«Информационные способы предварительной оценки качества текста»
Широких Ксения Анатольевна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ школа № 589 Санкт-Петербурга
Подросток начала 2020-х годов уникален. Учителям часто сложно «угнаться» за прогрессом, а нерадивый школьник, который даже пишет с ошибками, впитывает инновации, как губка, органично и безболезненно. Однако достаточным эмоциональным опытом и знаниями взрослого он по-прежнему не обладает, поэтому сомневается: правильно ли выполнил задание и будут ли его объективно оценивать.
Потребность в объективности чаще всего транслирует мысль о том, что даже профессиональное суждение субъективно, так как профессионал – человек, а значит, априори пристрастен. Поэтому в обществе растет доверие к формальным способам обработки информации и анализа качества работы. Не остался в стороне и авторский текст. Существует несколько онлайн-сервисов, позволяющих оценить первичное качество текста, «общую канву», так сказать, «верность направления». Они не определят уровень писательского таланта или обученности языку, но смогут проанализировать степень ясности и точности выбранных лексических формулировок. Этого будет достаточно, чтобы ученик смог понять, соответствует ли произведение уровню его притязаний.
Первый сервис –
«Оценка читабельности текста» (
http://ru.readability.io). Название – калька с английского, может, не самое благозвучное слово, но точно определяет назначение сайта. Загрузив текст с помощью ссылки или скопировав его в специальное окно, пользователь мгновенно получает оценку аудитории, которой этот текст предназначен. Если указанный возраст потенциальных читателей соответствует возрасту автора или его целевой аудитории, то цель можно считать достигнутой. Если же аудитория значительно моложе, например, старшеклассник изъясняется на уровне 1–3 класса, то подросток должен задать себе вопрос, не слишком ли примитивен его язык, что можно изменить.
Второй сервис – популярный алгоритм
«Главред» (
https://glvrd.ru). Сайт призывает «очистить текст от словесного мусора», и, конечно, больше подходит журналистам и специалистам по рекламе, но дает обучающемуся понять примерную оценку уровня текста.
«Главред» – это два окна-алгоритма, «Чистота» и «Читаемость», проверяющие лексику и синтаксис высказывания. Оценивание происходит по 10-балльной шкале, все «замечания» программа указывает в комментариях, например, если использовано личное местоимение, которое можно опустить. Механизм позволяет убрать повторы, клише и штампы, добиться ясности, но не указывает на грамматические ошибки. Очевидный плюс сервиса в советах и наглядных примерах, которые помогают подростку не только оценить свой текст, себя как автора, но и развить навык анализа замечаний, следовательно, критического мышления.
Безусловно, какими бы верными не были алгоритмы, заменить профессиональное мнение специалиста они не смогут. Человеку нужен человек, а подростку – учитель, авторитет, вдумчивый читатель и помощник. Но для собственного успокоения ребенку нужно понимать, что созданное им речевое произведение достойно того, чтобы показать наставнику.
Мастина Ольга Валерьевна
Земских Ксения Анатольевна
Горбачёва Марина Юрьевна
Земских Ксения Анатольевна
Ахметшина Наталья Юрьевна
Земских Ксения Анатольевна
Аладышева Татьяна Петровна
Земских Ксения Анатольевна