12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Екатерина49
Россия, Новосибирская обл., Новосибирск

«Мотивация - первая ступень для будущего ребенка»

Автор: учитель начальных классов в МКОУ СКШИ №152,
Ермаченкова Екатерина Владимировна

Работать с детской мотивацией в начальной школе очень нелегко. Самое главное это не заставлять ребенка от бессилия следовать инструкциям и делать так как «надо». Наша цель, как учителей начальной школы, сделать все возможное, для того чтобы ребенку самому захотелось учиться и было интересно в образовательном процессе.
Ребёнку важно научиться, ставить перед собой цель, идти к ней, сохранять усилия, быть любознательным. Полюбить обучение, школу, быть готовым, что мир так быстро меняется, каждый день он может научиться чему-то новому, интересному. Быть уверенным в себе, своих силах, иметь правильную самооценку. Не менее важно быть в хороших доверительных отношениях со своим первым учителем, родителями, одноклассниками. Чтобы ребенку было интересно заниматься на уроках, у него была правильно
сформирована учебная мотивация, нужно соблюдать все эти пункты.
Что такое мотивация?
По мнению А. Мескона, мотивация представляет собой процесс побуждения себя и других к работе для достижения личных целей и целей целой организации. 
Виды мотивации:
Психологи Эдвард Деси и Ричард Райан выделили два ключевых вида мотивации — внутреннюю и внешнюю. Отличить их просто: если человеком движут мотивы, связанные непосредственно с самой деятельностью, то их можно назвать внутренними. Например, ребёнок может заниматься математикой, потому что ему нравится решать новые задачи. Решение задач непосредственно относится к обучению математике, поэтому такую мотивацию мы можем назвать внутренней. Или ребёнок может делать домашнее задание, потому что иначе его лишат возможности погулять с друзьями. Нежелание лишиться чего-то приятного, которое и заставляет ребёнка заниматься, не относится к самой учёбе, и такую мотивацию мы назовём внешней. 
Если в рамках урока ребёнок может реализовать свои важные ценности, интересы, стремления, он будет больше включаться в учёбу. Выстраивание занятий с учётом потребностей детей — ключ к тому, чтобы повышать их мотивацию.
Что делать учителю, чтобы работать с мотивацией детей в начальной школе?

Создать ситуацию успеха.
Каждому человеку приятно чувствовать, что он в чем-то успешен. Когда учащийся уверен в себе, он больше всех остальных успешен в решении задач.
1. Нужно найти задания, вид деятельности, с которыми справится данный ученик, и начать первым делом с них.
2. Подборка заданий должна быть актуального уровня сложности.
Когда позитивного опыта накоплено достаточно, можно опираться на то, что получается хорошо, и использовать небольшой вызов — что-то, что пока ребёнок может сделать только с помощью учителя. Если в этих условиях гибко помогать ребёнку при столкновении с трудностями, он уйдёт с ещё более ценным ощущением «Это было трудно, но у меня всё равно получилось!».
3. Отмечать любые успехи учащегося.
В конечном счёте важнее всего ребёнку сформировать образ себя как успешного человека. И в этом помогают не только академические успехи, но и любые достижения. Ребёнку важно слышать обратную связь о том, что у него получается хорошо, с чем он справляется, да и вообще слышать добрые слова в свой адрес.

Ребёнок — активный участник учебного процесса

Ученик хорошо запоминает и усваивает ту информацию, которую сам нашел и открыл для себя. Согласитесь, чужой совет и вывод, сделанный на личном опыте, имеют очень разную ценность, хотя по содержанию они могут совпадать. Так и в обучении: собственный опыт включает в работу мощнее, чем готовое знание от учителя или из учебника.

Для поддержания активной позиции у детей можно использовать методику проблемного обучения, которое основывается на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Дж.Дьюи:

Начните с проблематизирующего вопроса, который опирается на уже изученный материал, но содержит в себе вызов.
Например, дети уже хорошо понимают про деление, сложение, вычитание обычных чисел, и вы подбираетесь к теме простых дробей. Без какой-либо вводной теории попросите детей сравнить дроби с разными знаменателями, не давая ответа. Для облегчения задачи можно дать условия к ней на примере кусочков пиццы.

Понаблюдайте, как дети выдвигают гипотезы и пробуют решить задачу — это этап поисков, где могут случиться настоящие инсайты.

Выслушайте все варианты ответов, догадки, и поделитесь своим решением. Расскажите определение и постарайтесь вместе с детьми сформулировать алгоритм/формулу/выводы.
В нашем случае это алгоритм сложения и вычитания простых дробей.

Уделите время тому, чтобы закрепить знания с помощью упражнений.

Разрешите ошибаться

Обучение через опыт — это надёжный метод, позволяющий превращать знания в навыки. Но он неизбежно ведёт к множеству ошибок и неудач, ведь пробы не бывают без них. Чтобы опыт действительно стал образовательным, важно относиться к ошибкам нейтрально, принять их как часть этого опыта, разрешить их себе и другим.

Как поменять отношение детей к ошибкам

Не критикуйте и не ругайте за ошибки.

Создайте в классе контекст, пространство, в котором ошибаться — это нормально и неизбежно. Можно сформулировать это, как правило: мы не критикуем, не смеёмся, не стыдим за ошибку.

Хотя бы иногда вводите задания, которые вы не оцениваете, чтобы у детей был опыт ошибок без последствий.

Показывайте дети, как сильно иногда ошибки связаны с внешними обстоятельствами, переводите фокус с «я неспособный» на «это задание для меня трудное и длинное».

Подчеркните, что неудача и трудности временны. И любой человек с ними сталкивается.

Если вы видите, что ребёнку уже долгое время не даются какие-то виды заданий, обсудите с ребёнком, что иметь ограничения и особенности — это нормально, у всех что-то не получается.

Предлагайте помощь. Чтобы ребёнок понимал, что если ему будет трудно, вы будете рядом.

Если ошибка привела к серьёзным последствиям, примите чувства ребёнка, будьте рядом. Когда эмоции поутихнут, помогите разработать дальнейший план действий.

Признавайте свои ошибки, особенно если вы оказались не правы прямо на глазах у детей. Приводите примеры своих ошибок, рассказывайте о них, когда это уместно.

Чтобы заинтересовать ребёнка учёбой, стоит помнить обо всем этом, уйти от фокусировки на получении конкретных знаний и умений. Мотивация во многом зависит от того, какие отношения мы выстраиваем с учеником, как учим его относиться к своим успехам и ограничениям, какой эмоциональный след остаётся у него от учёбы.

Список использованной литературы:

Гиппенрейтер Ю.Б. Как учиться с интересом
Партингтон Д. Учимся мотивировать, мотивируем, чтобы учиться
Гордеева Т.О. Психология мотивации достижения
Ильин Е.П. Мотивация и мотивы
Герасимова А.С. Теория учебной мотивации в отечественной психологии
Барбара Оакли. Думай как математик. Как решать любые задачи быстрее и эффективнее







Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.