Статья на тему «Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе»
В последнее десятилетие большое внимание уделяется применению здоровьесберегающих технологий в обучении детей. Известно, что состояние здоровья подрастающего поколения является показателем благополучия общества. Дошкольный период является важным в формировании физического и психического здоровья. В этот период происходит интенсивное развитие внутренних органов и становление функциональных систем организма, закладываются черты личности, формируется характер. Ребенок утверждается как личность.
Что же такое здоровьесберегающие технологии?
Под здоровьесберегающими технологиями в широком смысле можно понимать все технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровья. К здоровьесберегающим будут относиться педагогические приемы, методы и технологии, которые не наносят вреда здоровью детей, обеспечивают им безопасные условия пребывания, обучения и работы в образовательном процессе. Эти технологии применяются в различных видах деятельности и представлены как:
- технология сохранения и стимулирования здоровья (ритмопластика, динамические паузы, релаксация, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз);
- коррекционная технология ( артикуляционная гимнастика, логопедический массаж, «Су-Джок» терапия)
Логопедическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество детей с тяжёлыми нарушениями речи (дизартрией, моторной, сенсорной алалией, заиканием) и поэтому внедрение таких технологий очень актуально. Использование здоровьесберегающих технологий в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы работы принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи здоровьесберегающие технологии оптимизируют процесс коррекции речи детей-логопатов и способствуют оздоровлению всего организма ребенка. Кроме того, альтернативные методы и приемы помогают организовывать занятия интереснее и разнообразнее. Таким образом, терапевтические возможности здоровьесберегающих технологий содействуют созданию условий для речевого высказывания и восприятия. Выбор тех или иных здоровьесберегающих технологий будет связан с особенностями развития детей с речевыми недостатками. Только комплексное воздействие на ребенка может дать успешную динамику речевого развития. Совокупность методов и приемов в коррекционной работе по преодолению нарушения речи затрагивает не только исправление дефектов речевой деятельности, но и формирование определенных психических процессов, представлений об окружающем мире, основы личностной культуры. В процессе коррекционной работы логопеда возрастает социальная и педагогическая значимость сохранения здоровья детей.
В своей практической деятельности я применяю следующие здоровьесберегающие технологии:
Логопедический массаж — активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов , кровеносных сосудов и тканей речевого аппарата. Такой массаж является частью комплексной коррекционной работы, направленной на преодоление речевых нарушений.
Массаж особенно показан детям с расстройствами речи, которые с наибольшим трудом поддаются коррекции традиционными педагогическими методам. Поэтому если ребенку ставят один из диагнозов: задержка речевого развития, дислалия, дизартрия, то в данных случаях можно воспользоваться данным методом коррекции.
При системном проведении массажа улучшается функция рецепторов проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудам.
В моей практике широкое применение нашел логопедический вибромассажер «Z-VIBE”. Принцип его работы основан на воздействии на язык, губы, подбородок, внутреннюю и наружную поверхность щек колебаниями высокой частоты. В следствии этих колебаний происходит расслабление органов артикуляции и лицевых мышц, или же массажер приводит мышцы в тонус – в зависимости от используемых насадок.
Использование в практике зондового логопедического массажа также даёт положительные результаты. У детей нормализуется мышечный тонус органов артикуляционного аппарата, движения губ, языка становятся более точные и координированные, стимулируются речевые зоны коры головного мозга. Работа по постановке звуков проходит легче и быстрее.
Артикуляционная гимнастика
Цель артикуляционной гимнастики — выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Артикуляционная гимнастика позволяет:
- улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию
(нервную проводимость);
- улучшить подвижность артикуляционных органов;
- укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;
- уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов.
Упражнения для артикуляционной гимнастики нельзя подбирать произвольно. Следует предусматривать те артикуляционные уклады, которые необходимо сформировать.
Артикуляционная гимнастика включает упражнения как для тренировки
подвижности и переключаемости органов, отработки определённых положений губ, языка, правильного произношения всех звуков, так и для каждого звука той или иной группы. Упражнения должны быть целенаправленными: важны не их количество, а качество их выполнения. Целенаправленные упражнения помогают подготовить артикуляционный аппарат ребёнка к правильному произнесению нужных звуков. Эти упражнения подбираются, исходя из правильной артикуляции звука, поэтому их лучше объединять в комплексы. Каждый комплекс готовит определённые движения и положения губ, языка, вырабатывает правильную воздушную струю, то есть всё то, что необходимо для правильного образования звука.
Использование логопедических игрушек при проведении артикуляционной гимнастики позволяют наглядно показать детям принципы и приемы артикуляционной гимнастики, а так же простейшие приемы постановки звуков. У детей это также повышает мотивацию и интерес к логопедическим занятиям, позволяет снять психоэмоциональное напряжение.
Дыхательная гимнастика - залог правильной и красивой речи ребенка. Она способствует формированию правильного речевого дыхания.
Дыхательная гимнастика является неотъемлемой частью оздоровительного режима, способствующая развитию и укреплению грудной клетки. Упражнения дыхательной гимнастики направлены на закрепление навыков диафрагмально – речевого дыхания (оно считается наиболее правильным типом дыхания). Ведётся работа над развитием силы, плавности, длительности выдоха. Кроме оздоровительного выдоха, выработка правильного дыхания необходима для дальнейшей работы над коррекцией звукопроизношения.
Использование разнообразных дыхательных тренажёров, игр и игрушек по развитию речевого дыхания позволяет сделать занятия с детьми более увлекательными и интересными.
Су – джок терапия - это одно из направлений медицины, разработанной южно-корейским профессором Пак Чже Ву. В переводе с корейского языка Су – кисть, Джок – стопа. Методика Су-Джок заключается в стимулировании активных точек, расположенных на пальцах рук при помощи различных приспособлений (су-джок шарики, массажные колечки, другие массажёры).
Данная методика способствует укреплению мышц пальцев рук, нормализует мышечный тонус, стимулирует тактильные ощущения и речевые зоны коры головного мозга.
Использование данных методик в логопедической практике очень актуально и позволяет оптимизировать и повысить эффективность коррекционной работы наряду с укреплением и сохранением здоровья детей.