12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Березина Екатерина Николаевна248
Россия, Архангельская обл., Архангельск


Теоретические и методологические проблемы современного образования: ограничения и пути их решения

                                                                                Березина Екатерина Николаевна,

                                                                        учитель начальных классов

                                                                            МБОУ СШ № 22 г. Архангельск

  Российская система образования на данный момент не может похвастаться высокой эффективностью. В данной статье рассматриваются ключевые ограничения и факторы, проблемы современного образования, способы их решения. Приводятся статистические данные и результаты исследований.

1. Ухудшение качества образования

Приоритетная цель РФ на ближайшие несколько лет – выход в десятку стран-лидеров по качеству общего образования. В соответствии с паспортом национального проекта «Образование» в 2019-2024 гг. в субъектах России проводится «Оценка по модели PISA (Program for International Student Assessment)».

PISA (Program for International Student Assessment) – международная программа по оценке образовательных достижений учащихся. Проводится в виде тестирования (1 раз в 3 года), оценивающего грамотность школьников в разных странах. Помимо этого, проверяют умение использовать полученные знания на практике. В тестировании участвуют подростки в возрасте 15 лет: PISA проводит мониторинг именно этой возрастной группы.

Преимущество исследования – в возможности выявить и сравнить изменения, происходящие в системе образования. Что, в свою очередь, позволяет оперативно реагировать на новые «вызовы» и проблемы.

Результаты последнего исследования PISA, завершившегося осенью 2018 года, в Министерстве Образования комментировали не очень активно. И все – потому, что вопреки поставленной цели РФ так не вошла в десятку лидеров. Тем не менее, Россию отнесли к так называемой «успешной группе» стран. В общем “зачете” РФ заняла лишь 18-ю позицию из 79. Для государства, считающего себя одной из ведущих образовательных держав мира, это довольно низкий показатель.

Результаты РФ в исследовании PISA (в динамике с 2000 по 2018 гг., по разным направлениям) представлены на рисунке 1:


t1637697941aa.png

Рисунок 1 – Результаты РФ в исследовании PISA за 2000-2018 гг.

Результаты последнего исследования оказались неутешительными. На графике прослеживается четкая динамика падения естественно-научной, математической и читательской грамотности обучающихся:

По уровню читательской грамотности РФ заняла 31 место из 79.

По математической – 30 позицию.

По естественно-научной – 33-е место в общем рейтинге.

Результаты исследования, проведенного в рамках региональной оценки по модели PISA внутри страны в 2021 году, показывают, что материально-техническое оснащение (МТР) образовательных учреждений не всегда соответствует желаемому. В рамках исследования образовательные учреждения были разделены на 2 группы:

высокий – МТР > 75% (образовательное учреждение в достаточной степени укомплектованы цифровым оборудованием, физической инфраструктурой, образовательным программным обеспечением, доступом к сети Интернет) ;

низкий – МТР <50% (дефицит материально-технического оснащения).

Как показывает рисунок 2, в группах МТР > 75% и МТР < 50% наблюдаются значимые отличия результатов обучающихся по читательской, естественно-научной и математической грамотности.

t1637697941ab.png

Рисунок 2 – Зависимость результатов обучающихся по читательской, математической и естественно-научной грамотности от материально-технического оснащения образовательного учреждения

Особого внимания заслуживают низкие результаты обучающихся по естественно-научной деятельности. Можно предположить, что преподавание естественнонаучных дисциплин относится к наиболее ресурсоемким по сравнению с другими предметами. В частности, это связано с необходимостью проведения практических и лабораторных работ, материально-технического обеспечения для осуществления которых в части образовательных учреждениях просто не хватает.

Еще один важный фактор, влияющий на качество образования, – интернетизация образовательных учреждений. Роль Интернет-технологий в образовании определяется не сколько скоростью обработки данных, сколько ориентацией на формы, методы обучения и воспитания, которые напрямую обеспечивают выявление индивидуальности обучающихся, формирование их познавательных и умственных способностей. Прежде всего, информационные технологии в образовательном процессе необходимо рассматривать как инструмент автоматизации учебной деятельности и современный способ обучения.

Результаты исследования, проведенного в рамках региональной оценки по модели PISA внутри страны в 2021 году, показывают, что результаты обучающихся по читательской, математической и естественно-научной деятельности также отличаются в зависимости от доли устройств в образовательном учреждении, имеющих доступ к интернету.

В ходе исследования образовательные учреждения были разделены на 2 категории:

с долей устройств, подключенных к интернету, > 80%;

с долей устройств, подключенных к интернету, < 80%.

t1637697941ac.png

Рисунок 3 – Зависимость результатов обучающихся по читательской, математической и естественно-научной грамотности от доли подключенных к интернету устройств в образовательном учреждении

Как показано на рисунке 3, обучающиеся школ с высокой долей компьютеров, подключенных к интернету, демонстрируют лучшие результаты по читательской и естественно-научной деятельности.

Компьютеры педагогов, как и образовательные классы, подключены к высокоскоростному интернету не во всех учреждениях. Углубляясь в вопрос роли информационных технологий в образовании, необходимо отметить, что традиционные классы далеко не всегда оснащены «продвинутым набором». Чаще всего это старый персональный компьютер, проектор, и «классические» доски для визуального восприятия, информацию на которых из-за различий в почерке друг друга обучающиеся иногда не различают. Некоторые обучающиеся, в силу психологических особенностей, стесняются попросить помощи у учителя или одноклассников. Отсюда – пробелы в знаниях, недопонимание, низкий процент усвоения и закрепления материала.

Smart (интерактивные) доски в образовательных классах могли бы решить эту проблему, улучшить восприятие предметов и повысить качество обучения. Но, к сожалению, возможность приобретения интерактивных устройств есть для каждого класса есть далеко не у каждого образовательного учреждения. Средств, выделяемых на финансирование науки и образования, не хватает. Об этом свидетельствует низкая доля расходов средств Федерального бюджета – менее 3,8% ВВП. По этому показателю Россия находится на 88-й строчке из 100 государств. Образовательным учреждениям необходимо хорошее финансирование. И это одна из главных причин, не позволяющих российскому образованию выйти на потенциально новый уровень.

2. Резкий переход на дистанционный формат

Вторая актуальная проблема – частичный переход на удаленное обучение из-за пандемии. В соответствии с приказом Министерства Просвещения РФ №104 от 17.03.2020 г. школы были переведены на дистанционный формат обучения. В текущей эпидемиологической ситуации вопрос по-прежнему остается актуальным. И несмотря на то, что в данный момент учащиеся получают знания в очном формате, количество заболевших новой коронавирусной инфекцией растет стремительными темпами. Если ситуация не стабилизируется, мы можем ожидать повторения «образовательного сценария» во время пандемии.

Как сами обучающиеся, так и преподаватели столкнулись с рядом проблем:

Организационного характера. Переход от «классической» работы в классе, где от обучающегося, преимущественно, требуется слушание, конспектирование материала и ответы на вопросы преподавателя, образование в онлайн-формате требует гораздо большего перечня действий. От установки соответствующих приложений до регулярной загрузки домашних заданий в личном кабинете и просмотра комментариев учителя. Все взаимодействие между преподавателем и обучающимся происходит онлайн. И если средние и старшие школьники, преимущественно, «общаются» с техникой на «ты», для обучающихся младших классов такой тип взаимодействия оказался весьма проблематичен. Проблему можно решить записью обучающих гайдов-уроков по работе с системой. В МБОУ СШ №22 г. Архангельска многие педагоги не стали пускать ситуацию «на самотек» и предложили родителям младших школьников собственные разработки – видеоуроки по работе с системами Zoom, образовательной платформой Учи.ру. После получения готовых инструкций посещаемость занятий выросла на 25%, увеличилась вовлеченность и интерес к учебе.

Технического характера. Технические неполадки стали еще одним «камнем преткновения» при дистанционном обучении. Низкая скорость интернета, зависание приложений, непонимание работы программ, сложности с загрузкой видеоуроков стали основными причинами пропуска занятий, и, следовательно, низкого процента усвоения образовательного материала. Проблема коснулась и учителей. Несмотря на «техническую продвинутость», большинство педагогов не привыкли проводить занятия в интерактивном формате. Разобраться с записью уроков, системой виртуального класса и «перестройкой» работы на новый уровень довольно трудно. В МБОУ СШ №22 г. Архангельска проблему решили использованием уже готового решения – платформы с готовым контентом для самостоятельной работы Учи.ру. Каждый ученик получает возможность изучать предмет в комфортное и удобное для себя время – с необходимым количеством повторений обучающего материала. Такой подход намного эффективнее уроков в онлайн-формате, когда часть школьников имеет неполадки с интернетом, или не может присутствовать на занятиях по определенной причине, вследствие чего упускает материал.

Увеличением образовательной нагрузки, и, что парадоксально, – снижением качества образования. Некоторые коллеги отмечают: дистанционное обучение нарушает баланс и между «качеством» и «количеством» знаний – в пользу второго фактора. В ходе удаленной работы не все обучающиеся могут в полной мере перенять те навыки, которые преподаватель пытается до них донести. Педагоги вынуждены работать с неуспевающими индивидуально, принимая на себя дополнительную нагрузку в виде неоплачиваемых часов. Эту проблему необходимо решать скорее не на уровне образовательных организаций, а на уровне Министерства Просвещения.

Слабой самомотивацией. Работа в дистанционном формате «расслабляет» обучающихся. Удаленное обучение требует от школьников сильно целеустремленности и дисциплины – чтобы не только своевременно выполнять задания преподавателя, но и готовить решения самостоятельно, не занимаясь поиском готовых ответов в интернете. Главная задача, которая стоит перед такими обучающимся, – не допустить получения неудовлетворительной оценки. Пусть и в ущерб собственным знаниям. Отсюда – снижение усваиваемости и закрепления материала. В качестве мотивации учеников преподаватель может использовать интерактивные таблицы и отмечать школьников, которые наиболее ответственно подходят к обучению в дистанционном формате.

Отсутствием социального взаимодействия. В формате очного класса обучающиеся могут общаться друг с другом и педагогом напрямую: делиться опытом, новостями, устанавливать невербальный контакт, мгновенно реагировать на просьбы и вопросы. Коммуникация – важный аспект, которого школьники лишаются, обучаясь удаленно. Чувство «изоляции», в свою очередь, также негативно влияет и на успеваемость, и на мотивацию. На мой взгляд, педагогу необходимо в той или иной степени принимать на себя функцию психолога, создавать благоприятную, положительную атмосферу на занятиях. А после окончания онлайн-уроков – не исключать детей от трансляций, а давать им возможность пообщаться друг с другом и учителем, уже не на образовательные, а нейтральные темы. Да, это требует от преподавателя большего количества времени, но благоприятно сказывается на эмоциональном состоянии учеников.

Мнение, указанное выше, подтверждают результаты социологического опроса удовлетворенности организацией дистанционного обучения, проведенного онлайн-школой Skysmart. Результаты опроса представлены на рисунке 4.

t1637697941ad.png


Рисунок 4 – Результаты социологического опроса удовлетворенности организацией дистанционного обучения, проведенного онлайн-школой Skysmart

Другое исследование удовлетворенности организацией дистанционного обучения в учебных заведениях, проведенное ВЦИОМ в 2020 году, показало:

32% родителей школьников полностью недовольны дистанционным образованием; полностью удовлетворены – лишь 12%;

36% респондентов отметили резкое увеличение образовательной нагрузки;

25% – резкое увеличение нагрузки педагогов.

Важно понимать, что перевод образовательных учреждений в дистанционный формат, скорее всего, повторится. И для педагогов, и для обучающихся, – это новая реальность, к которой необходимо приспособиться. В первую очередь, необходимо актуализировать работу по разработке новых образовательных стандартов, применению инновационных методов, инструментов преподавания, максимально адаптировать современную образовательную систему к новым условиям.

3. Нехватка квалифицированных кадров

Еще одна значимая проблема – нехватка квалифицированных кадров. По оценкам Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС:

На июль 2021 года российские школы “недополучили” 250 000 педагогов.

Только 20% выпускников высших учебных заведений после получения педагогического образования остаются в профессии.

По прогнозу к 2029 году нехватка учителей превысит 190 000 чел.

Особо остро проблема с кадрами стоит в сельских регионах. И даже действующая программа «Земский учитель», в рамках которой педагоги могут получить до 1 млн. руб., фундаментально решить этот вопрос не способна.

Серьезную роль в отказе от работы или решении об увольнении играет низкая, по мнению педагогов, заработная плата.

По данным Федеральной службы государственной статистики, средняя заработная плата педагогических работников общего образования государственной и муниципальной форм собственности в 1 кв. 2021 г. составила 46 786 руб. против среднемесячной заработной платы работников в целом по экономике за аналогичный период – 54 709 руб. Разница в 7923 руб. – существенная. Не видя перспектив, молодые педагоги покидают профессию, так и не достигнув определенного уровня мастерства.

Необходимо отметить, что с 1 декабря 2008 года бюджетные организации РФ (в том числе – и школы) перешли на «трехэтапную» систему оплаты труда. Заработная плата педагога состоит из трех частей:

выплаты по тарифу;

компенсационные выплаты;

стимулирующие выплаты.

Система оплаты труда работников образовательных учреждений стала устанавливаться коллективными договорами, нормативными актами и локальными соглашениями. Отсутствие общих требований к таким системам на законодательном уровне повлекло за собой ряд практических проблем. В частности – серьезные различия по уровню заработных плат в образовательных учреждений одного региона.

Министерство Просвещения выступило с инициативой запуска пилотного проекта в целях утверждения единых требований к системе оплаты труда педагогов (единой модели расчета зарплат учителей). Пилотный проект планируют реализовывать в пяти регионах: с ноября 2021 гг. по 2023 г. А по итогам – разработать и внедрить общероссийские требования к системе оплаты труда. Предполагается, что данное нововведение сделает модель расчетов заработных плат более прозрачной и привлечет новые кадры в образование.

Еще один фактор, снижающий интерес к профессии, – постоянно растущее количество учеников на одного педагога (рис. 5).


t1637697941ae.png

Рисунок 5 – Динамика количества обучающихся в расчете на одного педагога (чел.)


Педагоги перегружены. Помимо образовательной деятельности, преподаватели “обременены” бюрократией, бесконечными отчетами, планированиями, что, в свою очередь, снижает мотивацию к работе.

В мае 2021 г. данный вопрос подняли депутаты фракции «Справедливая Россия». На рассмотрение Государственной Думы внесли законопроект, законопроект, предполагающий установить предельное соотношение числа обучающихся в расчете на одного педагога. В школах и колледжах – до 10 человек. В пояснительной записке к законопроекту указывалось, что данная мера позволит существенно снизить нагрузку и повысить качество образования. Помимо этого, депутаты предложили увеличить оплачиваемый отпуск, разрешить преподавателям долгосрочный выход на пенсию и установить минимальный оклад на уровне средней заработной платы региона. В Госдуме проект отклонили, сославшись на противоречия ряду Федеральных законов. Как будет регулироваться вопрос постоянно нагрузки педагогов в дальнейшем – говорить пока рано.

Решением проблемы нехватки учителей, и, в частности, молодых кадров, может стать дополнительная система стимулирования. Низкая заработная плата – первое, что «отпугивает» начинающих специалистов. И она, как правило, на уровень ниже, чем у педагогов с определенным опытом. Молодые учителя вынуждены брать на себя непосильные нагрузки и дополнительные часы, чтобы привести заработную плат у к чуть более высокому уровню. Во-вторых, необходимо развивать систему и материально стимулировать систему наставничества, когда опытные педагоги будут делиться опытом с молодыми специалистами и всячески поддерживать начинающие кадры в начале пути. Такая система в МБОУ СШ №22 г. Архангельск уже реализуется. За каждым молодым специалистом закреплен персональный наставник.

Проблемы, рассмотренные в данной статье, – не единственные, которые влияют на снижение качества отечественного образования. В качестве дополнительных факторов можно выделить:

1. Большую информационную загруженность обучающихся. Многие преподаватели-предметники считают свою дисциплину наиболее важной, и, вследствие чего, увеличивают нагрузку на школьников в виде дополнительных заданий, активного участия в профильных мероприятиях и конференциях. Это, в свою очередь, приводит к ограничению двигательной активности, общей перегруженности, снижению мотивации к учебе и качества образования. Педагоги забывают о том, что далеко не все ученики способны «схватывать» материал «на лету». А особенно – с учетом того, что около 40% времени урока учитель вынужден тратить на организационные моменты и проверку домашнего задания. 20-25 минут – время, которого недостаточно для эффективного усвоения нового материала. В такой “сжатый” промежуток многие обучающиеся попросту не могут перенести полученные теоретические знания на практику. Для решения данной проблемы учителю важно грамотно планировать учебную деятельность: ставить задачи по значимости выполнения и распределять объем выполняемой работы.

2. Консерватизм в образовательных учреждениях. Средний возраст российского учителя, согласно информации Министерства Просвещения, составляет 45-47 лет. К сожалению, не все педагоги готовы идти «в ногу со временем». Когда преподаватель в профессии уже более 25 лет, адаптироваться к новым изменениям (например, цифровизации образования) становится сложно. Проблема может решиться посещением курсов дополнительной подготовки и повышения квалификации. С другой стороны, мы сталкиваемся с новым противоречием: нехваткой времени у педагога и низкой мотивацией. Исследования показали, что реальное время работы российских педагогов отличается от времени работы зарубежных коллег как минимум на 9 часов. Вопрос перегруженности педагогов, как уже рассматривалось ранее, необходимо оперативно решать. Инициатива, предложенная депутатами партии «Справедливая Россия», могла бы повлиять на снижение нагрузки и повышение мотивации педагогов, но, к сожалению, не была поддержана на уровне Правительства.

Обобщая вышесказанное, можно выделить несколько путей решения проблемы ухудшения качества образования:

1. Повышение уровня материально-технического оснащения образовательных учреждений. Исследования, проведенные PISA, наглядно демонстрируют зависимость результатов обучающихся по трем группам дисциплин и МТО. Этот вопрос касается не только образовательных учреждений городских округов, но и сельских поселений.

2. Увеличение заработной платы педагогов и подключение дополнительных программ мотивации.

3. Снижение нагрузки на педагогов и обучающихся.

4. Разработка программы по поддержке молодых специалистов.



Список использованных источников:


1. Результаты оценки по региональной модели ПИЗА-2021. Официальный сайт: https://cppm.asou-mo.ru/media/attachments/2021/07/09/results_pisa.pdf

2. Результаты Российской Федерации в исследовании PISA. Официальный сайт: https://fioco.ru/pisa

3. Центр экономики непрерывного образования РАНХиГС. Официальный сайт: https://ipei.ranepa.ru/ru/publikacii-ceno/nauchnye-stati-ceno

4. Дистанционное образование для школьников. Портал Учи.ру. Официальный сайт: https://uchi.ru /

5. Законопроект№ 1176745-7 О внесении изменений в статью 47 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" в части установления дополнительных гарантий педагогических работников. Официальный сайт: https://sozd.duma.gov.ru/bill/1176745-7

6. Исследование удовлетворенности организацией дистанционного обучения в учебных заведениях. ВЦИОМ. Официальный сайт: https://old.wciom.ru/index.php?id=236&uid=10304




Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (2)

Потамошнева Наталья Алексеевна, 29.11.21 в 19:34 0Ответить Пожаловаться
Екатерина Николаевна, с победой Вас!!!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.