https://infourok.ru/scenariy-uroka-geografiiangliyskogo-yazika-v-klasse-po-teme-puteshestvie-i-otkritie-avstralii-3923830.html. За информационную основу при подготовке и проведения урока взяли аутентичный материал, в том числе, на иностранном языке: гербарии австралийских растений, яйцо страуса эму, ракушки со дна Большого Барьерного рифа, видеоматериалы, карты, австралийские открытки, плакаты и календари. На уроке была организована групповая деятельность обучающихся. Группы выявляли особенности географического положения материка Австралия, расшифровывали символы страны – материка, связанные с особенностями природы. Учебный материал, который рассматривали семиклассники, позволил обобщить и углубить знания по теме «Австралия», открыть новые грани, на первый взгляд, хорошо знакомого школьникам материка.
Что же такое открытый урок? Есть ли некий алгоритм его проведения? Нужно ли владеть особой методикой их проведения?
Открытый урок как средство распространения педагогического опыта – это особый урок! Для участников образовательного процесса – детей – это, прежде всего, праздник открытия новых знаний, приобретения важных умений, которые обязательно пригодятся им дальше, - возможность раскрыть в себе новые способности, в том числе интеллектуальные, организаторские и ораторские.
Для учителя – автора урока – это, прежде всего, возможность показать свой (и ничей другой!) уникальный опыт понимания и представления учебного материала, организации учебного процесса, приёмов владения вниманием детей. Возможность создать условия для успеха каждого ученика.
Для педагогов, посещающих открытый урок, возможность рассмотреть и взять «на вооружение» особые методические приёмы учителя – наставника.
Алгоритма проведения открытого урока нет, алгоритм «рождается» в голове учителя, как творческое произведение писателя или поэта.
Люблю ли я проводить открытые уроки?
Люблю! Люблю придумывать, «рождать», творить, делиться опытом, как с молодыми коллегами, так и с опытными. Каждый открытый урок, а их в моей 30-летней практике было немало, как «ребёнок», рождённый в творческих «муках». Если урок вызывает отклик у педагогов, обучающихся, значит, мой труд интересен и востребован.
Люблю ли я посещать открытые уроки?
Обязательно, при любой возможности! Делаю заметки, размышляю, анализирую. И учусь!
Когда создаю открытый урок, вспоминаю слова Януша Корчака «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребёнка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать. Да, от того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям». Для меня каждый урок – это ступенька в мир познания.
Спасибо за внимание!
Соколова Елена Борисовна
Нечаева Татьяна Александровна
Шишкина Людмила Николаевна
Нечаева Татьяна Александровна
Горбачёва Марина Юрьевна
Нечаева Татьяна Александровна