12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ефременко Ольга Владимировна3059
Я работаю учителем начальных классов в сельской школе. ВКК. Высшее образование. Занимаюсь самообразованием. Работаю по программе УМК "Школа России". Надеюсь, что Вы найдете здесь для себя интересную информацию.
Россия, Воронежская обл., посёлок Калачеевский

Виды адаптации, её протекание в процессе онтогенеза

Адаптация (приспосабливание, приноравливание) - качество организма приспособиться к влиянию обстоятельств пребывающей около него находящейся сферы. В психологии различают следующие виды приспособления: физиологическую и социально-психологическую.

Физиологическая адаптация - совокупность функциональных взаимодействий организма в негативные влияния наружной сферы, сориентированных в поддержание характерного организму степени гомеостаза (условное физико-химическая стабильность внутренней среды организма). Восприятие нюансов данного типа приспособления необходимо с целью этого, для того, чтобы никак не убыстрить тренировочную службу, понимать, отчего ребята таким образом моментально и зачастую устают, отчего в данный этап в особенности нелегко сдержать их интерес, отчего таким образом принципиально формировать точный порядок дня.

Распорядок дня играет немаловажную роль в жизни первоклассника. К нему не так легко привыкнуть. Его необходимо так построить, чтобы ребята с удовольствием стремились пойти в школу. Различное стремление детей к школе, различное положение их самочувствия, таким образом, в любом единичном случае процедура приспособления достаточно несколько различная.

В нынешнее время перед общественной социально-психологической адаптацией осознают развитие приспособительных взаимодействий организма никак не только при действии негативных или сверхэкстремальных факторов среды, но и при действии обыкновенных (никак не экстремальных) факторов.

Социально-психологическое адаптирование содержит в себе:

1) развитие у детей профессионализма слушать, отвечать на деяния педагога, составлять план своей работы, подчинять разбору приобретенный итог.

2) развитие профессионализма определять общение с иными детками, создавать отношения со взрослыми, быть интересным, увлекательным и артельным с целью находящихся вокруг.

3) развитие профессионализма, точнее производить оценку своим действиям и поступкам одноклассников, пользоваться простейшими критериями оценки и самооценки (подобными аспектами обозначают целостность познаний, их объем, углублённость; вероятность употреблять навыки в разных моментах, в таком случае принимать фактически, и т д.).

Говоря о социально - психологической адаптации детей к школе, конечно невозможно никак не заострить внимание на проблеме приспособления к младшему коллективу. Как правило, проблемы в период приспособления появляются у детей, не навешавших детский сад, в особенности у единственных в семье детей. Учитель прекрасно понимает, что ребёнок, поступив в образовательное учреждение, не общаясь со своими ровесниками, придя в школу, требует к себе пристального внимания. Но мы прекрасно осознаем, что это зачастую происходит всё не так. Проблема заключается в том, что учитель абсолютно одинаково относится ко всем ребятам, но для этих ребяток становится большим стрессом изменение ситуации, не делая снисхождения никому и не выделяя кого-то своим вниманием, а одноклассники не стремятся торопиться принимать этих деток в качестве лидеров и не желают уступать им.

Через тот или иной период отец и мать подобных ребят, никак не усвоивших различного и разностороннего опыта общения со сверстниками, встретятся с их уклонением посещать школу, а так же с жалобами на то, что их все обижают, никто не слушает, учитель не любит и т.д. Причиной разрушения социально-психологической адаптации могут быть учебные трудности, ситуация постоянной неудачи, неадекватные требования педагога и родителей. Причем, недовольство взрослых, упреки, наказания только ухудшают ситуацию.

Отцу с матерью следует прилагать усилия отвечать одобрительно и безусловно правильно на все жалобы. Первоначально только, необходимо продемонстрировать своему чаду, что его почитают, любят, уважают, необходимо обладать способностью, выразить сочувствие, неосуждая при этом никого.

Когда ребенок достаточно спокоен, следует вместе с ним совершить анализ и выявить причины и последствия сложившейся ситуации, разъяснить, как вести себя в дальнейшем в подобных случаях. С такими детьми проще и легче работать. Приспособление человека к обстоятельствам сферы, прибывая общебиологическим качеством всего жизненного, одновременно с тем характеризуется высококачественной характерной чертой - она вынашивает сильно выявленный социальный характер. Ребенок, первоначально, обязан адаптироваться к воздействию условий общественной среды и формировать подходящие поведенческие взаимодействия предоставленной общественной микрогруппы: семейство, ясли, детский сад, учебные заведения и т. д.

Поэтому любой воспитатель обязан понимать, что к подобным ребятам необходим своеобразный необходимый подход и пристальнейший интерес со стороны педагога, специалиста по психологии.

Учителю и воспитателю следует понимать, что адаптационные способности ребят значительно менее, нежели взрослого человека и их безусловно необходимо беречь от сильно внезапных перемен условий существования, от влияния неожиданных для них нервирующих обстоятельств. Изучения действий адаптации ребят при поступлении их в ясли, детский сад и в среднее учебное заведение подтверждают об усиленной работе всех физиологических систем детского организма, что приводит к приостановке физического развития, снижению резистентности организма и формированию разных болезней. Значительное воздействие на ход адаптации оказывает неблагополучный анамнез ребенка: патологическое течение беременности у матери, неблагоприятные роды, частые заболевания ребенка, травмы головного мозга. Резко снижаются адаптационные возможности организма детей и подростков в критические периоды развития. Они быстро утомляются.

Мы обязаны хорошо сознавать, что при поступлении ребят в школу меняется характер их существования. Им доводиться адаптироваться к школьной перегрузке - физической, умственной и эмоциональной. Проведение многих часов в день за партой в школе, дома за столом приводит к напряжению статических мышц, поддерживающих осанку. Необходимы зарядки на уроках, которые помогают ребёнку немного отступить от школьной тематики и подумать о чём-то его интересующем и приятном, что поднимает настрой детей.

Незрелость опорно-двигательного аппарата детей младшего школьного возраста, а кроме того недостающее формирование координационных механизмов в коре головного мозга обусловливают несовершенство двигательной функции. Недостаточная сила нервных процессов, преимущество действий возбужденности над процессами торможения может до некоторой степени объяснить неустойчивость внимания, ухудшение памяти и быстрое утомление. Многие ученики испытывают гиподинамию, которая приводит к ухудшению функций нервной системы, внутренних органов, костной и мышечной систем и нарушению осанки.

Адаптация первоклассников к школьной нагрузке протекает в три фазы (А. Г. Хрипкова и др., ).

Первая - фаза ориентировочного приспособления - продолжается 2 недели и характеризуется повышением возбудимости ребят, ростом реактивности абсолютно всех систем. У 40% детей наблюдается повышенная двигательная активность.

Учитель должен осуществить данную актуально существенную необходимость через физкультминутки и организацию перемен с долгим пребыванием на свежем воздухе. Учитель обязан обладать умением организовывать экскурсии и игры на свежем воздухе.

Вторая - фаза сравнительно устойчивого приспособления - длится до 6-ти недель. В эту фазу совершается постепенное привыкание детей к новым условиям, к распорядку дня. Конечно это приспособление неустойчивое. Вследствие этого всевозможные перегрузки имеют возможность довести организм ребёнка до истощения, особенно ранима нервная система ребенка. Имеет возможность возникать агрессия, различные формы неврозов (страх и боязнь школы, учителя, плохих отметок и т. д.).

Установлено, что в среднем, около 15% детей могут не справиться со школьной нагрузкой. Совладать им обязан посодействовать учитель, отец или мать, специалист по психологии. На этой почве могут возникнуть различные болезни: наиболее часто встречаются заболевания органов дыхания, желудочно-кишечного тракта, инфекционные заболевания. В этом случае необходимо принимать во внимание состояние здоровья ребенка и условия его существования. Подобных ребят следует перевести на индивидуальное обучение либо подождать с его учёбой.

Третья - фаза неполного приспособления - длится от 16-ти до 20-ти недель. Она характеризуется тренировкой абсолютно всех систем организма: улучшением работоспособности, овладением навыками письма, чтения, счета. Формирование и продолжительность этой фазы зависят от условий, формируемых учителями и родителями.

Правильно сформированный порядок дня, об этом нельзя никогда забыть, постоянное полноценное питание и достаточный сон упрощают процесс адаптации детей к школьной нагрузке. Тем не менее, следует запомнить, что ни одна модель распорядка дня не может являться многоцелевой и универсальной, подходящей для всех ребят. В любом определённом случае следует принимать во внимание индивидуальные особенности ребенка.

У множества первоклассников к концу года отмечается потеря веса, замедление ростовых процессов, уменьшение артериального давления и высокая утомляемость. Мерой адаптации детей к школьным нагрузкам является уровень их здоровья.

Таким образом: выделенные три фазы адаптации, о которых мы говорили, взаимосвязаны между собой наиболее тесным образом, оказывают друг на друга непосредственное воздействие и устанавливают интегральную характеристику общего уровня функционирования всех систем организма. Эта интегральная характеристика представляет собой крайне динамичное образование, которое принято называть многофункциональным состоянием организма.

Список литературы

Учебники и учебные пособия

1.

Божович Л.И. Проблемы формирования личности [Текст]: избр. психол. труды / Моск. психол.-соц. ин-т РАО; под ред. Д.И.Фельдштейна; авт. вступ. ст. Д.И.Фельдштейн. - 3-е изд. / Л.И. Божович. - М.: МПСИ; Воронеж: НПО "МОДЭК", 2012 . - 264 с.

2.

Бударный, А.А. Пути и методы предупреждения и преодоления неуспеваемости и второгодничества. Автореферат. Канд. Дис. [Текст] / А.А. Бударный. - М.: Просвещение, 2014г.-521с.

3.

Мурачковский, Н. И. Как предупредить неуспеваемость школьников [Текст] / Н. И. Мурачковский. - Минск: Нар. асвета, 2013. - 80 с.

4.

Психическое развитие младших школьников: экспериментальное психологическое исследование [Текст] / М. Э. Боцманова [и др.]; под ред. В. В. Давыдова. - М.: Педагогика, 2013. - 152 с.

5.

Хрипкова А.Г., Антропова М.В., Адаптация организма учащихся к учебным и физическим нагрузкам. - М.: Педагогика, 2010- 240 с

6.

7.

Статьи из журналов и газет

Забрамная, С. Неуспеваемость как она есть [Текст] / С. Забрамная, Ю. Костенкова // Еженедельная методическая газета для педагогов-психологов Школьный психолог. - 2014. - №45. - 29с.

Заика Д. А. Адаптация первоклассников к школе [Текст] / Д. А. Заика // Молодой ученый. - 2014. - №12. -335 с.

Бударный, А.А. Пути и методы предупреждения и преодоления неуспеваемости и второгодничества. Автореферат. Канд. Дис. [Текст] / А.А. Бударный. - М.: Просвещение, 2014. - С 51

Психическое развитие младших школьников: экспериментальное психологическое исследование [Текст] / М. Э. Боцманова [и др.]; под ред. В. В. Давыдова. - М.: Педагогика, 2013. -С 15

Божович Л.И. Проблемы формирования личности [Текст]: избр. психол. труды / Моск. психол.-соц. ин-т РАО; под ред. Д.И.Фельдштейна; авт. вступ. ст. Д.И.Фельдштейн. - 3-е изд. / Л.И. Божович. - М.: МПСИ; Воронеж: НПО "МОДЭК", 2012. - С. 245-264

Заика Д. А. Адаптация первоклассников к школе [Текст] / Д. А. Заика // Молодой ученый. - 2014. - №12. - С. 333.

Мурачковский, Н. И. Как предупредить неуспеваемость школьников [Текст] / Н. И. Мурачковский. - Минск: Нар. асвета, 2013. -С. 80

Хрипкова А.Г., Антропова М.В., Адаптация организма учащихся к учебным и физическим нагрузкам. - М.: Педагогика, 2010г.- С.240

Бударный, А.А. Пути и методы предупреждения и преодоления неуспеваемости и второгодничества. Автореферат. Канд. Дис. [Текст] / А.А. Бударный. - М.: Просвещение, 2014. - С.121

Забрамная, С. Неуспеваемость как она есть [Текст] / С. Забрамная, Ю. Костенкова // Еженедельная методическая газета для педагогов-психологов Школьный психолог. - 2014. - №45. - С. 27

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.