Статья "Проблемы воспитания в современном обществе и пути их решения"

3
0
Материал опубликован 27 June

Проблемы воспитания в современном обществе и пути их решения

     Каждый понимает под воспитанием что-то своё, однако можно выделить общую несущую конструкцию термина: это целенаправленное и специально организованное воздействие на воспитанника с целью формирования социальной личности в рамках определённой культурной среды (так как «не бывает воспитания, повсеместно пригодного для всего человеческого рода», Дюркгейм). Существует и множество видов воспитания, однако я выделю семейное, патриотическое, нравственное и социальное.

     Процесс становления личности, её социализация, берут свое начало в основном социальном институте – в семье (первичный институт социализации). Здесь ребёнок получает основу, примеряет первые роли и статусы, получает моментальную обратную связь на свою деятельность, поддержку и подобное. И, на мой взгляд, сам кризис семьи как института (возможность распада этой социальной ячейки) не столь важен сам по себе (т.е. в экономическом, политическом, социальном плане – потери для общества, государственной системы), как важны его причины и последствия на микроуровне. К причинам можно отнести отчуждение членов семьи друг от друга, неспособность проговорить проблемы без упора на принцип первого по рождению (сейчас существует много больше возможностей получить определённый опыт раньше и быстрее, чем это было у старшего поколения – через чрезвычайно развитые СМИ), инфантильность самих родителей (существует же мнение, что прежде чем воспитывать ребёнка, нужно воспитать его родителей), снижение доверия семьи к школе и к авторитетности учителей. К последствиям: поиск ребёнком (довольно успешный) других примеров для подражания, другую опору (людей с похожими взглядами просто найти). Проблему можно попробовать решить через переориентировку семьи с репродуктивной функции, на информационно-коммуникационную социальную деятельность, в которой происходило бы развитие личностей всех её членов.

     Многие полагают, что ответственность за кризис семьи лежит на ненадлежащем воспитании, организованном школой. На это конечно влияет совокупность факторов, но можно рассмотреть подробнее и выше названный (рассмотрю работу школы с неблагополучными семьями и затем школьный буллинг). Семья – закрытая социальная структура, и тем сложнее проводить социальную работу и влиять на неё извне. Не все люди ответственно подходят к созданию семьи, вследствие этого забота о воспитании и благополучии детей из таких семей в большей мере, чем того требовалось бы в иных условиях, падает на школу, классного руководителя, школьного психолога и социального педагога, если должности двух последних вообще есть в школе (особенно в провинциальных, коих большинство). Очень часто под пристальным надзором оказываются неполные семьи, но и с виду благополучные могут таковыми быть только как раз-таки с виду (и такое диагностировать, а затем как-то вмешаться в ситуацию и помочь ребёнку ещё сложнее). Первоначальным объектом воздействия будет сам ребёнок, но без дальнейшей работы с членами семьи – результат может не закрепиться (однако минимальные улучшения всё же лучше их отсутствия). Вся эта работа требует колоссальных усилий, много времени и специальных навыков социального педагога, и даже это не гарант успеха.

     Школьный буллинг/травля, так как он происходит непосредственно в школьном коллективе, порой без каких либо касательных к родителям, обнаружить и начать воздействовать на него быстрее и в какой-то мере проще. Однако для психики всех детей класса/параллели это несёт гораздо больший вред и в более короткие сроки. Неспособность к адаптации в данной среде приводит к торможению социализации, общего развития (умственного, физического, нравственного, психо-эмоционального, адекватного восприятия себя и окружающей действительности и пр.). Об этом много говорят-говорят, однако каждый случай настолько индивидуален, что советы без вникания в конкретный случай настолько расплывчаты и содержат столько оговорок, что и встает вопрос об их эффективности. По одной из версий, готовить почву для буллинга может (неосознанно) само учебное заведение (дискриминация по признаку пола/этноса/возраста, дисбаланс власти, самоуправления в школах). Лучший способ решить проблему буллинга – это остановить его до его начала. Однако федеральных программ по профилактике буллинга или обучения персонала профилактике буллинга в школьной среде нет (могут быть на муниципальном уровне), поэтому каждый может профилактировать как считает правильным, а цельная комплексная психолого-педагогическая и социальная работа не может осуществляться без специалистов (психолога, социального педагога, педагога с опытом в педагогической конфликтологии, и, конечно, родителей).

     Последняя проблема из рассматриваемых связана так же со школой – патриотическое воспитания. И дело, скорее, не в его объёме (мало/много, хотя и это важно), а в его качестве. Зачастую дети/подростки проявляют безразличие ко многим вещам (в том числе и к увещеваниям в необходимости родину любить), и можно одной из причин этого назвать защитную реакцию на обилие и качество информации, впечатлений и эмоций, а другой – требование детей понимать и видеть реальные примеры и факты, убеждающие в том, что родина заслуживает их безоговорочной (может, и слепой) любви. Патриотизм формируется в рамках патриотического воспитания, но и не только. Если учитель в школе, например, будет убеждать детей в лучшем положении дел в стране (уважение правового и многонационального характера государства, богатство страны ресурсами, «лучшими людьми» и пр.), а вернувшись домой, эти же дети будут видеть противоположную картину (притеснение по отличительным признакам представителей какого угодно этноса, несправедливости в политической сфере без уточнений, бедственное экологическое положение городов-промышленников и пр.); если постоянно обращаться к прошлому и традициям без взгляда на современность, то воспитывай не воспитывай, а результат будет невелик. И, на мой взгляд, воспитывать патриотизм нужно не на словах, а на деле: привлекать к проблемам края; мероприятиям, связанным не с маскарадом, а с практическим результатом, улучшающим что-либо в рамках одного двора, села, города; благотворительности и волонтерству без перегибов, как это умеют сделать особо ревностные воспитатели.

     «Среди молодых людей наблюдается тенденция в отстаивании своих гражданских прав и свобод, попытки принимать активное участие в политической жизни страны. Однако данные стремления не коррелируют с идеями патриотизма, вследствие этого данные понятия не являются связанными в сознании молодых людей. Задачей современной образовательной политики является перестройка системы взглядов, основанная, прежде всего, на патриотическом воспитании молодежи. Развитие у молодых людей духовных качеств и связанных с ними навыков гражданского патриотизма являются основными задачами образовательной политики на современном этапе» - странно было прочесть это: если отстаивание гражданских прав и свобод личности, стремление учувствовать в жизни своего государства это не составляющие патриотизма, то что же...

     Подводя итог хочу сказать, что я затронула очень болезненные проблемы нашей сферы образования и совершенно не считаю высказанное мнение (на основе информации из прочитанных статей) истиной в последней инстанции или даже соответствующим действительному положению дел. Всё вновь упирается в рамки определённой культурной среды, в индивидуальность и многофакторность каждого случая, проблемы в целом.



Литература:

Маслова Т.А., Родина Е.А. ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ КАК ОСНОВА ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ // Проблемы современного педагогического образования. 2020. №69-3.

Асильдерова М.М., Агарагимова В.К., Мугутдинова Р.И. РАБОТА СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ // Проблемы современного педагогического образования. 2021. №70-2.

Вагин Д.Ю., Немова О.А., Жаркова М.В. СЕМЬЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ И ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ: КРИЗИС ИЛИ КАЧЕСТВЕННОЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЕ // Проблемы современного педагогического образования. 2019. №65-2.

Тельминова А.В. ШКОЛЬНЫЙ БУЛЛИНГ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА // Проблемы современного педагогического образования. 2020. №66-1.

Маркова Е.А., Аширова А.Л. ПРОБЛЕМА ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ // СГН. 2017. №1.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.