Статья: «Педагогические возможности внедрения интерактивного оборудования в процесс коррекции с детьми РАС дошкольного возраста»

0
0
Материал опубликован 27 December 2024

Педагогические возможности интерактивного оборудования, как средства обучения дошкольников намного превышают возможности использования традиционных средств реализации процесса обучения. Она обогащают возможности компьютерных технологий, предоставляя большой экран для работы с мультимедиа материалами. Этот экран позволяет вывести взаимодействие воспитанников с воспитаем на новый уровень. Предоставляется возможность эффективнее управлять демонстрацией визуального материала, организовать работу по группам, не нарушая обычный темп и стиль работы.

Хочется отметить, что среди основных преимуществ использования интерактивного оборудования на занятиях, по нашему мнению, является большая вовлеченность воспитанников в процесс обучения, их улучшенная мотивация, причем познавательная, уменьшение случаев плохого или рассеянного поведения на занятии, повышение эффективности работы воспитателя. Детям нравится наглядность, нравится практико-ориентированная деятельность, поэтому интерактивная доска становится центром внимания для всей группы детей. У детей появляется возможность выполнять задания, управляя компьютером непосредственно с доски без помощи мыши и клавиатуры. Все ресурсы можно комментировать прямо на экране, используя инструмент «Перо», а также сохранять изображения или записи для последующих занятий. Сохраненные файлы всегда можно открыть и повторить пройденный материал.

Воспитатель, в свою очередь, стремясь сделать занятие более интересным и наглядным, может самостоятельно придумывать интерактивные игры и приложения, повышая тем самым уровень компьютерной грамотности. Использование аудио - и видеоматериала позволяет сделать организованную образовательную деятельность дошкольников более эффективной и динамичной. А воспитатели отмечают, что им самим интересно работать с таким материалом и благодаря ему занятия получаются более легкими в подаче и усвоении материала.

 

Расстройство сенсорной интеграции является одним из сопровождающих факторов аутистического спектра. Суть нарушения заключается в неврологическом состоянии, которое характеризируется трудностями в обработке информации, которая поступает из различных органов чувств (слух, зрение, вкус, обоняние, осязание), проприоцепции и вестибулярного аппарата. Таким образом, системы анализаторов могут работать как полагается, но мозг не сможет правильно интерпретировать и проанализировать поступающие данные.

 

    При наличии заболевания аутистического спектра можно выделить три основных вида нарушений сенсорной интеграции:

Ø Сенсорная рассеянность – проблемы с концентрацией внимания даже на малый период, что ведет к проблеме в процессе обучения.

Ø Нарушение моторики – недоразвитие функций моторики, которые происходят из-за неправильной интерпретации сигнала в коре головного мозга.

Ø Нарушение реакции на раздражители – гиперчувствительность и гипочувствительность.

 

     Главной особенностью интерактивного оборудования является многофункциональность, что делает его масштабной платформой для развития и решения коррекционных задач. Если оборудование используется в целях коррекции аутистического спектра, следует принять следующие методические рекомендации:

Ø Коррекция на базе оборудования должна соответствовать индивидуальным особенностям ребенка и особенностям его заболевания – раздражитель должен соответствовать возможностям ребенка, его силу необходимо регулировать и постепенно увеличивать в зависимости от реакции на него и прогресса в коррекции.

Ø До ребенка необходимо донести, что изменения, которые происходят с тренажёром, должны сопровождаться изменениями реакции ребенка, затем изменениями и развитием когнитивной сферы и поведения.

Ø Тренажер должен вызывать у ребенка интерес и стимулировать его. Комплектация сенсорной комнаты должна соответствовать уровню развития ребенка, и тому, к какой возрастной категории принадлежит его ведущий вид деятельности.

Ø Все занятия должны проходить непринужденно и добровольно, с интересом для ребенка. Ребенок вправе самостоятельно решать, с каким тренажером будет работать сегодня, исходя из этого, организация занятия должна исходить от предпочтений ребенка.

Ø Необходимо определить вид особенности восприятия ребенка: гипо/гиперчувствительность и исходя из этого выбирать методологию, которую можно использовать на базе интерактивного оборудования.

Ø Хвалите детей, используйте поощрение, стимулируйте на успех, вознаграждайте.

Ø Коррекция аутистического спектра должна быть комплексной: комбинируйте методики используя базу, как отправную точку, применяйте творческий подход.

Ø Во время лечебной процедуры, ребенок получает необходимые именно ему сенсорные переживания, также поощряется инициатива ребенка к использованию тренажеров.

 

Научно доказано, что дети, получавшие сеансы сенсорной интеграции в дополнение к другим видам коррекции аутизма, достигли больших улучшений в их способности функционировать в повседневной жизни, чем дети, получившие такое же лечение без сенсорной интеграции. Занятия на базе интерактивного оборудования, а именно стимуляционные упражнения, согласно методике, можно проводить 2-3 раза в день, упражнения постепенно усложняют, вводят новые виды раздражителей. Не обязательно использовать все тренажеры на одном занятии, их можно чередовать, добавлять, регулировать силу подачи стимула и все в зависимости от особенностей и желания ребенка. Также необходимо периодически проводить новую диагностику глубины нарушения и особенностей восприятия для отсаживания результативности и внесения коррективов в процесс реабилитации.

 

Как видится, использование интерактивного оборудования на занятиях с детьми РАС дошкольного возраста имеет очевидные преимущества, но также необходимо помнить, что она не может полностью заменить традиционные подходы к обучению, а только повысить их эффективность. Таким образом, воспитателю необходимо определять, когда целесообразность такой работы очевидна и даст максимальный эффект.

Использование интерактивного оборудования на занятиях с детьми РАС дошкольного возраста является отличной возможностью заинтересовать детей учебным материалом, сделать занятия более интересными, повысить мотивацию учащихся и предоставить больше возможностей для их участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков.

Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации