Статья «Обучать – значит вдвойне учиться»

2
0
Материал опубликован 2 November 2020 в группе

Статья «Обучать – значит вдвойне учиться»

Сегодня школа ориентирована не только на обучение и воспитание учащихся, но и на формирование у них необходимых жизненных навыков и компетенций. Под компетенциями понимается совокупность взаимосвязанных качеств личности, необходимых для продуктивного существования в социуме. Главной задачей образования на современном этапе является формирование у учащихся умения учиться и применять полученные знания на практике.

Ключевыми компетенциями (по В.А. Хуторскому) являются ценностно-смысловые, общекультурные, учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, социально-трудовые компетенции, компетенции личностного самосовершенствования.

К ценностно-смысловым компетенциям относятся компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами, способностью видеть и понимать окружающий мир, осознавать свою роль и предназначение в нём, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.

Общекультурные компетенции затрагивают опыт освоения учениками особенностей национальной и общечеловеческой культуры.

Под учебно-познавательной компетенцией понимается совокупность компетенций в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической и общеучебной деятельности (целеполагание, планирование, анализ, рефлексия, самооценка деятельности).

Информационная компетенция формирует умение самостоятельно находить, анализировать, отбирать необходимую информацию, преобразовывать и передавать её.

Коммуникативная компетенция – это создание различных текстов, продуктивная групповая коммуникация, работа в группах.

Социально-трудовые компетенции означают владение знаниями и опытом в гражданской, общественной, социальной сфере, в сфере семейных отношений, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения.

К компетенции личного самосовершенствования относят навыки самоконтроля.

Французский писатель Жозеф Жубер справедливо сказал: «Обучать – значит вдвойне учиться». Действительно, прежде чем обучать, учителю нужно самому постоянно учиться, развиваться, совершенствовать своё педагогическое мастерство. Педагог сам должен обладать перечисленными компетенциями.

Современный учитель имеет большие возможности для расширения своих знаний, развития умений и навыков. В каждом образовательном учреждении сложилась система внутрифирменного повышения квалификации учителей. Поражает разнообразие форм методических мероприятий для педагогов: мастер-классы, семинары, тренинги, курсы, конференции…

На региональном и всероссийском уровне организуются курсы повышения квалификации для учителей, мероприятия по обмену опыта, в рамках которых формируются и развиваются профессиональные и ключевые компетенции педагогов.

Значительно расширяет возможности для профессионального роста учителя Интернет. На образовательных сайтах проходят вебинары, медианары, дистанционные курсы, в которых могут принять участие учителя как из столичных школ, так и из глубинки.

Всё это способствует тому, что учитель растёт как профессионал и как личность, повышается его педагогическая и информационная культура. Полученные им знания и опыт в дальнейшем положительно отражаются в его педагогической практике, способствуют формированию ключевых компетенций учащихся.

«Учитель и ученик растут вместе», – гласит китайская мудрость. Бесспорно, важным условием успешного обучения является личность учителя, его личный пример, стремление саморазвиваться и совершенствоваться. От готовности учителя к изменению и развитию во многом зависит результат обучения и состояние современного образования в целом.

Считаю, что большинство учителей готовы к изменениям, происходящим в школе, активно используют разнообразные возможности для овладения необходимыми знаниями и компетенциями, творчески применяют полученные знания в работе.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.