Статья на тему «Возможно ли обучать русскому языку дистанционно?»
Возможно ли обучать русскому языку дистанционно?
Дистанционное обучение... В последнее время общество разделилось на два лагеря: сторонники и противники «дистанционки». Что же такое дистанционное обучение? Каковы его плюсы и минусы? Можно ли использовать его при изучении русского языка? Попытаемся ответить на эти и другие вопросы, которые никого не могут оставить равнодушным.
В школьном образовании дистанционное обучение - образовательная система, которая построена с применением компьютерных телекоммуникаций и использованием современных информационных и педагогических технологий. Дистанционное обучение — это форма получения образования, при которой учитель и ученик взаимодействуют на расстоянии с помощью информационных технологий. Во время дистанционного обучения обучающийся занимается самостоятельно, просматривает записи вебинаров, выполняет упражнения, общается с учителем в мессенджерах и периодически отдает ему на проверку свои работы.
Дистанционное обучение может реализовываться в онлайн- и офлайн-режиме (так называемые, электронные кейсы). Важный аспект дистанционного обучения – сохранение коммуникации между участниками учебного процесса. Если используется методика синхронного дистанционного обучения, то преподаватель и его ученики общаются онлайн. Если же применяется методика асинхронного дистанционного обучения, то общение между учеником и преподавателем уже происходит офлайн, то есть посредством отправки электронных писем.
При обучении русскому языку могут использоваться следующие формы ДО:
- Чат-урок – урок, который проходит с использованием чат-технологий (например, skype, zoom). Это видео-конференция. Все обучающиеся, имеющие доступ к чату, могут одновременно учиться, общаться с учителем.
- Веб-урок – дистанционный урок, семинар, конференция, практикум. Для такого урока используется специальный веб-форум – форма работы учеников на определенную тему или по какой-то проблеме путем оставления записей на сайте (например, учителя), на котором установлена соответствующая программа. Задания могут выполняться на протяжении более длительного срока. В процессе работы происходит живое конструктивное общение как между учителем и учеником, так и между учениками.
- Урок с использованием видеоконференцсвязи – урок проходит в режиме реального времени.
- Индивидуальная консультация.
- Система личных сообщений по формату приближена к электронной почте, предназначена исключительно для пользователей системы. Входящие и исходящие сообщения каждого пользователя отображаются на его рабочей странице. Переписка носит конфиденциальный характер: кроме отправителя и адресата, она никому не доступна.
- Рабочие листы, инструктивные карты (например, google формы), которые позволяют обучающимся давать как развернутые ответы на предложенные вопросы, так и выбрать правильный ответ из нескольких предложенных.
- Интерактивные тренажеры помогают обучающимся быстрее и глубже освоить учебный материал.
- Интерактивные тесты помогают учителю своевременно контролировать уровень усвоения материала. Обучающиеся могут сразу ознакомиться с результатами.
У филологов сразу возникает вопрос: «Как же быть с изложениями, сочинениями, диктантами?»
Изложение может быть с творческим заданием, сжатым. Можно предложить работу с текстом, главное, чтобы учитель поставил перед учеником конкретеную задачу, какой текст должен получиться в итоге.
С сочинением сложностей не возникает. Ученик, получив информативную карту, справится с этим заданием. Старшеклассникам можно предложить сдавать работу в виде документа. Диктант можно дать во время онлайн урока, после которого обучающиеся отправляют фотографию или скан на почту учителя в течение оговоренного заранее времени (предположим, 5-10 минут).
Оптимальным в преподавании русского языка при дистанционной форме обучения является чередование онлайн уроков и электронных кейсов.
Дистанционное образование имеет как отрицательные стороны, так и положительные. Во-первых, развивает умение работать с новыми технологиям. Во-вторых, позволяют учителю задавать больше нестандартных развивающих заданий. В-третьих, развивает регулятивные компетенции: умение принимать решения, делать осознанный выбор и нести за него ответственность, умение самостоятельно планировать деятельность. В-четвертых, происходит формирование навыка самообразования. Этот перечень можно продолжить.
Но нельзя не сказать и о проблемах. Это и недостаток общения, и снижение двигательной активности учащихся, повышение нагрузки на глаза и опорно-двигательный аппарат. Если говорить о преподавании русского языка, то это уменьшение общения, что сказывается на речи учащихся (особенно в национальной школе), снижение количества письменных заданий, что ведет к утрате навыков письменной речи, плагиат и т.д.
В заключение хотелось бы отметить, что дистанционное обучение активно входит в нашу жизнь, хотим мы этого или нет, поэтому надо воспринимать эту, уже не новую форму обучения как возможность саморазвития и ученика, и родителей, и учителей.