Статья «Представление опыта педагогической работы в форме самоанализа деятельности воспитателя по использованию здоровьесберегающих технологий в воспитательном пространстве санаторной школы-интерната»

3
2
Материал опубликован 19 July

Статья

«Представление опыта педагогической работы в форме самоанализа деятельности воспитателя по использованию здоровьесберегающих технологий

в воспитательном пространстве санаторной школы-интерната»

ГКОУ

"Горловская санаторная школа-интернат №9"

Камолова А.П.

воспитатель, специалист высшей категории


Приобрести здоровье – храбрость,

сохранить его – мудрость,

а умело распорядиться им – искусство

Франсуа Вольтер


Здоровье – один из важнейших компонентов человеческого благополучия, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны. По данным статистики, в последние годы происходит резкое ухудшение здоровья детей: увеличилось количество хронических заболеваний, сократилось число здоровых выпускников. Малоподвижный образ жизни, перегрузка учебного процесса большим количеством изучаемых дисциплин, отсутствие культуры здорового образа жизни во многих семьях, неблагополучная экологическая ситуация – основные причины этого. В этой связи в условиях санаторной школы-интерната особенно актуальна реализация здоровьесберегающих технологий.

Направление моей педагогической деятельности - здоровьесберегающее, подразумевает сохранение и укрепление здоровья воспитанников с учётом их индивидуальных возможностей и способностей. Работаю над методической темой «Здоровьесберегающие технологии в системе работы воспитателя школы-интерната». Выбор темы был для меня закономерен: тема – актуальная, а школьная среда – один из мощных факторов, где у детей отмечается наиболее интенсивный рост и развитие организма и происходит формирование здоровья на всю последующую жизнь. Таким образом, на воспитателя ложится прямая ответственность за состояние здоровья каждого воспитанника. И я считаю своим долгом создать благоприятные условия для здоровья и формирования у обучающихся устойчивой мотивации в потребности в здоровом образе жизни.

Я изучила соответствующую научно-методическую литературу, познакомилась с передовым педагогическим опытом. В своей работе использую методы компетентно-ориентированного подхода к организации воспитательного процесса. Перед собой поставила цель: сформировать у школьников представление о здоровом образе жизни, привить навыки осознанного выполнения правил здоровьесбережения и ответственного отношения, как к собственному здоровью, так и здоровью окружающих.

Для решения поставленной цели определила следующие задачи:

Способствовать сохранению и укреплению здоровья воспитанников.
Формировать потребность в физическом и нравственном самосовершенствовании, в здоровом образе жизни.
Закреплять навыки профилактики и гигиены, первой медицинской помощи, развивать умение предвидеть возможные опасные для жизни последствия своих поступков для себя и своих сверстников.
Использовать профилактические методы в системе комплексных мероприятий по оздоровлению в классе.
Совершенствовать формы работы с родителями в рамках сотрудничества по воспитанию здорового ребёнка.

Формирование ЗОЖ у воспитанников – процесс, который охватывает все сферы жизнедеятельности, интегрирует усилия педагогов, медицинских работников и психолога.

Концепция здоровьесберегающего обучения и воспитания (построение уроков и самоподготовки на здоровьесберегающей основе) предполагает:

активизацию физической деятельности;

соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил;

пропаганду здорового образа жизни.

Таким образом, вся педагогическая деятельность воспитателя направлена на создание здоровьесберегающей среды. Работая над созданием такой здоровьесберегающей среды в своем классе, я стараюсь формировать у детей стремление к осознанному соблюдению правил личной гигиены, расширять знания школьников о правильном питании, формировать позитивное отношение к активному образу жизни, к занятиям физической культурой и способствовать стремлению школьников приобретать полезные привычки и избегать вредных.

Поставленные задачи выполняю, применяя нестандартные формы проведения воспитательных мероприятий, которые помогают детям усваивать новые для них понятия и действия, вызывают эмоциональный интерес, создают условия, максимально раскрывающие творческие способности воспитанников, а самое главное - формируют навыки ведения здорового образа жизни. Это – игры-путешествия, сюжетно-ролевые игры, театрализованные представления, тематические праздники, виртуальные путешествия, конкурсы-развлечения.

Основная задача воспитателя - выработать и закрепить у подростков в период их обучения в школе-интернате целесообразные для их возраста гигиенические навыки и привычки. Особое внимание по формированию культуры ЗОЖ у подростков уделяется развитию практических умений и навыков соблюдения правил личной гигиены. Работа ведётся по таким блокам: гигиена кожи, гигиена одежды, гигиена жилища, гигиена воды. С подростками проводятся разнообразные занятия: круглый стол «Полезные привычки»; часы общения: «Гигиена кожи и волос», «Гигиена полости рта», «Личная гигиена девочек-подростков» и др. На данном этапе большая роль отводится именно практическим занятиям.

Одной из важнейших составляющих ЗОЖ является рациональное питание. Правильное питание обеспечивает подростку нормальный рост и развитие, способствует профилактике заболеваний, повышению работоспособности и создает условия для активной адаптации к окружающей среде. Задача воспитателя школы-интерната – сформировать правильную модель пищевого поведения подростков.

В целях пропаганды основ правильного питания среди обучающихся провожу такие мероприятия: познавательные часы «Какова еда и питьё – таково и житьё», «Правильное питание – залог здоровья»; виртуальная экскурсия по прилавкам продовольственного магазина «О чём расскажет упаковка»; занятия-практикумы «Продукты разные нужны, блюда разные важны», «Что было бы, если бы…», занятие-путешествие «В гости к витаминам»; конкурс плакатов «Формула правильного питания».

Важная роль отводится формированию духовного здоровья детей. Только человек, живущий в гармонии с собой и окружающими, будет действительно здоров, будет стремиться к здоровому образу жизни. Интересными и значимыми для подростков являются такие формы и методы работы, как часы общения, круглый стол, КТД, экскурсии, занятия-путешествия, занятия-практикумы, интеллектуальные, ролевые и деловые игры. На данных занятиях воспитанники проявляют инициативу, вступают в диалог, дискуссию.

Так, на одном из занятий о вреде курения «Небо – без дыма, жизнь – без табака!» подростки разыграли сказку, высмеивающую пристрастие к табакокурению. В мини-спектакле воспитанники в юмористической форме показали, к каким последствиям может привести вредная привычка. Все ребята приняли участие в брейн-ринге, пропагандирующим отказ от курения, и, в конце занятия, каждый имел возможность выразить свое отношение к курению, наклеив стикер с надписью на плакат «Как ты относишься к курению?» К следующему занятию детям было предложено составить буклет против курения. Подростки самостоятельно выбирали из предложенного им материала, на их взгляд, наиболее убедительные зарисовки, мини-статьи, стихи на данную тему, высказывали свои аргументы против курения.

Если говорить о вредных привычках, то подростки представляют собой группу повышенного риска, поэтому работа по данной теме ведётся в полном объёме. На мини-лекциях с показом презентаций дети наглядно могут увидеть, что делают «пагубные привычки» с человеком, чем грозит употребление сигарет, алкоголя, наркотиков в данном возрасте. В качестве гостя на такие занятия приглашаю школьную медсестру, которая рассказывает подросткам о смертельных заболеваниях, связанных с употреблением никотина, алкоголя, психотропных веществ. Ребята самостоятельно выпускают листовки, участвуют в выставках рисунков на данную тему.

Особое место в работе отвожу проблеме мотивации воспитанников к ведению ЗОЖ за счёт активного включения физических занятий в режим дня. Это - утренняя гигиеническая гимнастика,  спортивный час на прогулке, физкультминутки во время самоподготовки и воспитательных занятий, посещение занятий лечебной гимнастикой (ЛФК), подвижные игры, занятия воспитанников в спортивных (допустимых) секциях, спортивные общешкольные соревнования по таким видам спорта, как футбол, настольный теннис, пионербол, баскетбол. Благодаря этому у детей вырабатывается дисциплинированность, ответственность, внимательность, целеустремленность. Также очень серьёзным источником формирования ЗОЖ детей является физическая культура. Стратегия занятий исходит из того, что удовольствие от двигательной активности перерастает в привычку, а от нее в потребность.

Мотивация к выбору здорового образа жизни неразрывно связана с формированием безопасной жизнедеятельности детей. Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей - дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. При этом важно отметить, что безопасность – это не только усвоенные знания, но и умение правильно вести себя в различных ситуациях. Такие воспитательные занятия и мероприятия посвящены теме травматизма, знанию и выполнению правил дорожного движения, умениям предотвратить пожарные ситуации. Провожу работу по профилактике террористических и экстремистских взглядов среди подростков своего класса.

Каждый воспитатель должен творчески подходить к вопросу организации и проведения самоподготовки, т.к. ничто детей не утомляет так, как однообразие. И какой бы разумный порядок не был заведен в процессе проведения самоподготовки, воспитатель не достигнет желаемого результата, если не будет совершенствоваться сам, применять современные педагогические технологии, в том числе - здоровьесберегающие. В ходе проведения самоподготовки провожу игры на развитие внимания и памяти, физкультминутки, динамические паузы, постоянно чередую выполнение устных и письменных заданий. При первых же признаках проявления усталости обучающихся провожу смену деятельности – физминутки, игры на внимание, таким образом, давая детям возможность восстановиться и продолжить выполнение домашнего задания на достаточно высоком уровне.

Для создания общего положительного фона, атмосферы доброты, радости, взаимного доверия, для сплочения коллектива в классе имеется традиция проведения праздников. Здесь мне помогает владение технологиями творческой педагогической деятельности с учетом индивидуальных способностей обучающихся. Включение каждого воспитанника в процесс подготовки и проведения праздника позволяет осознавать себя нужным и значимым, учит выступать перед зрителями, выходить из сложных ситуаций, проявляя находчивость, преодолевать комплексы, учит умению презентовать себя, развивает эмоционально-выразительную сферу, создает бодрое, веселое настроение. ​​​​​​​

В своей педагогической деятельности использую современные воспитательные технологии:

Игровую технологию, как ведущую для школьника, органично внедряю во все направления работы, чтобы дети ежедневно погружались в различные виды игровой деятельности, которые нацелены на раскрытие их способностей, творческое самовыражение, обогащение личного опыта ребенка.

Технология проблемного обучения. Создавая проблемные ситуации, стараюсь побуждать детей выдвигать гипотезы, делать выводы. Проблемные ситуации использую в беседах по безопасности жизни и здоровья, в игровой деятельности.

Использование ТРИЗ помогает развивать фантазию детей: использую дидактические игры: «Что полезно, а что вредно для здоровья», «Хорошо – плохо», «Магазин полезных продуктов», «Ошибки художника», «Правильные поступки» и др.

Информационные компьютерные технологии. Использование ИКТ в моей практике не ограничивается деятельностью с детьми и включает в себя следующее:

подбор иллюстративного материала для оформления стендов,

подбор дополнительного познавательного и иллюстративного материала к воспитательным занятиям и мероприятиям;

обмен опытом, знакомство с периодикой, методическими наработками других педагогов;

создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности воспитательных занятий и мероприятий с детьми;

создание презентаций для проведения мастер-классов для педагогов и родителей;

подготовка памяток для родителей и педагогов, оформление буклетов, материалов по различным направлениям деятельности;

подготовки материалов для сайта учреждения.

В работе с детьми необходим индивидуальный подход к каждому ребёнку, понимание его индивидуальных особенностей и поиск соответствующих методов воспитания. Поэтому очень важно работать в тесном взаимодействии со всеми участниками педагогического процесса - учителями, медработниками, школьным психологом и особенно родителями. Сделать родителей активными участниками здоровьесберегающего процесса – это важная задача воспитателя. Вся моя работа ведется в тесном контакте с родителями. Постоянно обсуждаю с родителями вопросы, связанные с воспитанием, формированием у детей культуры ЗОЖ, организацией досуга воспитанников. Родители интересуются школьной жизнью своих детей, по мере возможности помогают мне, поддерживают пониманием и продолжением здоровьесбережения в домашних условиях.

На родительских собраниях мы обсуждаем с родителями принципы и идеи здоровьесбережения. Я провожу для родителей консультации о формировании у детей ЗОЖ с привлечением психолога и школьной медицинской сестры («Здоровье наших детей», «Привычки и здоровье», «Здоровый образ жизни», «О борьбе с вредными привычками и склонности детей к бродяжничеству»). Организовываю совместные с родителями классные мероприятия, способствующие укреплению семейных связей и формированию принципов здоровьесбережения. Среди них особенно можно выделить спортивно-оздоровительные конкурсы и эстафеты: «Папа, мама, я, спортивная семья», встреча с родителями «Шуточные веселые старты между мальчиками и папами» и другие.

По моему мнению, невозможно воспитать в ребёнке культуру здорового образа жизни словами, без личного примера. Только личный пример порождает в детях искреннюю заинтересованность. Поэтому каждый педагог обязан быть образцом для своих воспитанников в выполнении правил ЗОЖ. Важно помнить, что мы сами можем сохранять и укреплять своё здоровье. Сила внутри нас, надо только научиться ею пользоваться и научить этому своих учеников.

Наряду с воспитательной работой совершенствую своё педагогическое мастерство. Самообразование воспитателя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога.

Регулярно повышаю уровень профессионального мастерства. Имея высшую квалификационную категорию с 2013 года, стараюсь ей соответствовать. В 2024 году дистанционно прошла курсы повышения квалификации воспитателей общеобразовательных школ-интернатов при ГБОУ ДПО «ДОНРИРО».

Изучила соответствующую научно-методическую литературу, познакомилась с передовым педагогическим опытом. В своей работе использую «135 уроков здоровья, или школа докторов природы», авторы: Обухова Л.А., Лемяскина, Н.А. Жиренко, «Уроки здоровья», Шарыгиной Т. А. «Беседы о здоровье», Картушиной М. Ю. «Быть здоровыми хотим» и др.

Освоила компьютерные программные продукты, создаю электронные презентации при помощи программы Power Point, создала собственные профессиональные сайты:

образовательном портале «Videouroki»;

образовательном СМИ «Проект «Инфоурок»;

международном образовательном сайте «Учебно-методический кабинет»,

где систематически выкладываю свои методические материалы.

Опубликовала свои материалы на профессиональных сайтах:

https://zolotistorinki.ru/ – электронный журнал «Золотые страницы образования»:

Статья «Организация здоровьесберегающего пространства в санаторной школе-интернате». Сертификат о публикации в журнале № 9(108), ноябрь 2021г.

Статья «Формирование культуры здорового образа жизни у старших школьников санаторной школы-интерната». Сертификат о публикации в журнале № 10(119), декабрь 2022г.

За плодотворную работу на персональном сайте образовательного СМИ «Проект «Инфоурок» была поощрена его организаторами:

Благодарность за существенный вклад в методическое обеспечение учебного процесса по преподаваемой дисциплине в рамках крупнейшей онлайн-библиотеки методических разработок для педагогов.

Внедряя в практику своей работы с детьми здоровьесберегающие технологии, разработала свои методические наработки:

Методические рекомендации «Эффективное воздействие подвижных игр на двигательную активность школьников».

План методической помощи аттестуемым педагогам.

В соавторстве с коллегами Добролетовой И.В. (директор школы-интерната) и Родичевой Е.А. (зам. директора школы-интерната) разработала Проект здоровьесберегающего направления «Радуга здоровья», который находится на основной стадии внедрения в учебно-воспитательный процесс школы-интерната.

Я являюсь руководителем методического объединения воспитателей и классных руководителей. Планирую работу МО, помогаю организовывать открытые мероприятия коллег, выступления с докладами на семинарах с целью обмена опытом. Регулярно провожу обзор новинок методической литературы. Отношения с коллегами стараюсь организовывать в соответствии с принципами функционирования методического объединения, а именно:

коллегиальность – все вопросы решаем вместе;

системность – единство требований;

методическое и дидактическое обоснование – работа строится в системе «анализ – план – анализ»;

творчество – вести за собой;

открытость и доступность – все участвуют во всем.

Своими достижениями в здоровьесберегающей деятельности делюсь с коллегами.

Выступаю с докладами на педагогических советах, МО воспитателей и классных руководителей.

Мой труд отмечен:

Благодарность за высокий профессионализм, мастерство педагога и наставника, многолетнее добросовестное осуществление общественной деятельности, 2019г.

Благодарность за образцовое выполнение своих обязанностей, продолжительную и безупречную работу, новаторство в труде, 2020г.

Грамота за образцовое выполнение своих должностных обязанностей, креативность, трудолюбие и весомый вклад в поддержание положительного имиджа школы, 2021г.

Благодарность за высокий профессионализм, добросовестный труд, творческую инициативность, педагогическое мастерство, успешное проведение воспитательных мероприятий с применением дистанционно-образовательных технологий, 2022г.​​​​​​​

Ориентация на здоровый образ жизни не появляется у детей сама собой, а формируется в результате целенаправленного педагогического воздействия. Проводя комплекс мер по здоровьесбережению, я отмечаю возросшую творческую активность детей, работоспособность, укрепление межличностных отношений. Класс принимает активное участие в интеллектуально-оздоровительных соревнованиях, различных общешкольных  мероприятиях. Практически все ребята посещают кружки по интересам, занимаются в доступных для их здоровья спортивных секциях. Применение здоровьесберегающих технологий даёт положительные результаты не только по сохранению здоровья воспитанников, но и стабильности в обучении.

      Я пришла к выводу, что направления моей здоровьесберегающей деятельности в классе выбраны верно и эффективно, способствуют решению поставленных задач и достижению поставленных целей. Считаю, что формы и средства педагогического влияния оказались достаточно эффективны для большинства воспитанников.

Использование здоровьесберегающих технологий в санаторной школе-интернате позволяет без каких-либо особых материальных затрат не только сохранить уровень здоровья детей, но и повысить его.

Проанализировав свою работу, я поставила задачи своей будущей профессиональной деятельности:

продолжать формировать у воспитанников ценностные установки на здоровый образ жизни, культуру здоровья, сохранение и укрепление здоровья;

регулярно повышать свой профессиональный уровень;

шире использовать в своей деятельности передовой опыт педагогов-новаторов:

работать над воспитанием навыков коммуникативного общения;

продолжать развивать творческие способности школьников;

продолжать презентовать свой педагогический опыт на страницах соответствующих интернет- сайтов и печатных изданий;

участвовать в конкурсах педагогического мастерства.


Список использованных источников:


  • Алексеев С.В., Барышников Е.Н., Беловицкая Л.М. и др. Формирование здоровьесберегающего поведения и укрепление здоровья учащихся. – СПб, СПбАППО, 2008.
  • Безруких М.М., Сонькин В. Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применение. – М.: ИВФ РАО. 2002.
  • Коростелев Н.В. Воспитание здорового школьника. М., 1986.
  • Куинджи Н.Н. Валеология: Пути формирования здоровья школьников / Н.Н. Куинджи: методическое пособие. – М.: Аспект Пресс, 2001.
  • Лядова Н.В. Здоровьесбережение в современном образовательном процессе: проблемы, перспективы http://forumpoipkro.forum24.ru/
  • Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. М.:АРКТИ, 2005.
  • Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие технологии в работе педагога и школы. – М.: АРКТИ, 2003.
  • Чупаха И.В., Пужаева Е.З., Соколова И.Ю. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе. – М.: Илекса, Народное образование; Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2003.


7


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Не хватает списка источника.

20 July

Спасибо, доработала.

21 July

Похожие публикации