Статья на тему «СДВГ у дошкольников и детей младшего школьного возраста»
Статья на тему «СДВГ у дошкольников и детей младшего школьного возраста»
Детская гиперактивность — это ситуация, когда активность и возбудимость детей значительно превышают принятые нормы. Гиперактивность вызывает много проблем у родителей и воспитателей. Да и сами дети испытывают трудности в общении со сверстниками и взрослыми, что чревато дальнейшим формированием негативных психологических характеристик личности.
Это неврологическое и поведенческое расстройство в медицинской литературе называется детским СДВГ.
Для СДВГ характерны следующие нарушения:
- импульсивное поведение;
- повышенная речевая и двигательная активность;
- недостаток внимания.
СДВГ становится причиной плохих отношений со сверстниками, родителями и учителями и, как правило, приводит к ухудшению успеваемость в учёбе. Согласно статистике, гиперактивность встречается у 4% детей школьного возраста. Причём у мальчиков данный показатель в 5-6 раз выше, чем у девочек.
Но есть среди учеников просто активные дети. Как отличить гиперактивностью от обычной активности? Синдром гиперактивности отличается от активности не уровнем самой активности, а умением контролировать своё поведение. Ребята с СДВГ не могут ни самостоятельно, н и с помощью взрослых снизить свою активность. Поэтому с поведением ребенка возникают проблемы.
В каких случаях необходимо обращать к специалистам? А именно к педиатру, неврологу или детскому психологу.
- Заторможенность при физической нагрузке
- Отсутствие внимательности
- Трудности в общении с окружающими
- Низкая успеваемость
- Проявление агрессии
Причины СДВГ могут быть разными:
- Преждевременные или осложненные роды.
- Внутриутробная инфекция.
- Влияние вредных факторов во время беременности (от условий на рабочем месте до окружающей среды).
- Стресс и неоправданная физическая нагрузка во время беременности.
- Генетическая предрасположенность.
- Неправильное питание во время беременности.
- Незрелая центральная нервная система новорожденных.
- Нарушения метаболизма дофамина и других нейромедиаторов в центральной нервной системе ребёнка.
- Более того, причиной могут стать амбиции родителей и неоправданно высокие требования к ребёнку.
Симптомы гиперактивности, как правило, одинаковы в любом возрасте.
- импульсивность и эмоциональная нестабильность;
- тревожность, суетливость и невнимательность;
- физическая и умственная утомляемость;
- раздражение и слезы;
- задержка речи;
- нарушение восприятия (чаще зрительного анализатора);
- плохой сон;
- неумение организовать свою деятельность.
Дошкольники с СДВГ
Явно проявляют беспокойство. Они не обращают внимания на высказываемые ими замечания, перебивают педагогов и сверстников, кричат, часто плачут. В этом возрасте замечания не имеют эффекта, так как любая информация плохо усваивается или игнорируется. Любое занятие привлекает внимание ребенка на короткий промежуток времени.
Ученики младших классов с СДВГ
На уроке такие дети невнимательны, гиперактивны и не реагируют на речь педагога, нарушают порядок в классе. СДВГ у 6-7-летних учащихся начальной школы приводит к тому, что дети плохо усваивают учебный материал и неаккуратно выполняют домашние задания.
Организовать работу детского коллектива, где присутствуют гиперактивные дети, требует от педагогов выдержки и профессиональных навыков. С одной стороны важно направить энергию такого ребенка на правильное русло, с другой поддерживать дисциплину в классе.
Как помочь детям?
Упражнения на расслабление
Познакомьте детей с упражнениями на снятие стресса и напряжения. Это могут быть специально подобранные игры, например, музыкотерапия, упражнения в технике арт-терапии.
Физические нагрузки
Подберите комплекс упражнений, которые можно проводить между разными этапами урока. Предложите родителям спортивные секции после всех уроков.
Тренировка внимания
Игры на концентрацию и тренировку внимания, его объема, устойчивости, на развитие зрительной памяти. Например, игра «Золушка» (рассортировать крупы по тарелкам), игры «Найди отличие» или «Снежный ком» (выбирается тема, каждый следующий ребенок добавляет к цепочке слов свой вариант и перечисляет без ошибки весь ряд слов).
Этикетки и стикеры.
Гиперактивные дети часто отвлекаются, забывают вещи. Помогите им с помощью шпаргалок, напоминалок, стикеров и гаджетов. Составьте вместе список вещей (чек-лист), которые необходимо брать с собой, таким же образом контролируйте расписание.
Организация пространства
Помогите своему ребенку создать и организовать пространство, в котором ему будет комфортно жить и учиться. Так, ребятам с СДВГ сложно самостоятельно убирать и наводить порядок в квартире. Облегчите эту процедуру. Имеет смысл купить цветные контейнеры, наклеить на них этикетки. Так ребёнку будет легче сортировать и расставлять свои вещи.
Физический контакт
Следует поддерживать в нелегкие моменты, чаще обнимать ребенка.