12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Миловидова Анастасия Евгеньевна1751
Люблю учиться и узнавать что то новое)))
Россия, Оренбургская обл., Оренбург



12





Результаты педагогического эксперимента по методическому обеспечению внедрения историко-культурного компонента


В настоящее время в Оренбургской области, как и по всей стране идет непрерывный процесс образования. Так как новая Россия и новое образование требует и принципиально новых педагогических подходов, необходимо рассмотреть основные параметры педагогических целей образовательной организации. По моему мнению, ими являются:

- преодоление последствий образовательных реформ 1990-х годов;

- поиск новых технологических приемов для осуществления образовательных процессов;

- участие общественного мнения в формировании профессиональных стандартов преподавания истории;

- возможность реализации на базе образовательных учреждений проектов индивидуального развития обучающихся.

В настоящее время в российском историческом сообществе постоянно становится вопрос о том, что не совпадают официальные данные учебников, с новыми открытиями. Также одной из проблем я бы хотела выделить тот факт, что существует только однобокая часть исторической науки, и отсутствие целеполагания и идеологической основы, как было в СССР, когда было очень просто формировать понятийно-терминологический аппарат у студентов.

В настоящий момент определились следующие основные тенденции развития современного образования в нашей стране: «рост самостоятельности в принятии решений всех субъектов образовательной системы; возможность для любого учебного заведения разрабатывать и внедрять новые концепции обучения и воспитания, соответствующие им учебные программы, планы, открывать альтернативные классы и курсы на коммерческой основе».

Особенностью инновационного процесса в сфере образования является его структура. Выделены следующие структурные элементы инновационного процесса в образовании: «деятельностная, субъектная, уровневая, содержательная, структура жизненного цикла, управленческая, организационная».

Педагогические инновации классифицируются по различным основаниям: « в зависимости от инновирования определенной части учебно-воспитательного процесса (содержание образования, технология педагогического процесса, организация учебно-воспитательного процесса, управление и др.); по масштабу преобразований (частные, модульные, системные); временному охвату (краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные инновации); охвату людей; в зависимости от происхождения и направленности сил, побуждающих к инновационной деятельности (внешние и внутренние); по типу отношения к своему предшественнику (замещающие, отменяющие, возвратные, открывающие) и другие».

В современном мире главной тенденцией становится изучение исторического наследия разнообразных регионов, в том числе и тех, которые не отличаются богатым культурным наследием. Так, например: «Ярко проявляет себя тенденция смещения основных источников создания национального благополучия с использования природных ресурсов, физического, низко аккумулятивного труда и финансового капитала к максимальному включению наукоемких технологий и интеллектуального потенциала».

Таким образом, в современном мире главной задачей становится изучение возможностей образовательного пространства среднего профессионального образования, что может привести к изучению образовательных изменений в современном обществе.

С научной точки зрения необходимо провести анализ подготовленности преподавателей для работы с новым стандартом.

Педагогический эксперимент проходил в три этапа:

1. Констатирующий эксперимент, с целью выявления уровня развития методического образования в системе среднего профессионального образования:

2. Формирующий эксперимент на базе преподавателей и студентов техникума, по реализации задач нашего исследования.

3. Контрольный эксперимент, с целью выявления методического обеспечения внедрения историко-культурного компонента в системе СПО с помощью анкетирования.

Результаты анализа базы исследования

Основные результаты диагностического обследования показали ряд характеристик и тенденций развития методического обеспечения внедрения ИКС:

1. Около 75% педагогов ГАПОУ «Гуманитарно-технический техникум» г. Оренбурга несмотря на тяжелую ситуацию смогли оценить свою работу на положительную оценку, по результатам анкетирования, они сочли что положительных элементов все же больше.

2. В ГАПОУ «Гуманитарно-технический техникум» г. Оренбурга общая доля молодых специалистов (до 3 лет), составляет общее число 13% от 100%, отметили, что испытывают значительные затруднения в преподавании цивилизационных подходов.

3. Более - 75 % преподавателей полагают что методическое обеспечение образовательных организаций находится на невысоком уровне.

4. Большинство педагогических работников недостаточно хорошо владеют современной методической базой

5. Более 80% педагогов не одобряют введение нового ФГОС в системе СПО

6. Более - 97% учителей испытывают напряженность на работе, а 38% испытывают хронический стресс.

7. Существенный процент педагогов 74% ознакомлены с содержанием историко-культурного стандарта

8. Около 87% педагогов ГАПОУ «Гуманитарно-технический техникум» г. Оренбурга отмечают, что занимаются внеурочной деятельностью, воспитательной работой, классным руководством, внеклассными и внешкольными воспитательными мероприятиями.

9. Свою главную задачу в техникуме, 67% коллектива ГАПОУ «Гуманитарно-технический техникум» г. Оренбурга видит в формировании личности, способной глубоко, логично и творчески анализировать свое поведение и поступки, воспитание высоких гражданских качеств, готовности к непрерывному образованию, с развитой предприимчивостью.

10. Более 70% работающих педагогов не готовы заниматься дополнительной методической работой

11. По доминирующей тенденции наиболее существенными затруднениями у педагогов были выявлены:

- формирование мотивационной составляющей;

- выбор возможностей обучения;

- изложение различных мировоззренческих подходов;

- использование технических средств обучения.

У более опытных педагогов наряду с этими факторами существенные затруднения вызывают научная организация педагогического труда и обеспечение личной направленности педагогического воспитательного процесса.

12. Среди профессиональных интересов появляется возможность использования элементов цифровой образовательной среды, а также традиционно выражены интересы к литературе по специальности, по методикам обучения и воспитания, а также к психологической литературе.

13. Наиболее существенные затруднения преподавателей в повышении своего профессионального и культурного роста связаны:

- с частым изменением учебных программ и требований;

- нехваткой времени для самообразования и средствами для приобретения необходимой литературы;

- отсутствием необходимых учебных пособий, то есть в основном с внешними факторами социогенного характера.

14. В целом, педагоги адекватно воспринимают систему современных требований к методическому обеспечению образовательного процесса.

В ходе констатирующего эксперимента, проводимого на базе ГАПОУ «Гуманитарно-технический техникум» г. Оренбурга была проведена преимущественно исследовательская работа, изучено около 50% методической литературы, представленной в исследовании методического обеспечения образовательного процесса.

Нами были сформулированы основные векторы, по которым будет вестись работы по всем интересующим нас направлениям:

На данном этапе исследования весь процесс мы разделили на три обучающих этапа. Содержание этапов формирования у студентов понимания понятия историко-культурного компонента:

1. Мотивационный. Для студентов была разработана анкета «Я вхожу в мир историко-культурного компонента.

2. Системообразный. Создание методической базы для проведения исследования, разработка новых УМК, проведение «Ажурной пилы» (понятийный аппарат)

3. Метод самоанализа. Совместно с преподавателями методической комиссии гуманитарных дисциплин ГАПОУ «Гуманитарно-технический техникум» г. Оренбурга был проведен анализ работы со студентами, 50% отметили возросший интерес к изучению истории системы образования в России.

В качестве критериев результата формирования историко-культурной компетенции у студентов мы взяли: «сформированность системы историко-культурных знаний и умений (как когнитивный показатель); степень выраженности мотивации (как мотивационный показатель); эффективность осмысления историко-культурный ценностей (как рефлексивный показатель)».

Для обеспечения результата разработана методическая продукция: ГАПОУ «Гуманитарно-технический техникум» г. Оренбурга рабочая тетрадь по истории для специальности электромонтаж по дисциплине ОГСЭ.02. История, базовыми заданиями сдали анализ и сравнение исторических документов, разнообразные викторины, работа выставлялась на различных педагогических конкурсах.

На платформе гугл-класс было создано анкетирование студентов с ключевым вопросом: как вы понимаете термин методическое обеспечение внедрения историко-культурного компонента в обучении студента техникума?

В опросе приняли участие около 2045 человек, ключевым ответом стал вариант: это создание методики преподавания, различные учебники, тетради и т.д.

Анализ результатов опроса студентов показал: «что студенты не столько отрицают значимость для своей жизни общекультурной компетенции, сколько плохо представляют себе, что это такое; подавляющее большинство студентов не высказывают категорического неприятия к работе по развитию собственной компетентностной грамотности».

Занимаясь изучением учебно-планирующей документации в ГАПОУ «Гуманитарно-технический техникум» г. Оренбурга были поставлены следующие этапы внедрения историко-культурного стандарта в системе среднего профессионального образования:

посещение курсов повышения квалификации преподавателями ГАПОУ «Гуманитарно-технический техникум» г. Оренбурга в срок 2019-2020 гг.

Повышение уровня методической компетенции педагогов благодаря использованию сайта «Единый урок»

Анкетирование около 39 % студентов ГАПОУ «Гуманитарно-технический техникум» г. Оренбурга через систему мираполис, с 10 вопросами, касающимися их методической грамотности.

При реализации методического компонента, необходимо учитывать внутренние условия формирования личностных установок участников образовательного процесса:

- формирование установки на познавательную деятельность, на самостоятельную работу;

- ценностные ориентации студентов на познавательную деятельность.

Основным видом занятий, где студент проявлял свои знания, умения и навыки, являются семинарские занятия. Поэтому идеально: «применять разнообразные формы их проведения: беседа, обсуждение докладов, свободная дискуссия, обсуждение научной литературы, рефератов, защита и оппонирование тезисов, проблемный анализ актуальных статей».

В ГАПОУ «Гуманитарно-технический техникум» г. Оренбурга было проведено заседание методического совета, как показали результаты анализа методической литературы для внедрения историко-культурного компонента в обучении студента техникума, необходимо: «овладение опытом работы с художественными, научными, справочными, учебно-методическими текстами; умением вести учебные исследования, готовить сообщения и выступать с докладами; навыками художественного аутентичного восприятия, переживания, понимания художественного произведения; навыками общения в процессе восприятия и изучения явлений культуры; мыслительными операциями - анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация; большинство студентов овладели умениями устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, отделять существенные свойства предметов от несущественных, выделять из числа существенных связей ведущие, на основе анализа фактов выдвигать гипотезы, проверять и защищать их, полемизировать со своими оппонентами, опровергать их умозаключения, излагать свои мысли логически, оперировать своими знаниями, осуществлять научный анализ явлений»;

МК гуманитарных дисциплин разработала систему, направленную на повышение уровня методической грамотности в студенческой среде ГАПОУ «Гуманитарно-технический техникум» г. Оренбурга, включает в себя:

- проблемный вебинар «Знание истории студентами 1-3 курсов ГАПОУ «Гуманитарно-технический техникум» г. Оренбурга;

- педагогический совет «Возможности современного образования и работа над историческим образованием в ГАПОУ «Гуманитарно-технический техникум» г. Оренбурга;

- разработка комплексных мер поддержки преподавателей истории ГАПОУ «Гуманитарно-технический техникум» г. Оренбурга

- создание отдельной личной страницы в мираполисе «Методическое обеспечение внедрения историко-культурного компонента в обучении студента техникума ГАПОУ «Гуманитарно-технический техникум» г. Оренбурга»

Студентам 2 курса ГАПОУ «Гуманитарно-технический техникум» г. Оренбурга были предложены различные варианты развития своей внутренней личности, в том числе и связь с мотивационным потенциалом, и культурной средой.

Так как студенты обучаются в ГАПОУ «Гуманитарно-технический техникум» г. Оренбурга на техническом профиле: «нужна культурная среда, которая бы создавала поликультурное образовательное пространство вуза, для решения данных задач возможна реализация в виде проведения ежегодной викторины по гуманитарным наукам, которые способны служить мотивационным мостком, вызывая интерес у студентов».

В контексте современной образовательной среды и программам обучения, представленным в Оренбургской области необходимо: «исходить из того, что высокий духовный уровень университетской социокультурной среды должен обеспечиваться путём организации «полей жизнедеятельности», формирующих историческую, духовно-нравственную культуру студентов» [8].

Анализ результатов показал, что:

- в своей оценке уровня своей методической компетентности студенты 1 курса ГАПОУ «Гуманитарно-технический техникум» г. Оренбурга ставят себя 34 % владения информацией;

- студенты 2 курса ГАПОУ «Гуманитарно-технический техникум» г. Оренбурга ставят себя 50 % владения информацией;

- студенты 3 курса ГАПОУ «Гуманитарно-технический техникум» г. Оренбурга ставят себя 64 % владения информацией;

- преподаватели спецдисциплин ГАПОУ «Гуманитарно-технический техникум» г. Оренбурга ставят себя 59 % владения информацией;

- преподаватели общеобразовательного цикла ГАПОУ «Гуманитарно-технический техникум» г. Оренбурга ставят себя 89 % владения информацией.

Таким образом, формируется ключевая идея проведенного анкетирования показала, что самооценка отличается высоким уровнем ожиданий и притязаний.

Реальные результаты отличаются в негативную сторону:

- методическая грамотность студентов 1 курса ГАПОУ «Гуманитарно-технический техникум» г. Оренбурга составляет всего 4 % владения информацией;

-у студентов 2 курса ГАПОУ «Гуманитарно-технический техникум» г. Оренбурга ставят себя около 7 % владения информацией;

- у студентов 3 курса ГАПОУ «Гуманитарно-технический техникум» г. Оренбурга зафиксировано всего 11 % владения информацией;

- у преподавателей спецдисциплин ГАПОУ «Гуманитарно-технический техникум» г. Оренбурга около 33 % владения информацией;

- у преподавателей общеобразовательного цикла ГАПОУ «Гуманитарно-технический техникум» г. Оренбурга приблизительно 69 % владения информацией.

Данные статистические сведения позволяют нам сделать определенные выводы касательно качества подготовки студентов и преподавателей ГАПОУ «Гуманитарно-технический техникум» г. Оренбурга:

- отсутствует критический анализ полученной информации;

- существует целый блок информационных проблем, связанных с внедрением историко-культурного компонента.

Методическая комиссия ГАПОУ «Гуманитарно-технический техникум» г. Оренбурга пришла к следующим выводам:

- историко-культурный компонент отличается повышенной сложностью в освоении студентами;

- необходимо усилить методическую подготовку преподавателей;

- изучить новые концепции цифровой образовательной среды.

Таким образом: «историко-культурный стандарт делает акцент на многоуровневом представлении истории, поэтому он не отрицает существовавшие и существующие методы классического образования, но дополняет их содержательно и деятельностно».

В связи с программной развития образовательной среды России: «концепция стандарта позволяет на курсах повышения квалификации проводить интегрированные занятия, интересные и полезные как для историков и обществоведов, так и для географов, учителей МХК, ИЗО, ОРКиСЭ. Стандарт позволяет осмыслить историческое прошлое как единый духовно-смысловой и культурно-политический феномен, изучаемый нами с разных позиций». Тем самым, историко-культурный стандарт рассматривается на курсах как надежная научно-методическая основа не только изучения истории, но и интеграции.

Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров многих предметных областей образования: «В связи с этим педагогам на курсах повышения квалификации предлагается самостоятельный сравнительный анализ положений ФГОС и ИКС с последующим совместным обсуждением».

Историко-культурный компонент, в настоящее время представляет собой слабую систему основанную на попытках создать яркие характеристики исторических личностей, исторических портретах, что само по себе является частью мирового образовательного компонента. В современном актуальном изучении истории как науки необходимо формирование своей собственной позиции относительно прошлого, настоящего и будущего России и понимание своей собственной неповторимой роли в историческом процессе: «рассмотрению этого аспекта содействуют задания с анализом проблемной ситуации или конкретного примера из истории России, направленные на самостоятельное критической отношение к историческому прошлому и современным общественным проблемам».

Историко-культурный компонент представляет собой осознанную попытку внести данные о российской истории, переосмысление ценностей, формирование гражданственности и патриотизма, попытку предотвратить фальсификацию исторических данных, изучение ключевых вопросов, поиск новых научных подходов, формирование исторической логики, а также формулировка целей и задач: «Концептуально важно сформировать у учащихся представление о процессе исторического развития как многофакторном явлении».

Таким образом, формирование исторического познания в России как стране многонациональной приводит к тому, что здесь создаются основы для единого мира основанного на тесных, дружеских связях, этническом обмене, сохранении национальных традиций и умении принять что-то новое в своей и чужой культуре. Мы можем увидеть, что Россия всегда отличалась своей национальной терпимостью, и задача российский преподавателей истории сохранить эту национальную терпимость, и в тоже время достигнуть высочайшего уровня гражданственности и патриотизма в головах студентах. Для того был разработан курс вебинаров: «Учитель Оренбуржья — построение гражданственности».

Содержательное наполнение модели представлено в виде взаимосвязанных и взаимообусловленных звеньев: методов: «дидактического построение учебного процесса на диалогической и личностно-смысловой основе); методов: дидактического (дискуссионные лекции, диспуты), проблемного (лекции с запланированными ошибками), практического (встречи с деятелями культуры, посещение музеев); средств (информационных, обучающих, диагностических)» .

«Процесс формирования единого культурно-исторического пространства и соответствующее изменение системы образования не может быть быстрым и однозначным: «В условиях многонационального и поликультурного российского общества будущее Российской Федерации во многом определяется уровнем взаимного доверия между народами, качеством межнациональных отношений».

Анализ отражения России в литературе и искусстве на курсах повышения квалификации дает эффект именно ценностно-смыслового и феноменологического восприятия истории.

В заключение следует сказать, что историко-культурный стандарт может стать не только научно-методологической, но и мировоззренческой базой формирования новой народной школы, опирающейся по мысли К. Д. Ушинского на принципы народности, духовности и научности. «Необходимым условием этого становится активная самоорганизация общества – ученых, методистов, педагогов, детей, родителей – в процессе формирования гражданской идентичности, базовых национальных ценностей и нового культурно-исторического пространства России».

Делая выводы о необходимости реализации историко-культурологического подхода в повышении квалификации учителей истории, отметим, что в этом случае у педагогов формируется способность рефлектировать ментальные основания мышления и поведения, деятельности и массового сознания людей из различных культурно-исторических и социокультурных сред (методологическая компетентность); « умение анализировать исторические источники, которые помогают реконструировать историческое прошлое, осознавать и оценивать текущие события (исследовательская компетентность); терпимое отношение к другим взглядам, мнениям, духовным (этнокультурным, религиозно культурным) традициям; стремление участвовать в диалогических формах общения при обсуждении неоднозначно трактуемых вопросов исторического прошлого и современного общественного развития (коммуникативная компетентность)».







Опубликовано в группе «Бесплатные всероссийские и международные конкурсы для учителей»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.