Статья на тему «Формирующее оценивание на уроках математики в 5-9 классах, как современный подход к оценке учебных достижений обучающихся»
В настоящее время в условиях перехода к новой модели образования, соответствующей требованиям информационного общества, функция оценивания приобретает новый смысл, меняются цели оценивания. Оценивание должно быть направлено не просто на выявление недостатков, оно должно стать механизмом, обеспечивающим непрерывность процесса совершенствования качества образования, должно обеспечить конструктивную обратную связь для всех субъектов образовательного процесса, должно не просто подводить итоги достигнутого, оно должно стать отправной точкой, за которой следует новый виток развития, выход на новый уровень качества образования. И речь идет не столько об изменении средств оценивания (хотя инструменты и процедуры оценивания тоже могут меняться), сколько об изменении целей оценивания и философии оценки. Как же организовать процедуру оценивания, соответствующую этим требованиям?
Термин «формирующее оценивание» впервые был предложен в 1967 году Майклом Скривеном в работе «Методология оценивания».
«Формирующее оценивание относится ко всем видам деятельности, которые осуществляют учителя и учащиеся. Оно обеспечивает обратную связь, позволяющую регулировать обучение и учение в интересах учащегося»
ФГОС предъявляют к процессу оценивания следующие требования:
оценивание достигаемых образовательных результатов (личностных, метапредметных, предметных);
оценивание процесса их формирования;
оценивание осознанности каждым обучающимся особенностей развития его собственного процесса обучения
Актуальность данной работы обусловлена потребностью современного учителя в введении новых подходов к оцениванию образовательных результатов.
Сегодня учитель всё чаще сталкивается с тем, что, предлагая ученикам новые учебные формы работы (проекты, исследования…), он не имеет инструментов, чтобы оценить их результаты. Способом решения данной проблемы становится формирующее оценивание.
Формирующее оценивание – это целенаправленный непрерывный процесс наблюдения за учением ученика. Оно основывается на оценивании в соответствии с критериями и предполагает обратную связь.
Система формирующего оценивания должна быть:
Настроенная на оценку индивидуального прогресса;
Основанная на максимально прозрачных и заранее объявленных критериях;
Включающая самого ученика в процесс оценивания (с целью повышения мотивации и самостоятельности учащегося);
Доступная и прозрачная для всех участников образовательного процесса: ученика, учителя, родителей;
Показывающая динамику образовательных достижений учащихся с учетом уровня обучаемости данного класса и качества создаваемых учителем условий обучения.
Пять принципов формирующего оценивания:
Учитель регулярно обеспечивает обратную связь
Учащиеся принимают активное участие в организации процесса собственного обучения
Учитель меняет техники и технологии обучения
Учитель осознает, что оценивание посредством отметки резко снижает мотивацию и самооценку учащихся.
Учитель осознает необходимость научить учащихся принципам самооценки и способам улучшения собственных результатов
Техники формирующего оценивания, которые можно применять на своих уроках:
Карточки для обобщения или для вопросов.
Учитель периодически раздает учащимся карточки с заданиями, указанными на обеих сторонах:
1 сторона: Перечислите основные идеи из пройденного материала (раздела, темы) и обобщите их.
2 сторона: Определите, что вы еще не поняли из пройденного материала (раздела, темы), и сформулируйте свои вопросы.
Трехцветный групповой опрос
Проводится на обобщающих занятиях по определенной теме. Класс разбивается на группы из четырех или пяти учеников, и их работа организуется в три этапа.
Сначала школьникам предлагается пройти тест короткого ответа в индивидуальном порядке
Затем происходит работа в группе
И, наконец, группа имеет право воспользоваться учебниками, заметками, сделанными в классе, другими ресурсами.
Светофор
У каждого ученика имеются карточки трех цветов светофора. Учитель просит учащихся показывать карточками сигналы, обозначающие их понимание или непонимание материала, затем он просит учащихся ответить на вопросы:
К учащимся, которые подняли зеленые карточки (все поняли): – Что вы поняли?
К учащимся, поднявшим желтые или красные карточки: – Что вам не понятно?
По итогам полученных ответов учитель принимает решение о повторном изучении, закреплении темы или продолжении изучения материала по программе.
Сигналы рукой
Учитель останавливает объяснение и просит учащихся показывать ему сигналы рукой, свидетельствующие о понимании или непонимании материала. Для этого учитель предварительно договаривается с учащимися об этих сигналах:
Я понимаю __________и могу объяснить (большой палец руки направлен вверх)
Я все еще не понимаю _________ (большой палец руки направлен в сторону)
Я не совсем уверен в _______________(помахать рукой)
Посмотрев на сигналы, учитель предлагает некоторым учащимся высказаться:
тем, кто не понял, задает вопрос: «Что именно вам непонятно?»;
слово предоставляется тем, кто не очень уверен в правильности ответа;
слово предоставляется тем, кто все понял.
Учитель задает уточняющие вопросы: «Что именно вы поняли?»
Обязательно предлагается выслушать несколько ответов.
По итогам полученных ответов учитель принимает решение либо о повторном изучении, закреплении темы, либо о продолжении изучения темы. В случае повторного объяснения, закрепления темы учитель должен использовать еще одну проверочную мини-работу. Данный шаг важен для того, чтоб понять, происходят ли изменения в понимании темы у учащихся, испытывающих проблемы, и определить свои шаги по дальнейшей работе.
Клейкие заметки
На классной доске выделяется место, где каждый обучающийся перед началом урока размещает стикер определенного цвета, например, желтый — «я все знаю и умею» и красный — «я сомневаюсь». В конце урока процедура повторяется, но уже на другом месте доски. Учащиеся (а также учитель) по изменению количества разноцветных стикеров могут наглядно увидеть прогресс в обучении
Пропуск на выход
На отдельном столе размещены самооценочные цветные пластиковые контейнеры, в которые ученики в конце урока должны положить свои тетради:
красный контейнер — «я не справился»,
зеленый — «получилось»,
желтый — «было легко, могу помочь другим».
Аналогичный прием используется российскими учителями в виде цветных кружков в тетради и носит название «светофор», а также в виде других маркировок в тетрадях (восклицательный знак, волшебные линеечки и др.).
Использование контейнеров позволяет наглядно оценить количество учащихся с разным уровнем освоения материала темы.
Составление тестов
Вовлечение ученика в индивидуальную творческую работу, которая проявляет не только его знания, подготовленность, но и мотивацию.
Ученик сможет: Повысить качество выполнения домашнего задания.
Учитель может: Выявить уровень понимания учащимися материала и разобрать моменты, вызвавшие затруднение, подготовить учащихся к проверочной работе.
Две звезды и желание
Суть приема «Две звезды и желание» заключается в том, что учитель предлагает проверить работы одноклассников.
В своих комментариях обучающиеся не оценивают работы, а определяют и указывают на 2 положительных момента – 2 звезды и на 1 момент, который заслуживает доработки – желание.
На любом этапе учебной работы школьник должен получать обратную связь, которая показывает, где он сейчас находится, что у него получается, какие затруднения возникают, как он может с ними справиться. При этом важно проявить тактичность и деликатность.
Алгоритм, осуществления обратной связи:
Определить положительные «сдвиги» работы ученика.
Указать на что ученику следует обратить внимание, над чем еще поработать.
Подсказать, как можно улучшить свою работу
Закончи предложение
Какие новые знания вы получили? Начните свой ответ со слов:
Я узнал…
Я теперь знаю…
Мне было интересно…
Я хочу еще узнать…
Таким образом, для учителя современной школы актуальна задача оценивания не только конечного результата, но и самого процесса обучения. Причем, оцениваются, как знания и умения, осваиваемые учащимися в ходе изучения учебного предмета (предметные результаты), так и личностные результаты - готовность и способность учеников к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, а также метапредметные результаты, включающие освоенные учащимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (УУД).
Обучающийся должен уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи, владеть основами самоконтроля, самооценки, контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить коррективы и, наконец, адекватно оценивать свои достижения.