Методика развития координационных способностей

0
0
Материал опубликован 10 April 2020

Методика развития координационных способностей.

Воспитание двигательно-координационных способностей идет по двум основным лини­ям. Одна из них связана преимущественно с систематическим пополнением двигательного опыта занимающихся новыми форма­ми координации движений, другая — с преодолением координаци­онных трудностей, возникающих при необходимости гибко варьиро­вать привычные формы координации движений в условиях вне­запно меняющихся ситуаций.

Первая линия реализуется непосредственно в процессе разу­чивания новых двигательных действий путем последовательного решения двигательных задач, вытекающих из необходимости согла­сования движений и преодоления помех, которые возникают на начальных этапах формирования двигательных умений. Для стиму­лирования развития координационных способностей здесь имеет значение не столько факт научения действию, сколько достигаемая при этом степень мобилизации данных способностей. Разучивая все новые и новые координационно усложняющиеся двигательные дей­ствия, как бы упражняют саму способность координировать дви­жения, искусно строить и перестраивать их. Существенную роль в этом отношении играет, кроме прочего, преодоление интерферен­ции (отрицательного взаимовлияния) ранее закрепившихся и вновь формируемых способов координации движений. Систематическое ре­шение такого рода двигательных задач является одним из действеннейших факторов развития координационных способностей (совсем не случайно, например, гимнастика включает множество упражнений, требующих преодоления интерференции навыков). Ка­ким бы богатым ни был фонд приобретенных двигательных уме­ний и навыков, в интересах неуклонного совершенствования коор­динационных способностей необходимо регулярно обновлять его. Иначе возникает своего рода координационный барьер (осо­бенно при постоянном закреплении относительно узкого круга раз приобретенных навыков), ограничивающий возможности совер­шенствования в двигательной деятельности.

Вместе с тем приходится учитывать, что время, которое может быть выделено на разучивание все новых форм двигательных действий, не безгранично. Оно довольно жестко лимитируется общим режимом жизнедеятельности, и в частности условиями профессиональной и спортивной специализации. В связи с этим существенное значение имеет и вторая линия в методике вос­питания двигательно-координационных способностей, которая характеризуется введением фактора необычности при выполнении привычных действий, предъявляющего дополнительные требования к координации движений.

Методическое воплощение этой линии выражается в использовании главным образом следующих подходов и их сочетаний:

1) внесение строго регламентированных изменений в отдельные параметры действия или смена способа его выполнения;

2) предъявление новых координационных требований посредством выполнения привычных действий в непривычных сочетаниях комбинаторное варьирование);

3) изменение внешних условий, вынуждающее варьировать привычные формы координации движений.

Понятно, что упражнения, направленные на совершенствование координации движений, теряют смысл, как только в процессе их выполнения координация начинает ухудшаться под влиянием нарастающего утомления. Отсюда вытекает одно из основных правил нормиро­вания нагрузок в упражнениях, специально ориентированных на улучшение двигательной координации: их число и частоту повто­рения в рамках каждого отдельного занятия целесообразно доводить лишь до таких величин, которые не исключают успешного преодоления координационных трудностей или, во всяком случае, вызывают серьезных координационных нарушений. Это относится и к другим параметрам нагрузки в упражнениях «на координацию движений»: к степени интенсивности упражнений, суммарному объему их в недельных циклах и т. д. Соответственно регламентируют интервалы отдыха и между занятиями; их устанавливают из такого расчета, чтобы уменьшить кумуляцию утомления, приводящего к координационным нарушениям, и обеспечить установление оперативной работоспособности до уровня, позволяющего решить координационно трудную двигательную задачу. Конкретные параметры нагрузок и отдыха при таком нормировании их зависят от ряда переменных факторов и обстоятельств, в частности от координационной сложности упражнений, степени сформированности их техники, силовых, скоростных и других характеристик выполняемых действий.

Так, в процессе обучения двигательным действиям нагрузки, связанные с преодолением координационных трудностей, регламентируют в соответствии с правилами, предусматривающими уменьшение их на первом этапе и постепенное увеличение на следующих этапах по мере закрепления формируемого двигательного кавыка. Иные параметры нагрузок соблюдают тогда, когда координационные трудности преодолеваются по ходу воспитания силовых, скоростных или других (двигательных способностей; вся нагрузка в таких случаях нормируется в решающей зависимости от закономерностей получения тренировочного эффекта, стимулирующего развитие тех или иных способностей.

Выполнение упражнений, направленных на создание новых или преобразование уже сложившихся форм координации движений, надо полагать, представляет для нервной системы непростую задачу, и тем более трудную, чем сложнее двигательно-координационные отношения. Решать такие задачи лучше всего, как правило, в начале основной части занятия, когда уровень оперативной работоспособности повышен и имеются благоприятные предпосылки для концентрации внимания на преодолении координационных трудностей. Отсюда не следует, однако, что совершенствовать координацию движений нужно лишь в этой части занятия. Как уже подчеркивалось, весь процесс физического воспитания в норме должен способствовать совершенствованию координационных спо­собностей. Другое дело, что возможности для этого при выпол­нении различных по характеру упражнений и в различных методических ситуациях не одинаковы. Объективно в процессе физическо­го воспитания возникает и ряд таких ситуаций, которые вызы­вают нарушение координации движений, в частности (и особенно) при выполнении упражнений «на выносливость», сопряженных со значительным общим утомлением. Вместе с тем и такие ситуации, если соблюдаются методически верные подходы, могут быть использованы для улучшения двигательно-координационных спо­собностей — ведь они совершенствуются в процессе преодоления координационных трудностей, через их преодоление.

В этой связи следует заметить, что утомление не всегда является фактором, ухудшающим координацию движений. Когда основа техники движений сформирована в качестве прочного навыка, выполнение упражнений на фоне некоторого компенсированного утомления может, по всей вероятности, способствовать совер­шенствованию некоторых сторон двигательной координации. При утомлении возни­кает необходимость более экономного расходования энергии, что в принципе может быть достигнуто без уменьшения эффективности движений — путем устра­нения излишней мышечной напряженности и других координационных несовершенств (во время преодоления длинных дистанций, например, в легкоатлетическом беге или беге на лыжах расход энергии на завершающих частях дистанции, по экспери­ментальным данным Е.К. Агаянца и Е.В. Демидова (1), подчас уменьшается на 5-6 и более процентов без падения скорости передвижения). Утомление, таким образом, как бы вынуждает находить более экономичные способы выполнения движений, свободные от непроизводительных энергозатрат. Вместе с тем пре­одоление утомления, возникающего в процессе многократного воспроизведения координационно сложных действий, является фактором воспитания своего рода координационной выносливости.

В.И. Лях считает, что в качестве средств воспитания двигательно-коорди­национных способностей могут быть использованы в принципе самые различные физические упражнения, если выполнение их объек­тивно связано с преодолением более или менее значительных координационных трудностей. Такие трудности приходится преодолевать в процессе освоения техники любого нового двигательного действия. Однако по мере того, как действие становится привычным и все больше закрепляется связанный с ним навык, оно становится все менее трудным в координационном отношении и потому все меньше стимулирует развитие координационных способностей. Но­визна, хотя бы частичная, необычность и обусловленные этим неординарные требования к координации движений — важнейшие критерии при выборе упражнений для эффективного воздействия на двигательно-координационные способности.

Особенно ценны в этом отношении безгранично разнообраз­ные комбинации движений, составляющие материал гимнастики, а также спортивных и подобных им подвижных игр. Материал гимнастики (прежде всего основной и спортивной, включая уп­ражнения без предметов и с предметами, художественную гимнастику и гимнастику на снарядах, акробатику, а также и такие формы гимнастики, как ушу, и т.д.) позволяет с наибольшей планомерностью и постепенностью предъявлять бесконечно обнов­ляемый ряд заданий по искусному согласованию движений, объеди­нению их в самые разнообразные связки и комбинации. Игры же, отличающиеся высокодинамичной совокупностью двигатель­ных действий, непрерывно меняющихся в зависимости от вероятност­ной ситуации, позволяют предъявлять повышенные требования к целесообразному варьированию усвоенных форм двигательной ко­ординации, способности преобразовывать их и переключаться с одних точно координированных действий на другие. Отсюда понят­но, почему гимнастические и игровые упражнения наиболее широко применяются в качестве средств воспитания двигательно-координационных способностей. Впрочем, ими, как следует из сказанного выше, вовсе не исчерпывается вся совокупность пригодных для этого средств.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации