Статья на тему «Социализация детей с ОВЗ на уроках географии»
Социализация детей с ОВЗ на уроках географии
Социализация и адаптация – это процесс, включающий в себя усвоение человеком социального опыта, путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей. Общество заинтересовано в том, чтобы каждый ребенок смог жить в этом обществе, стать его полноправным членом.
Социализация и адаптация ребенка — процесс длительный и очень сложный. С одной стороны, любое общество, прежде всего само заинтересовано в том, чтобы каждый ребенок, приняв и усвоив систему социальных и нравственных ценностей, идеалы, нормы и правила поведения, смог жить в этом обществе, стать его полноправным членом. С другой стороны, на формирование личности ребенка большое влияние оказывают и разнообразные стихийные, спонтанные процессы, происходящие в окружающей жизни.
Особенности деятельности учащихся с интеллектуальным недоразвитием проявляются в неустойчивости мотивации, неадекватности отношения к выполняемым действиям и получаемым результатам. Если задача не находит отклика, она оказывается непонятной и недоступной.
Учащиеся с ОВЗ на уроках географии с удовольствием включаются в различные виды деятельности: наблюдения, творческая и проектная деятельность, практические работы, работа в группах, деятельность по оцениванию собственных достижений, работа с различными источниками информаций.
Роль географии как учебного предмета имеет большое значение в социализации учащихся с ОВЗ. Социализация – это сложный и многогранный процесс, включающий в себя процесс усвоения социального опыта, системы социальных связей и отношений. Географический материал в силу своего содержания обладает большими возможностями для развития наиболее слабых сторон познавательной деятельности учащихся с ОВЗ: внимания, наблюдательности, умения сравнивать, анализировать, понимать причинно – следственные зависимости.
Каждый мой урок традиционно начинается с рапорта дежурного, где учащиеся описывают погоду. Таким образом, они учатся связной речи: умению наблюдать за погодой и сезонными изменениями в природе.
В целях осуществления социализации на своих уроках детям предложены задания творческого характера: учащимся с 6 по 9 классы предлагается проверка домашнего задания или закрепление темы в виде кроссвордов. Они не только их разгадывают, а в старших классах учатся сами их составлять. Учащимся нравится разгадывать ребусы, которые развивают мышление и являются эффективной тренировкой внимания. Загадки на уроке помогают развивать логику, учат сравнивать и обобщать, от этого дети получают удовольствие. Задание: «Недосказанное предложение» помогает учащимся логически мыслить, развивать связную речь.
Работая с картами, учащиеся узнают о географическом положении государств, их соседей. Изменение границ в современном мире влечёт за собой межнациональные конфликты, которые могут возникнуть в любом населённом пункте. На этих уроках ребята узнают о природных богатствах стран, о сельском хозяйстве, занятиях населении. Именно на уроках географии происходит знакомство с первооткрывателями Антарктиды, Австралии, Америки, людьми, сумевшими преодолеть трудности и достигнуть своей цели. География изучает экологические проблемы, ищет пути их разрешения.
Применяются в учебной деятельности и викторины. Их использование не только помогает установить уровень знаний, памяти и мышления у играющих, но и способствует развитию коммуникативных, социализирующих, когнитивных и волевых свойств характера учащихся.
В результате вовлечения учеников в проектную деятельность по темам: «Птицы Краснодарского края», « Дневник путешествия по тундре", «Водные ресурсы нашего края» ребятам выпала возможность самим добыть информацию, изучить ее, выбрать главное и обобщить. Используя коллективно-творческую деятельность, были созданы: дневник с рисунками растений, животных и населения тундры; рисованный альбом с птицами и экологический плакат «Вода-источник жизни».
С целью профориентации для обучающихся 8-9 классов в рамках внеклассной работы по географии были организованы экскурсии на предприятия города Абинска: хлебозавод, церковь, центр занятости, швейную фабрику, пожарную часть.
Эффективность работы учащихся возрастает, если есть интерес к предмету. Необходимо всю работу по социализации и адаптации обучающихся, воспитанников проводить, опираясь на их жизненный опыт, подбирать для изучения на уроках материал, который будет интересен и необходим для формирования и накопления опыта социального поведения.
А география как предмет несёт в себе большие возможности для развивающейся личности с ОВЗ.
Литература
1. Использование средств обучения в преподавании географии/ Ю.Г. Барышева, М.Б. Вестицкий, Т.В. Григорьева и др. Под ред. Ю.Г. Барышевой. – М.: Просвещение. 1999.
2. Агаджанян Н. А., Труханов А. И., Шендеров Б. А. Этюды об адаптации и путях сохранения здоровья. – М.: Сирин, 2002. – 156 с.
3. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. М.: Просвещение, 2006.
4. . Большой энциклопедический словарь / гл. ред. А.М. Прохоров. – М.: Сов. энциклопедия, 1985. – 1600 с.
5. Пороцкая, Т.И. Обучение географии в вспомогательной школе/ Т.И. Пороцкая.- М., П., 1977