Статья «Психолого-педагогическая технология игровых методик в работе с детьми, имеющие ограниченные возможности здоровья»

1
0
Материал опубликован 13 March 2019

казенное общеобразовательное учреждение Республики Калмыкия «Сарпинская коррекционная школа-интернат»

«Психолого – педагогическая технология

игровых методик в работе с детьми с ОВЗ»

Дудкина Светлана Владимировна

педагог-психолог 1КК

село Садовое, 2019г

Дети с ограниченными возможностями здоровья – особая категория детей, требующая к себе пристального внимания. Я ищу свои пути общения с такими ребятами. Крупицы практического опыта собираю в единую копилку, они могут стать незаменимой составной частью моей педагогической деятельности.

На своей опыте я убедилась в том, что не все методы психологической работы, которые используются в работе с обычными детьми, дают положительный эффект в работе с проблемными школьниками. К детям с ОВЗ необходим особый подход. Чрезвычайно важной стороной жизни ребёнка в интернатном учреждении является его интерес к игровой деятельности. В связи, с чем психология игровой деятельности стала наиболее актуальной в моей работе с детьми, имеющими проблемы в своем развитии.

Игра – это важное средство коррекционной и психопрофилактической работы с умственно отсталыми школьниками. Использование методов игровой терапии позволяет мне корректировать эмоциональные и поведенческие нарушения у этой категории детей, заметно снижает степень социальной депривации. Игровые методы являются наиболее подходящими для работы с детьми с ОВЗ ещё и потому, что во многих случаях они затрудняются в словесных описаниях своих переживаний. Кроме того, эти дети более спонтанны и менее способны к рефлексии своих чувств и действий. Их переживания проявляются в игровой деятельности непосредственно и неосознанно.

Целевые ориентации психолого-педагогической технологии игровых методик:

Помочь ребенку преодолеть социально-педагогические трудности, «перешагнуть» через возникший кризис.

Коррекция отклонений имеющихся в развитии поведении.

Создать положительную Я-концепцию, снять синдром неудачника.

Подвести ребёнка к процессу самовоспитания и перевоспитания.

Формировать адекватную самооценку.

Развивать интеллектуальные способности.

Укреплять положительные нравственные начала в личности ребёнка.

Адаптироваться в коллективе сверстников, включиться в социальные и внутриколлективные отношения.

Социальная реабилитация: восстановить отношения со средой.

Привлечь ребёнка к социально-значимой и трудовой деятельности.

При организации и проведении игр с детьми, имеющими проблемы в своем развитии, я сама становлюсь их активным участником. Играя с детьми, направляю ход игры и через неё воздействую на учащихся. В своей деятельности с детьми использую различные виды игр: коммуникативные, психодиагностические, коррекционные, деловые, психотехнические, педагогические, развивающие, профориентационные, телесно – ориентированные, игры-развлечения.

В ходе игры стараюсь создать такие условия, при которых задание может быть выполнено в результате совместных действий ребят, когда каждый вносит свой вклад в общий результат. Взаимодействие участников в играх строю на основе ывыполнения следующих основных условий:

преобладающее позитивное настроение всех участников игры;

взаимодействие в группе и удовлетворенность всех участников сложившимися взаимоотношениями;

авторитетность педагога-психолога;

вовлеченность всех участников в управление игровым процессом;

сплоченность и сознательность всех участников;

продуктивность взаимодействий участников в обучающем компоненте игрового процесса.

С первого занятия стараюсь формировать специфическую общность коллектива, команды, семьи. Именно она становится инструментом личностного развития каждого участника. Такая общность создает среду эмоционального комфорта, ощущение безопасности, доверия, открытости.

Итоговым показателем соответствия требованиям, предъявляемым к творческой игровой среде, является переживание всеми участниками игрового процесса эмоционального благополучия.

На первый взгляд, именно игровые методики просты и общедоступны. Однако простота игровых методик иллюзорна. Чтобы организовать игру, первоочередное внимание я направляю на создание в группе наилучшей психологической атмосфере как неизменного условия игрового действия. Здесь ведущая роль принадлежит педагогической технике: голосу, мимике, жестам, пластике, темпоритму движений, лексической и мелодической окраске речи, определяющих тональность игры.

Следующий этап педагогической технологии игры – пролог . Стараюсь приветствовать детей (дамы и господа, мои дорогие, уважаемые мыслители, судари и сударыни и т.д.), ставлю цели и раскрываю программу занятий, совместно с детьми выявляю мотивы предстоящей игры, и мы определяемся с личностным смыслом каждого участника игры. В прологе уместна и забота об устройстве всех детей для предстоящей работы (Все ли хорошо расположились?), уместен и персональный вопрос (Что ты думаешь по этому поводу?), и педагогическая мизансцена (полукруг, круг, свободное расположение и т.д.).

Вовлечение в игру и объявление правила игры совершаю одновременно путем раскрытия фабулы игры и обозначая роль каждого в игре.

При организации игры не забываю о том, что в некоторых из них необходима роль арбитра-наблюдателя. Он вступает сторонним наблюдателем , но может высказать и свои впечатления от увиденного.

В любой игре я даю возможность детям на свободное решение ситуации и свободное проявление персонального «Я». В этом и состоит интрига для детей, ведь ход игры непредсказуем.  Стараюсь подхватить сюжетный поворот и направить его в нужное русло.

Моя педагогическая импровизация придает игре остроту и повышает интерес к ней. Средства игры предельно минимальны (вместо домиков – картонки, вместо корабля-стулья и т.д.).

Игровой мизансцене придаю большое значение, ведь она несёт в себе символику отношений (ведущий, рядом со всеми, противостояние и т.д.).

В процессе игры стараюсь, чтобы дети сохраняли этику взаимоотношений (не сквернословили, не оскорбляли друг друга, были предельно вежливы и учтивы).

Основные принципы проведения игр, которые я использую при организации занятий:

Принцип безоценочности действий и личности участников предусматривает избегание каких бы то ни было моих оценочных суждений об участниках.

Принцип приоритета процесса деятельности над её формальным результатом оказывается крайне непривычным для участников. Он тесно связан с предыдущим принципом безоценочности. В игре с детьми, имеющими проблемы в своем развитии не существует понятий «правильно-неправильно», «справился- не справился». Стараюсь , чтобы участник, выполняя упражнения, пережил соответствующие ощущения, прошел путь развития, который является психологическим результатом данной деятельности.

Принцип активности участников заключается в их вовлечении в проигрывание ситуаций, выполнение упражнений.

Принцип исследовательской творческой позиции участников. Игровая среда- это творческая среда, в которой постоянно возникают проблемы, требующие от каждого участника нестандартного разрешения.

Принцип осознания поведения заключается в переводе импульсивных поступков участников в поле осознаваемого с помощью механизма обратной связи, получаемой каждым участников от других членов группы.

Принцип партнерского общения заключается в том, что в межличностном общении участников постоянно учитываются интересы и чувства, переживания каждого члена игровой группы.

Комплексная реализация данных принципов создает особые возможности для личной коррекции развития всех участников игрового процесса.

При выборе комплекса игр, упражнений учитываются такие факторы, как:

соответствие упражнений и игр основной цели занятия;

последовательность перехода от более простых, к более сложным упражнениям;

наличие связи между отдельными упражнениями, обеспечивающей единое восприятие всего занятия;

смена ритма жизнедеятельности участников, чередование разговоров и действий;

чередование совместной групповой, парной и индивидуальной деятельности участников;

предоставление каждому участнику возможностей для самореализации, ограничение захвата инициативы наиболее активными участниками;

свободное передвижение участников в игровом пространстве;

получение участниками удовольствий от занятий;

участие каждого игрока во всех упражнениях, играх и обсуждении их результатов.

Гибкость в выборе упражнений очень важна в работе с детьми, имеющими проблемы в своем развитии.

Стараюсь всегда четко представить, как надо начинать встречу и чем её заканчивать. Разрабатываю план проведения занятий с законченной, но не окончательной концовкой. План часто приходится корректировать в зависимости от сложившейся обстановки. Гибкость позволяет участникам почувствовать, что всё что делается, делается именно для них, а не является стандартной процедурой, под которую все должны подстраиваться. Это способствует усилению мотивации и активного участия детей в играх.

Играя, мои подопечные учатся следовать правилам, постигать социальные отношения. Они учатся переносить неудачи, поражения, переживать успех. Игра предоставляет им свободу в принятии самостоятельных решений, способствует концентрации в течение продолжительного времени. Это развлечение и расслабление для детей. Игра вносит разнообразие в их школьные будни, наконец игра- это удовольствие для ребёнка. Через игру он познает окружающий мир, в процессе игры развивается его речь. Кроме того, игра направлена на решение коррекционных задач: развития памяти, внимания, сообразительности, формирование личности ребёнка, его общения и социализации в обществе, получение каждым участником опыта совместной деятельности, осознание своей значимости в коллективе.

Литература :

Ю.Г.Гурин «Лучшие игры на бумаге» Кристалл,2000

Л.Зубков «Словарные игры», Кристалл,1998г

А.И.Максаков, Г.А. Тумакова «Учите, играя»,1979г

С.Глязер «Ларчик с играми» «Дет.лит», 1975

А.А.Катаева, Е.А.Стребелева «Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников»: КН для.- М.Просвещения 1990

 Н.Я.Головиева, М.Н.Ильина, Л.Г.Парамонова «365 проверочных заданий и упражнений» Дельта,2000г.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации