Статья «Применение сказкотерапии и фелт-терапии в психокоррекционной работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»
МБДОУ «Детский сад № 146» г. Чебоксары
Применение сказкотерапии и фелт-терапии
в психокоррекционной работе с детьми дошкольного возраста
с ограниченными возможностями здоровья
Красильникова Зинаида Аркадьевна,
педагог-психолог
Каждый ребенок - особенный, это бесспорно. И все же есть дети, о которых говорят «особенный» не для того, чтобы подчеркнуть уникальность способностей, а для того, чтобы обозначить отличающие его особые потребности.
Еще совсем недавно общество не замечало детей-инвалидов, родители скрывали, что у их ребенка есть проблемы в развитии. Сегодня положение дел стремительно меняется, нашим обществом ставится задача интеграции особого ребенка в социум, в понимании его проблем, уважении и признании его прав на дошкольное образование, желание и готовность включения в детское сообщество.
В настоящее время необходимость совершенствования организации коррекционно-педагогической помощи детям с нарушением опорно-двигательного аппарата очевидна, так как эта патология чрезвычайно распространена и имеет тенденцию к росту. Увеличилось также и количество дошкольников, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата. При всем разнообразии врожденных и приобретенных заболеваний и повреждений опорно-двигательного аппарата у большинства детей наблюдаются сходные проблемы. Ведущим в клинической картине нарушений являются двигательные, которые часто сочетаются с нарушениями познавательных, психических процессов, эмоционально-волевой сферы, сенсорных функций, нарушениями речи и других анализаторных систем (зрения, слуха). Также сложен в развитии и внутренний мир особых детей. Им свойственны эмоциональная неустойчивость, повышенная возбудимость, агрессивность, тревожность, отсутствие развитой самооценки, что серьезно осложняет взаимоотношения с окружающим миром. Кроме того, на фоне таких нарушений легко возникают вторичные личностные отклонения, обуславливающие негативный характер способов поведения и общения, деформацию личностного роста детей в целом.
Развитие таких детей происходит особым образом, следовательно, и подход к их обучению и воспитанию также должен быть особым, нетрадиционным, адаптированным под индивидуальные образовательные запросы каждого ребенка, обусловленным характером нарушений их физического и психического развития. Поэтому мы не должны забывать о том, что дети с проблемами в развитии являются особой категорией, в работе с которыми очень важно использовать гибкие формы психотерапевтической работы. Одной из таких и является применение сказкотерапии в сочетании с элементами фелт-терапии, которые способствуют решению задач коррекции развития личности ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Такое комплексное использование терапевтических средств помогает ребёнку в особой символической форме: через рисунок, игру, проигрывание сказки, музыку дать выход своим сильным эмоциям, переживаниям, получить новый опыт разрешения конфликтных ситуаций. Ведь, перенося свои проблемы из реальной жизни в выдуманные сказки или на ткань в виде рисунка – можно совершенно по-другому посмотреть на себя и ситуацию. В процессе творческой деятельности создаётся атмосфера эмоциональной теплоты, происходит более глубокое понимание себя и своего внутреннего мира.
В основу коррекционной работы с применением элементов сказкотерапии и фелт-терапии положен комплексно-тематический метод в сочетании с наглядными и игровыми приемами, что способствует поддержанию интереса и внимания, формированию положительного эмоционального фона и творческого роста ребёнка. Такое сочетание психотерапевтических техник открывает важнейший ресурс – возможность созидательного изменения формы, сюжета, событий, взаимоотношений.
Комплексное использование терапевтических средств наиболее подходит для работы с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата и позволяет получить положительные результаты:
- обеспечивается эффективное эмоциональное реагирование (проявление социально приемлемых форм у детей с агрессивными проявлениями);
- формируется позитивное самовосприятие, развитие уверенности в себе за счет социального признания ценности продукта, созданного ребенком;
- высвобождается психологическая энергия, которая обычно тратится на неэффективное напряжение:
- выплескиваются отрицательные эмоции:
- улучшается работа мелкой и крупной моторики;
- снижаются напряжение и мышечные зажимы.
Таким образом, использование сказкотерапии в сочетании с фелт-терапией в психотерапевтической работе с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата позволяют комплексно воздействовать как на физическое, так и на психологическое состояние ребенка. Начав использовать в своей работе методы сказкотерапии и фелт-терапии, нужно помнить - результатов не стоит ждать сразу, но что они будут – несомненно. Ведь труд, терпение и доброта, как и в любой сказке, обязательно будут вознаграждены.
Литература:
1. Вайнер М.Э. Игровые технологии в коррекции поведения дошкольников. - М., 2004.
2. Верещагина Н.В., Петрусинский В.В. Особый ребенок в детском саду.-СПб, Детство Пресс, 2006.
3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. Как помочь особому ребёнку. – СПб., 1998.
4. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Основы сказкотерапии. – СПб.: «Речь», 2006.
5. Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. – СПб.: Речь, 2006. – 160 с.
6. Короткова Л.Д. Сказкотерапия для дошкольников:методические рекомендации для психокоррекционной работы [Текст] / Л.Д.Короткова // Справочник музыкального руководителя. – 2012. - № 3. – 107 с.
7. Мамайчук, К.Л. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. [Текст] / К.Л. Мамайчук. – СПб. : Речь, 2006. – 400 с.
8. Мамайчук И. И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. СПб., 2001.
Красильникова Зинаида