Статья «Использование здоровьесберегающих технологий в госпитальной школе»
Стефанова Лариса Михайловна,
Почетный работник воспитания
и просвещения Российской Федерации,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
Государственного общеобразовательного
учреждения Республики Коми
«Республиканский центр образования»,
г. Сыктывкар
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ
В ГОСПИТАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Аннотация. В статье представлен опыт работы по использованию здоровьесберегающих технологий в госпитальной школе, раскрыта актуальность поднятой темы, перечислены дидактические принципы здоровьесбережения, приведены приемы, примеры заданий, направленные на формирование у учащихся знаний о здоровом образе жизни, потребности сохранения своего здоровья.
Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии, госпитальная школа, дидактические принципы, педагогика сотрудничества.
Сохранение и укрепление здоровья учащихся является приоритетным направлениям государственной политики в области образования. В организациях, осуществляющих образовательную деятельность, при реализации образовательных программ должны быть созданы условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечены:
1) наблюдение за состоянием здоровья обучающихся;
2) проведение санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий, обучение и воспитание в сфере охраны здоровья;
3) соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов [1].
В 2018 году в Республиканской детской клинической больнице, на базе которой осуществляет образовательную деятельность Республиканский центр образования, была открыта региональная площадка «УчимЗнаем» - Республика Коми». Проект нацелен на создание полноценной образовательной среды для тяжело и длительно болеющих детей во время их пребывания в стационаре медицинских учреждений.
Пребывание в больнице – нестандартное событие в жизни ребенка-ученика. Нарушается привычный образ жизни, меняется окружение, условия обучения. Это сопровождается каждодневными медицинскими процедурами, зачастую не всегда приятными. Поэтому главным в работе учителя в условиях госпитальной школы выступает создание внутреннего комфорта для учеников в условиях медицинского учреждения, отвлечения их от болезни, поддержание позитивного жизненного тонуса, интереса к учебе.
Вышеперечисленные факторы обуславливают актуальность использования в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий, целью которых является обеспечение возможности сохранения здоровья учащихся, формирование необходимых знаний и навыков здорового образа жизни, умения применять полученные знания в повседневной жизни.
В деятельности учителя госпитальной школы можно выделить три направления работы по здоровьесбережению:
- организационно-педагогическое, определяющее структуру учебного процесса, регламентированного санитарно-эпидемиологическими требованиями, способствующее предотвращению переутомления и других дезаптационных состояний учащихся;
- психолого-педагогическое, непосредственно связанное с воздействием на учащихся на уроках;
- учебно-воспитательное, которое включает уроки здоровья, внеклассные мероприятия, направленные на формирование у учащихся бережного отношения к своему здоровью, мотивации к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек.
Образовательный процесс необходимо выстраивать с учетом гигиенических норм к организации и объему учебной нагрузки, соблюдением требований к использованию технических средств обучения.
С целью снятия психического и физического напряжения на уроке необходимо проводить физкульминутки. В моем арсенале имеется большой набор тематических стихотворений, которые я использую на уроках русского языка при изучении различных частей речи.
Учащиеся выполняют несложные упражнения, которые сопровождаются проговариванием стихотворения, построенного на словах изучаемой части речи. Такие физкультминутки гармонично входят в материал урока, не нарушают его целостности, способствуют более прочному усвоению изучаемой темы.
Ещё один пример физкультминутки на уроке русского языка по теме «Междометие» в 7 классе. Предлагаю ребятам с помощью мимики, жестов произнеси междометие АХ, выражая различные эмоции: испуг, жалобу, огорчение, радость. Эта физминутка способствует снятию психического напряжения (здесь ребята переключаются, могут и посмеяться), делаем вывод о том, какую широкую гамму эмоций может выражать междометие АХ.
Ещё одно небольшое упражнение (дыхательная гимнастика): на вдохе надо произнести междометие АХ, на выдохе – ОХ. Психологи говорят, что при произношении междометий УХ, ОХ, АХ происходит выброс отрицательной энергии.
Снятию напряжения учащихся на уроке способствуют и задания игрового характера, построенные на материале загадок, шуточных стихотворений («Подскажи словечко», «Замени одним словом!», «Третий лишний» и др.). Также я использую на уроках кроссворды, ребусы, шарады. Такого рода задания красочно оформлены, сопровождаются иллюстрациями, что, в свою очередь, также способствуют повышению учебной мотивации учащихся.
При подготовке к урокам я обращаю внимание на следующие дидактические принципы:
- принцип последовательности и систематичности (работа проводится не от случая к случаю, а каждый день и на каждом уроке);
- принцип доступности (соответствие содержания обучения, объема учебной нагрузки, уровня сложности учебного материала возрасту учащихся, обоснованность использования методов, приемов, средств обучения и воспитания, они должны быть проверенными на практике и не наносить вреда здоровью учащихся);
- принцип наглядности обучения;
- принцип активности учащихся в процессе обучения (активное включение учащихся в процесс обучения, что снижает риск переутомления);
- принцип создания условий, благоприятных для обучения (создание на уроке ситуации успеха для каждого ученика, необходимо отмечать даже незначительные успехи учащихся);
- принцип связи обучения с жизнью.
Важным моментом в использовании здоровьесберегающих технологий в образовательной деятельности является учет индивидуальных особенностей развития учащихся: психологические и возрастные особенности учащихся, их учебные возможности, темп работы и т. д. Поэтому я составляю для учащихся индивидуальные карточки с заданиями.
В дидактический материал уроков включаю обсуждение вопросов сохранения здоровья, тексты здоровьесберегающей направленности и задания, связанные с ЗОЖ. Часто на уроках русского языка я использую пословицы и поговорки, которые поистине являются кладовой мудрости русского народа.
Практика показывает, что применение дидактического материала в образовательном процессе способствует достижению планируемых результатов (личностных, метапредметных, предметных), повышению у учащихся интереса к изучению русского языка. В ходе работы с пословицами учащиеся отрабатывают орфографические и пунктуационные навыки, объясняют значение пословиц, работают с лингвистическими терминами и понятиями.
Использование на уроках дидактического материала по теме «Здоровье и ЗОЖ» помогает мне сделать свои уроки интересными и запоминающимися, способствуют ненавязчивому привитию учащимся навыков ЗОЖ: учащиеся получают знания о здоровом образе жизни, задумываются о важности поддержания своего здоровья.
Большое значение в формировании у учащихся бережного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих людей, ведению здорового образа жизни имеет внеучебная деятельность. Мои учащиеся являются постоянными участниками творческих конкурсов, фестивалей, сетевых проектов, всероссийских уроков здоровья, социально значимых акций (например, всероссийского фестиваля «Всемирный день здоровья», сетевого проекта «В здоровом теле – здоровый дух», социально значимой акции «Брось сигарету – получи конфету!», приуроченной к Международному дню отказа от курения, конкурса рисунков «Наш разноцветный мир» в рамках Международного дня борьбы с детским раком и др.). Проводимая работа способствует развитию познавательной активности, реализация личностных качеств и творческих способностей, социализации учащихся, находящихся на длительном лечении.
Цель современной школы – подготовить учащихся к жизни. Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода. Опыт здоровьесбережения у учащихся формируется постепенно через расширение сферы общения и деятельности, развитие саморегуляции, становление активной жизненной позиции, формирование ответственности за свое здоровье.
По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов [2].
В условиях госпитальной школы важную роль играет педагогика сотрудничества, создающая условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся. Важно пробудить внутренние силы и возможности учащихся, использовать их для более полного развития личности. Проявление гуманного отношения к ученикам, отсутствие прямого принуждения, приоритет положительного стимулирования в сочетании с проявлениями демократических отношений – правом ребенка на собственную точку зрения, правом на ошибку – оказывают благоприятное воздействие на психику учащихся и способствуют их психологическому здоровью.
Список использованных источников
1. Статья 41. Охрана здоровья обучающихся, ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ, в ред. от 30.12.2021 г.
2. Устав Всемирной организации здравоохранения:
Поляков Александр Васильевич