Статья по теме «Развитие культурно-креативной личности школьника посредством активизации творческих способностей на уроках английского языка с применением проектной деятельности».

6
0
Материал опубликован 26 July в группе


Статья по теме «Развитие культурно-креативной личности школьника посредством активизации творческих способностей на уроках английского языка с применением проектной деятельности».

                                                                     Мамедова Эльнура Вахидовна,

учитель английского языка

ГКОУ «Горловская СШИ № 16»

  Академик А.А. Миролюбов отмечал, что каждая дисциплина, представленная в школьной программе, вносит свою неповторимую лепту в развитие творческой и самостоятельной личности. Обучение иностранным языкам, по его мнению, особенно позитивно сказывается на интеллектуальном и творческом потенциале учащихся.
    В нынешних реалиях образовательным учреждениям следует уделять первостепенное внимание активизации познавательной деятельности и развитию креативности учащихся. Важно трансформировать обучение, сделав его более захватывающим и отвечающим запросам времени, подчеркнуть ценность приобретаемых навыков и возможность их применения в реальных ситуациях
. Для достижения указанных целей требуется применение инновационных методик и инструментов, адаптированных к специфике каждого предмета. Проектная деятельность может рассматриваться как один из эффективных способов реализации личностно-ориентированного обучения и воспитания. Её успешное применение предполагает синергию с другими современными образовательными стратегиями, например, с обучением в команде.

     Метод проектов, возникший в США в двадцатых годах XX века, заинтересовал российских педагогов-новаторов в начале XX века. Однако в 1931 году из-за несовершенства методики он был временно запрещен. В то время как в России его развитие было приостановлено, за рубежом метод проектов продолжал динамично совершенствоваться. Метод проектов представляет собой способ достижения учебной цели посредством тщательной проработки определённой проблемы, итогом которой должен стать реальный и практический продукт. В ходе проектной деятельности результатом может служить как теоретический продукт (например, умозаключения, выводы, приобретённые знания), так и материальный объект (коллаж, посвящённый стране, альбом, туристический буклет о родном крае, участие в благоустройстве территории, письмо сверстнику из другой страны, создание школьной газеты). Я убеждена, что проектная методика – один из наиболее действенных подходов к освоению иностранного языка, поэтому выбор темы для самостоятельного изучения не случаен. Этот метод позволяет студентам приобретать знания через креативное планирование и независимое выполнение практических задач.

   Совместная работа над проектом предоставляет каждому участнику возможность внести свой уникальный вклад, развивая навыки командной работы, умение слушать и учитывать различные точки зрения, а также обоснованно защищать собственную позицию. Это способствует раскрытию личности, самовыражению и формированию уважительного отношения к себе и окружающим. К тому же, совершенствуется волевая саморегуляция и способность к осознанному выбору. Работа с проектами стимулирует воображение, творческое мышление, самостоятельность и другие личностные качества. Создание благоприятной психологической обстановки на уроке и поддержка со стороны преподавателя помогают раскрыть потенциал каждого ученика. Учителю следует чётко донести учащимся цель задания. Первым делом необходимо вместе с учениками ознакомиться с памяткой «Творческий проект – это интересно!», где содержатся рекомендации по организации работы над проектом. Важно помочь ученикам выбрать такой проект, который соответствует их интересам и уровню знания языка. Если предложенные проекты их не привлекают, учащиеся вправе предложить собственные варианты. Работа над проектом может проходить индивидуально или в группах. В случае групповой работы следует помочь участникам распределить роли и объяснить, что общий успех зависит от вклада каждого из них.

Проект учащиеся начинают на уроке под руководством учителя, продолжается дома, а презентация итогов происходит на следующем занятии. Крайне важно обеспечить максимально благоприятные условия для проявления творческого потенциала учащихся в ходе выполнения проекта. Особое значение имеет этап представления проекта, который обычно проводится на уроках английского языка. При первых попытках работы с проектами желательно, чтобы учитель продемонстрировал свой собственный проект в качестве примера. Если в школе существует несколько параллельных классов, можно организовать выставку лучших проектов, чтобы ученики, учителя и родители могли ознакомиться с результатами и оценить их. Главное — организовать процесс работы над проектом таким образом, чтобы максимально раскрыть творческие возможности школьников. Нужно убедиться, что тема проекта интересна всем членам группы, соответствует их увлечениям и личностным особенностям. Стоит поощрять использование различных приёмов работы: создание текстов, оформление, подбор изображений и фотографий, а при необходимости — аудио- и музыкальное сопровождение.

Личностно-ориентированное обучение, работа в команде и проектные методы помогают решить проблему мотивации, создать позитивное отношение к изучению иностранного языка, когда дети увлечены процессом и раскрывают свои возможности. Метод проектов может быть использован при изучении английского языка в рамках программного материала, имеющего практическую ценность для ученика.
Практический опыт показывает, что проектная деятельность демонстрирует высокую эффективность при систематизации, закреплении и повторном изучении пройденного материала, а также при его использовании в реальных ситуациях. Одним из преимуществ данного подхода является его способность положительно влиять на учебную мотивацию обучающихся. Важно отметить, что работа над проектами способствует развитию у детей навыков командной работы, включая такие важные аспекты, как поддержка друг друга и понимание чувств других; также активизируются творческие способности и инициативность. Проектный метод содействует формированию культуры общения и социальных навыков, а также способствует применению знаний иностранного языка на практике. Проектная методика играет существенную роль в преподавании английского языка на всех этапах обучения. Одной из главных целей в изучении иностранных языков является развитие самостоятельности учащихся, их стремление к активному получению знаний, умение логически рассуждать и принимать взвешенные решения. Наблюдения демонстрируют, что уроки, посвященные изучению культуры стран, говорят на изучаемом языке, повышают интерес учеников к языку, улучшают их навыки говорения и расширяют их знания о культурных особенностях.
В процессе подготовки к подобным занятиям происходит повторение пройденного материала, задействуются различные ресурсы, предоставляющие расширенные сведения о стране изучаемого языка, и устанавливаются связи между разными учебными дисциплинами. Проектная работа представляет собой важную альтернативу стандартной классно-урочной системе, но её не следует рассматривать как полную замену. Данный подход способствует повышению активности учащихся и их большей заинтересованности в образовательном процессе
.

Проектное обучение стимулирует учебную активность школьников, поскольку оно: ориентировано на индивидуальные потребности каждого ученика; поддерживает мотивацию к обучению, что приводит к увеличению заинтересованности в работе по мере ее выполнения; позволяет получать знания на основе личного и коллективного опыта в конкретных задачах; доставляет удовлетворение учащимся, наблюдающим результаты своего труда в виде готового продукта. В рамках школьного образования проектная деятельность служит отличным отходом от традиционной классно-урочной системы. Ученики стремятся к самостоятельному обучению и развитию, применяя активные методы познания. В рамках курса иностранного языка метод проектов применим практически к любой теме, предусмотренной программой. Выбор тем обусловлен их практической ценностью для ученика, охватывая такие сферы, как личность и окружение, включая школу, страну, город и т.д. Каждый проект связан с конкретной темой для устного обсуждения и базируется на определённой проблеме. Для её решения учащимся необходимы не только языковые навыки, но и обширные знания из разных областей. Важно, чтобы дети обладали развитыми интеллектуальными, творческими и коммуникативными навыками. Меняется роль учеников: они становятся активными участниками обучения. Метод проекта предполагает соблюдение определенной последовательности действий и комбинацию разных видов активности. На каждом этапе реализации проекта выполняется соответствующий элемент проектной деятельности. В процессе обучения, помимо основной программы, используются дополнительные материалы, расширяющие знания о культуре и обществе. Проектная работа является значимой заменой стандартной урочной системе, однако не должна вытеснять её полностью. Внедрение проектной деятельности усиливает учебный процесс, поскольку:

1) Сосредоточено на личных потребностях и увлечениях обучающихся;

2) Поощряет внутреннюю мотивацию, что влечёт за собой увеличение заинтересованности в деятельности;

3) Даёт шанс получать знания на собственном опыте и опыте других участников проектной группы;

4) Приносит учащимся ощущение удовлетворения от ощутимых итогов их работы, а также позволяет применить знания изучаемого языка, и объединяются знания из различных образовательных предметов.
t1753540594aa.pngОсновной принцип заключается в том, что каждый этап выполнения проекта обязан завершаться формированием конкретного и определённого результата. После каждого занятия (будь то расширение словарного запаса, обработка текста или практика устной речи) учащиеся вносят значимые данные в свою личную базу знаний. При организации группового проекта назначается ответственный куратор, который контролирует ход работы и соблюдение установленных сроков. Во время презентации проекта студенты демонстрируют свои навыки владения иностранным языком, явно показывая, чему научились за время изучения темы. Необходимо помнить, что главная цель проектной деятельности при изучении иностранного языка — это прежде всего активное взаимодействие, которое интегрируется с другими формами учебной работы. Разумеется, оценка проектной деятельности представляет собой определённую сложность, поскольку учитывается не просто объём усвоенных знаний, а их практическое применение для достижения заданной цели. В связи с этим мной была разработана система критериев, предназначенная для оценки результатов работы.

t1753540594ab.jpg
Используя метод проектной деятельности, я заметила, что чаще приходится работать со смешанными видами проектирования, поскольку они обладают чертами исследовательской и творческой работы. Как видно, эта педагогическая технология требует значительных вложений ресурсов (времени, материалов, информационных источников, консультантов и прочего), при этом результат не всегда можно предсказать заранее. Обнаружив объективные причины возникновения трудностей, стоит подумать над тем, как избежать их в будущем, а при успешной реализации направленно работать на достижение положительного конечного результата. Итог, видно, и у «малоуспешных» учеников. Хотя их защита может быть не впечатляющей, для ребёнка это индивидуальный шаг к успешности, которую, на мой взгляд, необходимо поддерживать. Поскольку любой процесс должен быть логичным, последовательным и иметь определённый итог, можно сделать вывод: если у ребёнка не развиваются в полном объёме навыки творческого подхода к задачам, коммуникативные способности и познавательная мотивация, такой ученик не будет достаточно самостоятельным в дальнейшем проектном обучении. Поэтому я реализую формирование проектных навыков дифференцированно, учитывая уровни сложности: базовый, продвинутый и высший. Соответственно, эффективность применения метода проектов в обучении иностранному языку возрастает во всех видах деятельности: увеличивается скорость чтения, качество перевода текстов становится лучше, развиваются навыки устной и письменной речи, расширяется кругозор учащихся, совершенствуются коммуникативные умения, а также стимулируется стремление самостоятельно искать и использовать новые знаний. Итак,

t1753540594ac.pngКогда мы начинаем изучение новой темы я перед детьми ставлю цель, для того чтобы они накапливали материал по данной теме. В рамках изучения темы "Полезные и вредные привычки" в 9 классе, учащиеся разработали проект, посвященный анализу привычек одноклассников. Результатом этой работы стало создание и распространение информационных листовок, призывающих к здоровому образу жизни. В 7 классе мы реализуем проект "Мой родной город – Горловка", в котором школьники работают в группах. Каждой группе поручено исследование определенной темы: история города, его известные места и выдающиеся личности. В каждой команде есть ответственный ученик, следящий за ходом выполнения задания.

В 8 классе, при изучении темы "Путешествия", ученики создают туристические проекты-приглашения для иностранных гостей. В этих проектах они рассказывают о привлекательных местах нашей страны и города, советуют оптимальное время для посещения, необходимые документы и наиболее удобный транспорт.
                                                    Заключения
Самым действенным методом повышения интереса к учебе является сосредоточение на тех вопросах, которые действительно значимы для учащихся, а также создание условий для их самовыражения и закрепления своей позиции в привычной среде. Полученные в школе знания, идеи и ценности обретают смысл лишь тогда, когда они применимы к реальным жизненным ситуациям. Урок становится захватывающим, если школа отвечает на вопросы, которые возникают у учащегося в его социальном окружении. В процессе формирования собственной картины мира ученик находит в ней свое место

                                                ЛИТЕРАТУРЫ

Ариян М.А. Активизация самостоятельной работы учащихся при изучении иностранных языков. // ИЯШ-2003. Зимняя И.А., Сахаров Т.Е. Применение проектной методики в процессе обучения английскому языку. // ИЯШ.-1999.-№3
2) Копылова В.В. Методика организации проектной деятельности на занятиях английским языком.-М.,2003.
3) Кукушин В.С. Теоретические и методические основы обучения.- Ростов-н/Д,2005.
4) Мазур И.И. Проектный менеджмент. - Москва,2005.
5) Миролюбов А.А. Роль изучения иностранных языков в формировании личности учащегося. //Сов. педагогика. - 2001.
6) Побокова О.А., Немченко А.А. Проектная деятельность как новая технология в языковом образовании. - Иркутск, 2003
7) Полат Е.С. Использование метода проектов на уроках английского языка. // ИЯШ.-2000.-№2,3.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации