Методические рекомендации «Самостоятельная работа — условие активизации речемыслительной деятельности у детей с нарушением речи»

2
0
Материал опубликован 7 March 2021

Самостоятельная работа - условие активизации речемыслительной деятельности у детей с нарушением речи

Е.В.Седова


Реальная возможность повышения результативности работы по преодолению нарушений речи у детей с ОВЗ, непременное условие развития познавательной деятельности - активизация речемыслительной деятельности в процессе обучения.

Интеллектуальное развитие – важнейшее направление в процессе обучения. Научить детей учиться – одна из основных задач образования на современном этапе. Непременное условие – личностная включенность учащихся в учебный процесс, их активность и самостоятельность, умение думать.

Самостоятельная работа – является одним из распространенных приемов активизации речемыслительной деятельности.

При развивающем обучении нужно научить детей самостоятельно добывать знания, дать минимум знаний в соответствии с государственными стандартами, на основе которых учащиеся должны развить дальнейшее доказательство, сделать выводы, увидеть практическую применимость изученного.

Развитие личности ученика немыслимо без его самостоятельной деятельности, для осуществления которой используются разные формы самостоятельной работы.

Особенности организации самостоятельной работы.

- Самостоятельная работа должна носить целенаправленный характер. Это достигается четкой формулировкой цели работы. Задача учителя-логопеда заключается в том, чтобы найти такую формулировку задания, которая вызывала бы у детей интерес к работе и стремление выполнить ее как можно лучше. Учащиеся должны ясно представлять, в чем заключается задача и каким образом будет проверяться ее выполнение. Это придает работе учащихся осмысленный, целенаправленный характер, и способствует более успешному ее выполнению. Недооценка указанного требования приводит к тому, что учащиеся, не поняв цели работы, делают не то, что нужно, или вынуждены в процессе ее выполнения многократно обращаться за разъяснением к учителю. Все это приводит к нерациональной трате времени и снижению уровня самостоятельности учащихся в работе.

- Самостоятельная работа должна быть действительно самостоятельной и побуждать ученика при ее выполнении работать напряженно. Однако здесь нельзя допускать крайностей: содержание и объем самостоятельной работы, предлагаемой на каждом этапе обучения, должны быть посильными для учащихся, а сами ученики — подготовлены к выполнению самостоятельной работы теоретически и практически.

- На первых порах у учащихся нужно сформировать простейшие навыки самостоятельной работы. В этом случае самостоятельной работе учащихся должен предшествовать наглядный показ приемов работы с учителем, сопровождаемый четкими объяснениями, записями. Самостоятельная работа, выполненная учащимися после показа приемов работы учителем, носит характер подражания. Она не развивает самостоятельности в подлинном смысле слова, но имеет важное значение для формирования более сложных навыков и умений, более высокой формы самостоятельности, при которой учащиеся оказываются способными разрабатывать и применять свои методы решения задач учебного или производственного характера.

- Далее для самостоятельной работы нужно предлагать такие задания, выполнение которых не допускает действия по готовым рецептам и шаблону, а требует применения знаний в новой ситуации. Только в этом случае самостоятельная работа способствует формированию инициативы и познавательных способностей учащихся.

- В организации самостоятельной работы необходимо учитывать, что для овладения знаниями, умениями и навыками различными учащимися требуется разное время. Осуществлять это можно путем дифференцированного подхода к учащимся.

- Задания, предлагаемые для самостоятельной работы, должны вызывать интерес учащихся. Он достигается новизной выдвигаемых задач, необычностью их содержания, раскрытием перед учащимися практического значения предлагаемой задачи или метода, которым нужно овладеть.

- При выполнении учащимися самостоятельных работ любого вида руководящая роль должна принадлежать учителю-логопеду. Он продумывает систему самостоятельных работ, их планомерное включение в учебный процесс, определяет цель, содержание и объем каждой самостоятельной работы, ее место на занятие, методы обучения различным видам самостоятельной работы. Он обучает учащихся методам самоконтроля и осуществляет контроль за качеством, изучает индивидуальные особенности учащихся и учитывает их при организации самостоятельной работы.

- Самостоятельная работа предполагает активные умственные действия учащихся, связанные с поисками наиболее рациональных способов выполнения предложенных учителем заданий, с анализом результатов работы. В процессе обучения применяются различные виды самостоятельной работы учащихся, с помощью которых они самостоятельно приобретают знания, умения и навыки. Все виды самостоятельной работы, применяемые в учебном процессе, можно классифицировать по различным признакам: по дидактической цели, по характеру учебной деятельности учащихся, по содержанию, по степени самостоятельности и элементу творчества учащихся Собственно процесс самостоятельной деятельности представляется в виде триады:..мотив–действие–результат. Самостоятельная работа предполагает активные умственные действия учащихся, связанные с поисками наиболее рациональных способов выполнения предложенных учителем заданий, с анализом результатов работы.

Самостоятельная работа не самоцель. Она является средством борьбы за глубокие и прочные знания учащихся, средством формирования у них активности и самостоятельности как черт личности, развития их умственных способностей. Ребенок, в первый раз переступающий порог школы, не может еще самостоятельно ставить цель своей деятельности, не в силах еще планировать свои действия, корректировать их осуществление, соотносить полученный результат с поставленной целью. В процессе обучения он должен достичь определенного  достаточно высокого уровня, самостоятельности, открывающего возможность справиться с разными заданиями, добывать новое в процессе решения учебных задач. В структуру самостоятельной работы входит анализ задания, планирование работы, выполнение задания, проверка и оценка сделанной работы. Творческие самостоятельные работы являются главными в системе самостоятельной деятельности школьников. Эта деятельность позволяет учащимся получать принципиально новые для них знания, закрепляет навыки самостоятельного поиска знаний. Самостоятельная работа развивает у детей познавательные способности: наблюдательность, пытливость, логическое мышление, память, воображение, творческую активность.

Особенность самостоятельной работы заключается в том, что, ставя перед учеником какую-либо задачу, учитель оставляет его наедине с поставленной задачей. Требуется максимальная продуманность всех звеньев этой работы, учет и сопоставление ряда педагогических и психологических, а также методических факторов, а именно:

а) возрастных и индивидуальных возможностей учащихся;

б) специфики материала, подлежащего усвоению;

в) уровня знаний и умений, на которые будут опираться учащиеся при самостоятельной деятельности;

г) характера вопросов, заданий, иллюстративно-наглядного материала, а также приемов выполнения работы;

д) объема знаний и уровня навыков самостоятельной работы, которыми учащиеся владеют.

Самостоятельная работа должна предполагать такую самостоятельную деятельность, которая опирается на познавательный интерес и активность мышления, которые и развиваются в процессе выполнения самостоятельной работы.

Самостоятельная работа проектируется учителем-логопедом, проходит под его руководством и контролем.

Приёмы активизации речевой деятельности. Задания для самостоятельной работы.

1.Найди в каждом ряду лишнее, объясни почему не подходит.

та са по ка

та та пта та

до ды ну да

са ма сад ва

кот сок ро дом

сад мак лак дым

2.Выпиши лишнее слово.

Мак чашка яблоко помидор клубника

Ромашка блюдце персик баклажан груша

Роза суп огурец персик земляника

Лук тарелка груша слива малина

3.Подчеркни лишнее слово.

Таня Катя Петя Валя

Артём Катя Ваня Лёня

Иванов Петя Саша Андрей

Кузнецов Петров Саша Сергеев

Россия Москва Н.Новгород Сочи

Весна лето апрель зима

4.Продолжи ряд.

Абгаб…

Тскаотс…

Жи ши ша жи…

5.Найди слова, имеющие отношение к музыке.

спнотыфавк

киофортеао рарарфарен инсттрубат пидоктавар кнотыритма аопераббтб фбаянвальс мелодиясид магнитофон

6. Опиши, какой ты представляешь Золушку (другой сказочный образ).

7. Придумай начало сказки или закончи сказку.

Постановка мыслительных задач, цель которых состоит в самостоятельном получении ответа максимально активизирует мышление, побуждает сравнивать факты, формулировать правила, определения.

Самостоятельная работа дает возможность проявиться индивидуальности, формирует интеллект и характер.













в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации