Педагогические возможности интерактивного оборудования, как средства обучения дошкольников намного превышают возможности использования традиционных средств реализации процесса обучения. Она обогащают возможности компьютерных технологий, предоставляя большой экран для работы с мультимедиа материалами. Этот экран позволяет вывести взаимодействие воспитанников с воспитаем на новый уровень. Предоставляется возможность эффективнее управлять демонстрацией визуального материала, организовать работу по группам, не нарушая обычный темп и стиль работы.
Хочется отметить, что среди основных преимуществ использования интерактивного оборудования на занятиях, по нашему мнению, является большая вовлеченность воспитанников в процесс обучения, их улучшенная мотивация, причем познавательная, уменьшение случаев плохого или рассеянного поведения на занятии, повышение эффективности работы воспитателя. Детям нравится наглядность, нравится практико-ориентированная деятельность, поэтому интерактивная доска становится центром внимания для всей группы детей. У детей появляется возможность выполнять задания, управляя компьютером непосредственно с доски без помощи мыши и клавиатуры. Все ресурсы можно комментировать прямо на экране, используя инструмент «Перо», а также сохранять изображения или записи для последующих занятий. Сохраненные файлы всегда можно открыть и повторить пройденный материал.
Воспитатель, в свою очередь, стремясь сделать занятие более интересным и наглядным, может самостоятельно придумывать интерактивные игры и приложения, повышая тем самым уровень компьютерной грамотности. Использование аудио - и видеоматериала позволяет сделать организованную образовательную деятельность дошкольников более эффективной и динамичной. А воспитатели отмечают, что им самим интересно работать с таким материалом и благодаря ему занятия получаются более легкими в подаче и усвоении материала.
Расстройство сенсорной интеграции является одним из сопровождающих факторов аутистического спектра. Суть нарушения заключается в неврологическом состоянии, которое характеризируется трудностями в обработке информации, которая поступает из различных органов чувств (слух, зрение, вкус, обоняние, осязание), проприоцепции и вестибулярного аппарата. Таким образом, системы анализаторов могут работать как полагается, но мозг не сможет правильно интерпретировать и проанализировать поступающие данные.
При наличии заболевания аутистического спектра можно выделить три основных вида нарушений сенсорной интеграции:
Ø Сенсорная рассеянность – проблемы с концентрацией внимания даже на малый период, что ведет к проблеме в процессе обучения.
Ø Нарушение моторики – недоразвитие функций моторики, которые происходят из-за неправильной интерпретации сигнала в коре головного мозга.
Ø Нарушение реакции на раздражители – гиперчувствительность и гипочувствительность.
Главной особенностью интерактивного оборудования является многофункциональность, что делает его масштабной платформой для развития и решения коррекционных задач. Если оборудование используется в целях коррекции аутистического спектра, следует принять следующие методические рекомендации:
Ø Коррекция на базе оборудования должна соответствовать индивидуальным особенностям ребенка и особенностям его заболевания – раздражитель должен соответствовать возможностям ребенка, его силу необходимо регулировать и постепенно увеличивать в зависимости от реакции на него и прогресса в коррекции.
Ø До ребенка необходимо донести, что изменения, которые происходят с тренажёром, должны сопровождаться изменениями реакции ребенка, затем изменениями и развитием когнитивной сферы и поведения.
Ø Тренажер должен вызывать у ребенка интерес и стимулировать его. Комплектация сенсорной комнаты должна соответствовать уровню развития ребенка, и тому, к какой возрастной категории принадлежит его ведущий вид деятельности.
Ø Все занятия должны проходить непринужденно и добровольно, с интересом для ребенка. Ребенок вправе самостоятельно решать, с каким тренажером будет работать сегодня, исходя из этого, организация занятия должна исходить от предпочтений ребенка.
Ø Необходимо определить вид особенности восприятия ребенка: гипо/гиперчувствительность и исходя из этого выбирать методологию, которую можно использовать на базе интерактивного оборудования.
Ø Хвалите детей, используйте поощрение, стимулируйте на успех, вознаграждайте.
Ø Коррекция аутистического спектра должна быть комплексной: комбинируйте методики используя базу, как отправную точку, применяйте творческий подход.
Ø Во время лечебной процедуры, ребенок получает необходимые именно ему сенсорные переживания, также поощряется инициатива ребенка к использованию тренажеров.
Научно доказано, что дети, получавшие сеансы сенсорной интеграции в дополнение к другим видам коррекции аутизма, достигли больших улучшений в их способности функционировать в повседневной жизни, чем дети, получившие такое же лечение без сенсорной интеграции. Занятия на базе интерактивного оборудования, а именно стимуляционные упражнения, согласно методике, можно проводить 2-3 раза в день, упражнения постепенно усложняют, вводят новые виды раздражителей. Не обязательно использовать все тренажеры на одном занятии, их можно чередовать, добавлять, регулировать силу подачи стимула и все в зависимости от особенностей и желания ребенка. Также необходимо периодически проводить новую диагностику глубины нарушения и особенностей восприятия для отсаживания результативности и внесения коррективов в процесс реабилитации.
Как видится, использование интерактивного оборудования на занятиях с детьми РАС дошкольного возраста имеет очевидные преимущества, но также необходимо помнить, что она не может полностью заменить традиционные подходы к обучению, а только повысить их эффективность. Таким образом, воспитателю необходимо определять, когда целесообразность такой работы очевидна и даст максимальный эффект.
Использование интерактивного оборудования на занятиях с детьми РАС дошкольного возраста является отличной возможностью заинтересовать детей учебным материалом, сделать занятия более интересными, повысить мотивацию учащихся и предоставить больше возможностей для их участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков.