Статья «Патриотическое воспитание учащихся»
Статья «Патриотическое воспитание учащихся»
Ценностная характеристика образования – не только развитие интеллекта, но и патриотизма. Современные ФГОС подтверждают важнейшую роль гражданского воспитания школьников и студентов, которое должно входить в рабочий план педагога любого уровня образования: от первых ступеней школы до профессиональных образовательных организаций. Любовь к Родине, желание внести посильный вклад в её развитие, прославление и защиту нужно прививать и школьникам, и студентам.
Что сотрудники организаций школьного, дополнительного и профессионального образования могут сделать для воспитания в новом поколении патриотических чувств?
В наше время, к сожалению, настоящих патриотов мало. Меняются ценности общества, ставя под удар морально-нравственные основы. Кто как не педагоги должны попробовать изменить это.
В этой статье я бы хотела рассказать о личном опыте патриотического воспитания учащихся, а также его ориентированности на современные ФГОС.
Патриотизм – это преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу и готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины («Оксфордский словарь»).
По моему мнению, главной задачей педагогов является обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
«Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» стандартов второго поколения дает следующую трактовку этого понятия: «Духовно-нравственное развитие личности» - осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом».
На мой взгляд, разговоры о важном способствуют патриотическому воспитанию детей, подростков и взрослых обучающихся. Мы с классом сделали специальный «патриотический уголок». Там находятся флаг, герб и гимн России, а также портрет нашего президента, главы районного центра и района. Я считаю, что основная нагрузка в этом смысле должна ложиться на плечи преподавателей гуманитарного цикла: учителей истории, литературы, обществознания, но и остальные учителя, особенно классные руководители, должны принимать в этом участие.
У каждого классного руководителя есть программа воспитательной работы, рассчитанная на 4 года и 5/7 лет.
Специалисты естественнонаучных, творческих и физкультурно-оздоровительных дисциплин, а также педагоги-организаторы могут внести в этот процесс существенный вклад (например, предмет обществознания, музыки, физкультуры).
Воспитание патриотизма является основой духовно-нравственного развития учащихся. Коллективная творческая деятельность в общеобразовательной школе может стать одним из способов решения этой задачи.
Работа по гражданско-патриотическому воспитанию осуществляется через организацию учебных занятий, проведение внеклассной и внеурочной работы. Основной формой учебной работы остается урок, который в воспитательной системе становится воспитательным комплексом, где интегрируются воспитательные воздействия в целостный воспитательный процесс.
Коллективно-творческие дела, различные проекты и акции – всё это способствует формированию гражданина, неравнодушного к своей Родине.
Воспитательная система охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей, разнообразную деятельность и общение, влияние социальной и предметно-эстетической среды.
Также можно выделить следующее:
- Тематические классные часы;
- Ведение курса обществознания с 5 по 9 класс;
- Изучение истории своей семьи, семейных традиций, своего города и района;
- Изучение народных традиций и обычаев;
- Работа объединений;
- Проведение общешкольных мероприятий;
- Проведение встреч с ветеранами ВОВ и участниками боевых действий в горячих точках;
- Участие в конкурсах, смотрах.
Помимо этого, важно комплексно объединить усилия учителя, родителей и самих обучающихся.