Статья на тему: «ЛЕГО-конструирование как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста»
Статья на тему: «ЛЕГО-конструирование как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста»
Введение федерального государственного стандарта дошкольного образования предполагает использование новых развивающих педагогических технологий. Не секрет, что в дошкольном детстве игра имеет определяющее значение. Именно поэтому одна из самых популярных педагогических технологий – игровая. Она представляет собой достаточно широкое направление, которое имеет много разветвлений. Одно из них – конструирование из ЛЕГО.
Такой подход легко реализовать в образовательной среде, так как конструкторы ЛЕГО позволяют ребёнку думать, фантазировать и действовать, не боясь ошибиться.
«Ум ребенка — на кончиках пальцев» — сказал однажды известный русский педагог Василий Александрович Сухомлинский. Действительно, активная тренировка пальцев руки чудесным образом воздействует на работоспособность коры головного мозга, и, как следствие, на развитие речи. Эта особенность нашего организма позволяет формировать у детей с ТНР как речевую, так и связанные с ней неречевые виды деятельности.
Применение наборов ЛЕГО-конструктора в развитии речи имеет следующие преимущества:
конструктор безопасен для детей, удовлетворяет самым высоким требованиям гигиеничности, эстетики, прочности и долговечности;
конструктор яркий, красочный, привлекательный;
облегчает процесс мотивации ребенка;
конструктор можно расположить не только на столе, но и на полу, на ковре, и даже на стене и ребенку во время занятия нет необходимости сохранять статичную сидячую позу, что особенно важно для соматически ослабленных детей;
игровое восприятие заданий педагога, когда задание можно преподнести ребенку в виде увлекательной игры;
применение конструктора позволяет ребенку проявлять творческий подход, фантазировать.
В процессе наблюдений за конструктивной деятельностью детей следует задавать вопросы, требующие развернутого ответа. В ходе ответов на вопросы у детей уточняются и обогащаются представления о предметах ближайшего окружения, развивается инициативная речь.
В ходе ЛЕГО-конструирования с детьми используется определенный алгоритм, при котором постоянно ведется речевая работа:
Знакомство с новым материалом (детали строительного материала). Предлагается детям назвать знакомые детали строительного материала - кубик, кирпичик, сапожок, клювик, пластина, юбочка, голова, познакомиться со способами соединения кубиков (соединение стопкой, внахлест, cтупенчатое).
На основе их фантазий можно разработать ЛЕГО-словарь. На этом этапе детям предложить игры: "На что похоже?", "Назови детальки"
Показ образца (если постройка сложная, показ поэтапно). Самостоятельное выполнение детьми (помощь).
Идентификация с образцом.
Обыгрывание постройки - использование построек для организации игр в совместной и самостоятельной деятельности (подведение итога на основе результата).
Сооружая постройку, нужно всегда комментировать свои действия, обращать внимание на новые конструктивные приемы, предлагать рассмотреть получившееся сооружение, привлечь детей к его анализу, затем предложить воспроизвести такую же постройку. Это способствует формированию у детей обобщенных представлений о конструируемых объектах, умений анализировать свойства предметов, развитию конструктивных навыков.
Старшие дошкольники с удовольствием рассказывают о своих постройках, проговаривают последовательность своих действий, оценивают ту или иную конструктивную ситуацию. Они выполняют задания, требующие активизации мыслительной деятельности, например, достроить постройку по заданному признаку или условиям («Заполни пространство», «Угадай, чья я часть?», «Оживи свою модель» и другие). Речевые ситуации, возникающие в процессе создания построек и игр с ними, способствуют развитию речи детей, которая служит одним из важнейших средств активной деятельности человека, а для будущего школьника является залогом успешного обучения в школе. Решаются многие задачи обучения: расширяется словарный запас, совершенствуется грамматическая речь, связная речь, развиваются коммуникативные навыки, совершенствуется умение обобщать и делать выводы.
Работу с конструктором и, в частности, игры можно использовать с различными целями:
развитие речи в рамках определенных тем (дом, город, мебель, животные и их детеныши и т.д.);
развитие артикуляционных движение и дыхания; постановка и автоматизация звуков;
создание условий естественного полноценного общения детей в ходе совместной работы (диалог и монолог).
Приведем примеры игровых заданий для детей:
предложить ребенку собрать из деталей ЛЕГО попугая Молчуна, а затем научить его говорить;
совместно с детьми собрать из ЛЕГО постройки — символы к упражнениям артикуляционной гимнастики и выполнять эти упражнения;
предложить детям построить из конструктора футбольные ворота для упражнения «Забей мяч в ворота»;
построив сани из ЛЕГО, предложить детям вспомнить, какую песенку поют санки, когда их везут по снегу (СССССССССС…).
на этапе автоматизации звука в слогах используются цветные кирпичики ЛЕГО, соответствующие обозначению звуков. Строя «лесенку» из конструктора, ребенок повторяет слоговой ряд (са-са-са), а если одна из «ступенек» иного цвета, выделяет голосом ударный слог.
В процессе ЛЕГО-конструирования дети постоянно взаимодействуют друг с другом и педагогом. У детей формируются навыки культурного поведения и положительных взаимоотношений. Также дети работают в парах, используя одну строительную пластину. Создавая модели вместе, дети учатся лидерству и кооперации, распределяют роли и используют разные идеи для создания более интересной игры. Если требуется помощь товарища или педагога, есть возможность закрепить с детьми формулы речевого этикета при обращении с просьбой, благодарения, ведь дети должны учиться выражать просьбу словами благодарить за оказанную услугу. Все это способствует развитию речевого общения в совместной деятельности.
Таким образом, работа по развитию речи детей дошкольного возраста с применением ЛЕГО-конструирования является результативной, так как дети воспринимают её как игру, которая не вызывает у них негативизма, а наоборот приучает к внимательности, усидчивости, обсуждению и выполнению словесных инструкций по конструированию поделки. Это все способствует лучшему усвоению речевого материала.